Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства

I. Образовательные:

- добиться, понимания понятия соли в свете теории электролитической
диссоциации;

- акцентировать внимание на возможности интеграции курсов химии, биологии,
географии.

II. Воспитательные:

- культура труда: ведение тетради, красивые записи, чистота рабочего листа;

- культура речи: умение правильно и грамотно отвечать на вопросы.

III. Развивающие:

- способствовать обогащению словарного запаса;

- развивать умение выделять главное, существенное;

- развивать умение сравнивать, обобщать, выступать перед своими товарищами.

Цель урока: привести в систему знания учащихся о свойствах солей,
закрепить умение писать полные и сокращенные ионные уравнения.

Оборудование:

  1. На демонстрационном столе:
    • карбонат натрия и соляная кислота;
    • сульфат меди (II) и гидроксид натрия;
    • хлорид бария и сульфат меди (II);
    • железный гвоздь и сульфат меди (II).
  2. Таблица классификации солей.
  3. Электрифицированный стенд “Взаимодействие неорганических веществ”
  4. Проектор
  5. Магнитная доска, кроссворд.

Ход урока

Фронтальная беседа:

  • дать понятие, что такое кислота в свете теории электролитической
    диссоциации;
  • какие химические свойства кислот вам известны?

К доске приглашаются два ученика.

1-му ученику задание: составить химическое уравнение взаимодействия цинка с
соляной кислотой и рассмотреть в свете теории электролитической диссоциации.

Ответ: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0 + 2H+ + 2Cl-
= Zn2+ + 2Cl- + H20

Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2

Дополнительный вопрос: к какому типу относится эта реакция? Дать понятие.

2-му ученику задание: составить уравнение реакции взаимодействия соляной
кислоты и гидроксида натрия.

Ответ: HCl+NaOH = NaCl + H2O

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+
+ Cl- +H2O

H+ + OH- = H2O

Дополнительный вопрос: к какому типу относится эта реакция? Дать понятие.

Работа с классом (на экране).

Дано: HCl, H2SiO3, H2SO4, HNO3,
H2CO3, H2SO3

Вариант 1.

А) выписать одноосновные кислоты;

Б) выписать сильные кислоты;

В) выписать кислородные кислоты.

Вариант 2.

А) выписать двухосновные кислоты;

Б) выписать слабые кислоты;

В) выписать бескислородные кислоты.

Ответы проверяем на экране.

Вариант 1

1) HCl, HNO3; 2) HNO3, HCl, H2SO4;
3) HNO3, H2SO4, H2SiO3, H2CO3,
H2SO3.

Вариант 2

1) H2SO4, H2SiO3, H2CO3,
H2SO3; 2) H2SiO3, H2CO3,
H2SO3; 3) HNO3, HCl.

Записать какие гидроксиды соответствуют следующим кислотам:

SO3 → ; N2O5 → ; SiO2 → ; P2O5
→ ; CO2 → ; SO2 → ;

Изучение нового материала.

Проблема.

Вопрос. При диссоциации каких веществ в растворе образуются анионы кислотного
остатка?

Вопрос. Как можно из кислоты получить соль?

Записываем тему урока.

Вопрос. Что такое соль в свете теории электролитической диссоциации?

Соль – электролит, который образует при диссоциации катионы металла и анионы
кислотного остатка.

NaCl = Na+ + Cl-

CuSO4 = Cu2+ + SO42-

Ca(NO3)2 = Ca2+ + 2NO3-

Рассмотрим классификацию солей.

Вопрос. Как образовались средние соли?

Средние соли – продукт полного замещения атомов водорода на металл.

Давайте вспомним название солей образованных кислотами. Если вы правильно
ответите, то в колонке под буквой “А” сможем прочитать фамилию композитора.



  1. Название солей угольной кислоты.
  2. Название солей фосфорной кислоты.
  3. Название солей бромоводородной к-ты.
  4. Название солей соляной кислоты.
  5. Название солей сероводородной к-ты.

  6. Название солей сернистой кислоты.

  7. Название солей азотной кислоты.

Составить формулы средних солей, образованные:

Вариант 1 – калием;

Вариант 2 – кальцием; и следующими кислотами: HNO3, HCl, H2CO3,
H2SO4.

Ответы на экране:

Вариант 1. KNO3, KCl, K2CO3, K2SO4.

Вариант 2. Ca(NO3)2, CaCl2, CaCO3,
CaSO4.

Рассмотрим диссоциацию многоосновных кислот на примере серной кислоты.

H2SO4 = H+ + HSO4-

HSO4- = H+ + SO42-

Названия кислых солей образуются из названий солей с добавлением слова
“гидро”.

NaHCO3 – гидрокарбонат натрия

KHSO4 – гидросульфат калия

Ca(HCO3)2 – гидрокарбонат кальция

Кроме средних и кислых солей, существуют и основные соли.

Основные соли – продукт неполного замещения гидроксогруппы в основании на
кислотный остаток. Название солей образуется от названия соли с добавлением
слова “гидроксо”.

CaOHCl – гидроксохлорид кальция, MgOHNO3.

Закрепление.

KNO3, KHSO4, Ba(NO3)2, BaOHNO3,
Ba(NO3)2, (BaOH)2SO3, Ba(HSO3)2

Перейдем к изучению химических свойств солей в свете теории электролитической
диссоциации.

Опыт №1.

Взаимодействие соли с кислотой.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO3- + 2H+ + 2Cl-
= 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Вопросы.

К какому типу относится эта реакция?

Почему реакция идет до конца?

Опыт №2.

Взаимодействие соли с щелочами.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH-
= Cu(OH)2 ↓ + 2Na+ + SO4-

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

Вопросы.

Произошла ли реакция?

Назовите признаки химической реакции?

Опыт №3.

Взаимодействия соли с солями.

CuSO4 + BaCl2 = CuCl2 + BaSO4

Cu2+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl-
= Cu2+ + 2Cl- + BaSO4

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Вопросы.

Произошла ли химическая реакция?

Какие произошли изменения в результате химической реакции?

Опыт №4. Взаимодействие соли с металлами (на примере железного гвоздя).

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

Cu2+ + SO42- + Fe0 = Fe2+
+ SO42- + Cu

Cu2+ + Fe0 = Fe2+ + Cu0

Вопросы.

К какому типу относится эта химическая реакция?

Какие изменения Вы наблюдаете на поверхности гвоздя?

Закрепление.

Дано: гидроксид калия, ртуть, нитрат серебра, железо, гидроксид железа (II).

Какие из перечисленных веществ будут взаимодействовать с хлоридом меди (II)?

Составить уравнения возможных реакций, идущих до конца?

Ответы.

CuCl2 + 2KOH = 2KCl +Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

CuCl2 + Hg ≠

CuCl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2AgCl

Ag+ + Cl- = AgCl ↓

CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu

Fe0 + Cu2+ = Cu0 + Fe2+

Домашнее задание: § 41, №1, №2 (а, б, в).




Следующий: