Соли, их классификация и свойства, 8-й класс

Тема урока: «Соли, их классификация и свойства»

Цель урока: сформулировать понятие о солях как классе веществ; научить классифицировать соли и называть их; показать практическую направленность темы; воспитать любовь к родному краю.

Оборудование: раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; транспаранты для магнитной доски; этикетки от минеральной воды; посуда – колбы, стаканчики; прибор для проверки электропроводимости электролитов.

Ход урока

1 этап. Оргмомент. Проверка домашнего задания:

  • у доски работают учащиеся с домашними упражнениями
  • с места: повторить номенклатуру кислотных остатков. Повторить правила: – закончить фразу…

2 этап. Работа по теме урока:

Соли – самый многочисленный класс веществ. На демонстрационном столе образцы:

  1. мел (карбонат кальция)
  2. сода техническая (карбонат натрия)
  3. медный купорос (сульфат меди)

Задание: составить формулу, описать свойства солей.

  1. СаСО3 — твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.
  2. Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
  3. CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо

Вывод: соли — твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.

2 Классификация солей – учащиеся в парах работают с карточками:

Na 2 CO3

Al OH Cl2

Cu SO4

Na H CO3

Cu OH Cl

Na HSO4

Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.

а) соли средние (нормальные): Na2CO3, CuSO4 на доске (магнитной) начинаем формировать схему. Записываем уравнение образования средней соли:

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O реакция обмена, нейтрализации.

K2SO4 – (1 ступень)

б) соли кислые: NaHСO3, NaHSO4 — результат неполного замещения атомов водорода в кислоте на атом металла.

NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O

NaHSO4 Na+ + HSO4- (1 степень)

HSO4 H+ + SO42- (2 степень) – эта степень с меньшей степенью диссоциации.

в) соли основные:

Ca(OH)2 + HCl = CaOHCI + H2O

CaOHCl CaOH+ + Cl- (1 ступень)

CaOH+ Ca2+ + OH- (2 ступень) очень незначительна.

3этап. Закрепление: провести исследование состава минеральных вод Белгородской области, используя этикетки производителей. Работа выполняется на местах, парами – учащиеся получают карточку с заданиями и этикетку от конкретной воды: «Красиво», «Родник Белогорья», «Крещенский родник».

Задание 1. Используя этикетку от минеральной воды исследуйте ее солевой состав:

  1. сделайте заголовок – название воды;
  2. найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы — )
  3. составьте из ионов формулы солей (+) например: 2Na+ + SO42- Na2SO4
  4. подчеркните формулы кислых солей, назовите их.
  5. подсчитайте общее число получившихся формул солей

(минерализация воды для «Красиво» -16; «Крещенский родник» -6; «Родник Белогорья» -12)

Обсудить полученные результаты.

Задание 2. Составьте мини — рассказ об источнике минеральной воды, воспользовавшись для этого данными на этикетке. Работа выполняется на местах под тихую музыку «Весенняя капель, журчание ручья».

  1. Где расположен источник?
  2. С какой глубины происходит подъем воды?
  3. К какому типу минеральных вод она относится?
  4. Какая еще информация есть на этикетке?
  5. Личное отношение к минеральным водам.

Выслушиваем несколько ответов. В завершении работы проверить электропроводность минеральной воды прибором. Демонстрацию проводит учитель.

4 этап — подведение итога: учитель делает краткое сообщение о проведенных работах, просит ребят подсчитать свои результаты, выставляет оценки (в плане урока знаком + отмечены задания, за выполнение которых учащиеся получают оценки).

Домашнее задание: §41, упражнение № 1,5 стр. 225

Следующий: