Соли

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

Изучить состав, строение и
номенклатуру солей.

Задачи урока:

  • образовательные: актуализировать знания
    учащихся по темам «Степень окисления»,
    «Оксиды», «Основания», «Кислоты»;
    формирование практических умений: определять
    вещества разных классов с помощью индикаторов,
    работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая
    правила техники безопасности;
  • развивающие: культура речи и письма,
    познавательных и общеучебных умений и навыков;
    развитие у учащихся логических мыслительных
    операций: умение анализировать, сравнивать и
    делать выводы, исследовательских и практических
    навыков, развитие критического мышления;
  • воспитательная: формировать
    добросовестное отношение к учебному труду,
    положительную мотивацию к учению;
    способствовать воспитанию гуманности,
    дисциплинированности, эстетического восприятия
    мира, умение работать в коллективе.

Тип урока:

комбинированный.

Методы, приемы работы:

Словесно-наглядные,
диалогические методы, практический эксперимент.

Оснащение урока:

  • презентация «Соли», компьютер, проектор,
    интерактивная доска, оборудование для
    лабораторного опыта: штатив с пробирками под
    номерами (кислота, щелочь, поваренная соль),
    индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый,
    фенолфталеин;
  • раздаточный материал с планом и заданиями урока
    (информационный лист).
  • СD «Виртуальная лаборатория»/ коллекция/
    Щелочные и щелочноземельные металлы/CaCO3, MgCO3,
    MgSO4, Ca3(PO4)2, CaSO4 x 2H2O
  • СD 1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый
    курс, 8-9 кл./раздел «Свойства неорганических
    веществ»/Щелочные и щелочноземельные металлы»/
    соли щелочных металлов.
  • СD 1С:Школа. Химия,
    8класс/галерея/фотоальбом./Соли/Кислые, основные

Литература:

Учебник О.С. Габриеляна «Химия 8
класс». Дрофа, М, 2007.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивационно-риентировочный
этап.

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений,
поэтому должны знать не только состав и
применение веществ, но и влияние их на организм
человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и
сегодня приступим к изучению соединений нового
класса.

Эпиграф урока

«Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь :»
А. Дистервег

II. Вводная часть.Нацеливание на изучение новой
темы.

Творческое задание учащихся:»Угадайте
вещество» (слайд 3-4)

В чёрном ящике

-

  • Вещество, без которого невозможна жизнь
    растений, животных и человека.
  • Это химическое соединение необходимо для
    существования в крови эритроцитов, сокращения
    мышц, переваривания пищи в желудке.
  • В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг.
    этого вещества.
  • Это вещество — символ гостеприимства и радушия
    русской нации.
  • Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд
    этого вещества съесть.
  • «Знаете ли вы, что:»(слайд 5)
  • Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5
    км.
  • Поваренной солью, извлеченной только из морской
    воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного
    шара слоем130 м.
  • А для территории Европы этого количества
    хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль -

представитель класса
солей. Сегодня мы начинаем знакомство с
веществами этого класса. Изучение веществ
строится в логической последовательности:
состав- строение -свойства- значение-
применение.

Тема урока: Соли

(Учащиеся записывают тему урока, формулируют
цели урока (по аналогии с изученными темами)).

Цели урока:

1. Познакомиться с новым классом неорганических
соединений — соли.

2. Изучить состав, номенклатуру и классификацию
солей.

III. Проверка знаний учащихся.

Актуализация
знаний о различных классах неорганических
соединений.

-

Какие классы веществ вам известны? (слайд 6)

«Интеллектуальная разминка

«(слайд 7-11)
интерактивное задание:

Установите соответствие между названием
класса и его представителями.

- На основании анализа состава веществ,
распределите их по группам, выявляя
отличительные свойства каждой группы.Назовите
каждое вещество.

- Проанализируйте состав оставшихся веществ,
сравните их формулы с представителями других
классов.

- Как распознать вещества, относящиеся к разным
классам?

- Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт)

(слайд
12)

У вас на столах в 3-х пробирках под номерами
прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид
натрия и поваренная соль.

Определите содержимое каждой пробирки.
(Инструктаж по правилам ТБ). Работают в паре
(использование таблицы «Окраска индикаторов»).

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой
теме.

1.- Выделите существенные признаки состава
солей.

- Дайте определение новому классу — соли.

- Какая связь существует в этих соединениях?

- Что такое ионы? (Важный вопрос, который поможет
вам составить формулы солей). Работа по таблице
растворимости.

2. Составление формул солей (слайд 13).

Вывод.

Соли можно рассматривать как
производные кислот и оснований (слайд 14).

3. Пошаговый алгоритм составления формул
солей(слайд 15) (интерактив).

4. Заполнение таблицы «Номенклатура солей»
(слайд 16).

Первый пример объясняет учитель,
остальные-учащиеся у доски.


Кислота Кислотный остаток, заряд иона Название кислотного остатка Пример соли Название соли
Соляная HCL CL- Хлорид-ион Na+Cl- хлорид натрия
Серная H2SO4 SO42- Сульфат-ион Ca?+SO42- сульфат кальция
АзотнаяHNO3 NO3- Нитрат-ион K+NO3- нитрат калия
Угольная H2CO3 CO32- Карбонат-ион Mg2 +CO32- карбонат магния
Фосфорная H3PO4 PO43- Фосфат-ион Li3+PO43- фосфат лития

V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер «Составление формул солей
кальция». Задание: составьте формулы солей,
назовите вещества (слайд 17) (интерактивное
задание).

2. Составление обратных генетических
рядов(слайд 18)(интерактивное задание).

Для соли составить формулы гидроксидов, т.е.
формулы соответствующих этой соли основания и
кислородосодержащей кислоты, для последних
напишите формулы соответствующих имоксидови для
них, в свою очередь, формулы соответвующих им
металла и неметалла.

VI. Подведение итогов урока.

- Что изучили сегодня на уроке?(Познакомились
с новым классомвеществ: изучили состав, строение
и номенклатуру солей).

VII. Объяснение домашнего задания.Домашнее
задание:

(слайд 19)

  • учить параграф 21, до стр.110; упр.1.2; учитьтаблицу;
  • творческие задания (по желанию):»Угадайте
    вещество»,кроссворд, загадки.

VIII. Рефлексия собственной деятельности

Ответьте на утверждение знаком «+» или «-»:

(слайд
20)

1. На уроке было над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил
ответы.

4. По новой теме мне необходима дополнительная
консультация учителя.

5. На уроке я поработал добросовестно.

Следующий: