Сообщающиеся сосуды


Цель урока:



  • формирование интеллектуальных
    умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в
    быту, технике, природе;
  • овладение умениями проводить
    наблюдения явления, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять
    полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств,
    для решения физических задач;
  • развитие познавательных
    интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний;
  • воспитание убежденности в
    возможности познания природы;
  • применение полученных знаний и
    умений для решения задач повседневной жизни.

Учащиеся должны
I уровень.



  • уметь опознавать сообщающиеся
    сосуды;
  • знать, как располагается однородная
    жидкость в сообщающихся сосудах.

II уровень.



  • уметь обосновывать расположение
    поверхностей однородной жидкости в сообщающихся сосудах;
  • знать, как располагаются
    поверхности жидкости в сообщающихся сосудах с разной плотностью.

III уровень.

  • уметь обосновывать расположение
    жидкости с разной плотностью в сообщающихся сосудах;
  • уметь применять эти знания при
    решении задач.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Этап Учитель Учащиеся
I . Актуализация знаний Какое явление мы сейчас изучаем? Давление жидкости на дно сосуда.
От чего зависит давление жидкости на дно сосуда? Давление жидкости зависит от высоты столбца и плотности
жидкости.
Какой буквой обозначается давление? Буквой Р.
В каких единицах измеряется давление? В Паскалях
Как читается закон Паскаля? Давление, производимое на жидкость или газ, передается в
любую точку одинаково по всем направлениям.
II . Организация деятельности учащихся Незнайка спрашивал Коротышку «Как работают фонтаны в
Солнечном городе?»
1) мотивация Кто-нибудь из вас может ответить на этот вопрос? Сегодня мы с вами вместе найдем ответ.
Посмотрите на сосуды, которые у нас сегодня стоят на
столах. Все они разные, но что-то их объединяет. Что же это?
Такие сосуды называются сообщающимися.
Все сосуды соединены в нижней части.
Мы сегодня с вами изучим закон сообщающихся сосудов. Записывают в тетрадях тему урока.
2) постановка учебной проблемы Что будет, если в один из таких сосудов налить жидкость? Жидкость будет перетекать в другой сосуд.
А почему жидкость потечет в другой или другие сосуды? Потому, что она давит на дно.
До какого уровня жидкость будет вытекать?
3) выдвижение гипотез От чего это может зависеть? От высоты сосудов.
От ширины сосудов.
От формы сосудов.
4) проверка гипотез Как узнать какие из этих гипотез правильные? Надо их проверить с помощью опытов.
Выполняют фронтальные
эксперименты.
5) разучивание темы Итак, из опытов следует, что в сообщающихся сосудах любой
формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном
уровне. Это первый закон сообщающихся сосудов.
А как это можно обосновать?
Почему уровни одинаковые?
Жидкости не перемещаются из одного сосуда в другой, значит
давления во всех сосудах на любом уровне одинаковые. Жидкость в обоих сосудах
одинаковая, т.е. имеет одну и ту же плотность. Следовательно, должны быть
одинаковы и высоты.
6) вторая постановка проблемы А если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость
одной плотности, а во второй – другой?
Делают опыт и вывод. Высота столба жидкости большей
плотности меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
7) разучивание темы Покажем это теоретически, используя закон Паскаля и ранее
изученный материал о давлении жидкости на дно сосуда (делает записи и рисунки
на доске)
Выбираем за нулевой уровень границу раздела жидкости.
Согласно закону Паскаля давление на одном уровне одинаково в обоих сосудах.
Значит в равновесии давление столбика масла Р1, расположенного выше нулевого
уровня, равно давлению столбика воды
Р1=Р2,

Р1 = р 1 g h 1,
Р2 =р2 g h 2,
р1 g h 1 = р2 g h 2
h 1 = р1

h 2 р2

Вывод: высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся
сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Если р1 = р2, то h 1 = h 2

т.е. однородная жидкость в сообщающихся сосудах
устанавливается на одном уровне.

Делают рисунки и записи в тетрадях.
III . Применение новых знаний Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных
технических устройствах.
Сообщение учащихся по темам:
«Работа шлюзов», «Водопровод с водонапорной башней»
А теперь, кто из вас поможет Незнайке разобраться, как
работают фонтаны?
Демонстрируют и объясняют действие фонтана.
IV . Контроль знаний Самостоятельная работа учащихся по карточкам и вариантам (сдают работы учителю).
Учитель вывешивает коды правильных ответов на доске. Считают количество правильных ответов.
V . Организация работы дома Тем, кто набрал 5 правильных ответов, домашнего задания
нет, они будут решать олимпиадные задачи
4 ответа — Задание 9 (3)
3 ответа — Задание 9 (1,2)
2 ответа — Упражнение 16 (1,2)

1 ответ — § 39 (прочитать и ответить на вопросы)
VI . Рефлексия Как вам понравился урок? Довольны ли вы своей
деятельностью на уроке?
Показывают сигнальные карточки с «рожицами».
Спасибо за работу. До свидания.



Следующий: