Соли аммония и нитраты, их свойства и применение на основе укрупнения дидактических единиц

Цели:

  • Создать условия для углубления знаний о составе и свойствах солей, для формирования знаний об особых свойствах солей аммония и нитратов;
  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости солеей аммония, нитратов и проблемы содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции;
  • Создать условия для развития у учащихся логического мышления, умения сравнивать, анализировать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, экран для мультимедийной презентации, компьютер, хлорид аммония, сульфат аммония, нитрат аммония, карбонат аммония, фосфат аммония, нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция, нитрат меди (II), хлорид бария, гидроксид натрия, соляная кислота, красная лакмусовая бумажка, древесный уголь, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички, штатив, коллекция азотных удобрений.

Ход урока

I. Организационный этап.

  1. Приветствие,
  2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию,
  3. Организация внимания.

II. Подготовка учащихся к работе на этапе усвоения новых знаний.
Учитель: Тема нашего урока – «Соли аммония и нитраты». Среди них есть минеральные удобрения и вещества, используемые для производства взрывчатых веществ. Почему эти соли – созидатели и разрушители? От чего зависит применение веществ? (От их свойств).
Учитель: От чего зависят свойства веществ? (От состава и строения).
Учитель: Поэтому сегодня на уроке вы должны изучить состав, свойства и применение солей аммония и нитратов (слайд 1).

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Учитель: Рассмотрим состав солей аммония и азотной кислоты.

Задание №1 (работа групповая).

  1. Запишите возможные формулы солей аммония соляной, угольной, серной кислот. Подчеркните ион аммония и укажите его заряд. Назовите соли. (NH4Cl – хлорид аммония, нашатырь; NH4HCO3 – гидрокарбонат аммония;NH4 HSO4 – гидросульфат аммония; (NH4)2SO4 — сульфат аммония).
  2. Какие по составу соли образует азотная кислота? (HNO3 – одноосновная кислота и образует только средние соли – нитраты).
  3. Составьте формулы нитратов аммония, натрия, калия, кальция. Как на практике их называют! (Нитраты аммония, натрия, калия и кальция называют селитрами).
  4. Дайте определение солей аммония и нитратов. (Соли аммония – это соли, содержащие катион аммония и анион кислотного остатка; нитраты – соли азотной кислоты).

Проверьте результаты работы друг у друга. Помогите исправить ошибки (слайд 2). Сделайте вывод о составе солей аммония и нитратов, химической связи между их катионами и анионами.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Рассмотрим физические свойства солей аммония и нитратов (слайд 3).

Задание №2.
1) Изучите физические свойства солей аммония и нитратов. Для этого рассмотрите выданные вам соли (хлорид, сульфат аммония, нитраты натрия, аммония, кальция и калия). Отметьте их агрегатное состояние, цвет.
Проверьте растворимость выданных солей в воде: прилейте в пробирки с кристалликами солей 1 – 2 мл воды и размешайте содержимое пробирок, встряхивая их. (Каждый ученик проверяет растворимость двух солей.)
Обсудите результаты опытов и сделайте вывод о физических свойствах солей аммония и нитратов. (Соли аммония и нитраты – твердые кристаллические вещества белого цвета, хорошо растворяются в воде).
Учитель: Теперь выясним влияние состава солей на их свойства. Свойства солей будем рассматривать с точки зрения ТЭД и в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Задание №3.
1) Составьте уравнения диссоциации солей: хлорида аммония, нитрата аммония, нитрата натри, карбоната аммония, нитрата меди (II).
Проверьте результаты работы друг у друга (слайд 4). Сделайте вывод о диссоциации солей аммония и нитратов.  (Сильные электролиты.  Одинаковый тип диссоциации).
2) На основании сделанного вывода, спрогнозируйте химические свойства солей аммония и нитратов. (Соли аммония и нитраты  — сильные электролиты, их свойства будут определяться ионами, образующимися при диссоциации. Они должны взаимодействовать с щелочами, кислотами, растворимыми солями).

Учитель: Проверьте свои предположения опытным путем.

Задание №4.
1) Проведите реакции между растворами:

a. сульфата аммония  и хлорида бария;
b. карбоната аммония и соляной кислоты.

Обсудите результаты опытов. Чем обусловлены эти свойства солей аммония?

2) Напишите молекулярные и ионные уравнения химических реакций. (Соли аммония реагируют с растворимыми солями и кислотами, так как образуется осадок и выделяется газ. Эти свойства обусловлены анионами, образующимися при диссоциации солей. Следовательно, эти свойства будут особенными для разных солей аммония).
Учитель: Исследуйте, как относятся соли аммония и нитраты к действию щелочей. [4] В пробирки с растворами солей аммония (NH4Cl, NH4NO3, (NH4)2SO4) и нитратом меди (II) прилейте осторожно по 1мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Осторожно изучите запах выделяющегося газа. (К отверстию пробирки поднесите красную лакмусовую бумажку, смоченную водой). Обсудите результаты опытов. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод о взаимодействии солей аммония и нитратов со щелочами. (Соли аммония и нитраты реагируют с щелочами. Реакции сопровождаются выделением аммиака или осадка. Это свойство обусловлено катионами солей.  Учащиеся записывают на доске уравнения реакций между гидроксидом натрия и хлоридом аммония, нитратом аммония, сульфатом аммония, нитратом меди (II)).
Учитель: Так как в составе всех солей аммония присутствует ион аммония, реакция их взаимодействия со щелочью, которая сопровождается выделением аммиака, является качественной на соли аммония.
Учитель: Итак, соли аммония и нитраты, имея сходный состав и общий тип диссоциации, обладают общими свойствами. Теперь рассмотрим отношение этих солей к нагреванию. (Учитель демонстрирует химическую возгонку хлорида аммония). [3] В чем сущность этого процесса?



Задание №5.
1) Пользуясь учебником, запишите уравнения реакций термического разложения хлорида аммония, гидрокарбоната аммония и карбоната аммония.
2) Выполните упражнение №4 на стр. 108  рабочей тетради к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». [1]
3) Проверьте работу друг у друга и сделайте вывод о термическом разложении солей аммония. (NH4Cl ↔ NH3 + HCl, NH4HCO3 = NH3↑ + H2 O + CO2↑, (NH4)2CO3 = 2NH3 + H2O + CO2↑, NH4NO3 = N2O + 2H2O, NH4NO2 = N2 + 2H2O. Соли аммония термически неустойчивы. При нагревании они разлагаются. Разложение может происходить обратимо и необратимо. При разложении нитрата и нитрита аммония аммиак не выделяется. Эти реакции необратимые. При разложении солей аммония, образованных летучими кислотами выделяется аммиак) (слайд 5).
4) Какое практическое значение имеет разложение этих солей? (Гидрокарбонат аммония и карбонат аммония применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто. Хлорид аммония используют при паянии, так как он очищает поверхность металла от оксидной пленки и к ней хорошо пристает припой и для наполнения дымовых шашек: при загорании зажигательной смеси  NH4Cl разлагается, образуя густой дым. Такие шашки широко использовали в годы ВО войны) (слайд 6).
Учитель: Как ведут себя нитраты при нагревании?
Учитель демонстрирует взаимодействие нитрата калия и тлеющей лучинки. (Нитраты при нагревании разлагаются).

Задание №6.
1) Пользуясь учебником, напишите уравнения реакций термического разложения следующих нитратов:

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Какое общее свойство проявляют нитраты при нагревании?  (Термически разлагаются).
2. Что общего в продуктах разложения?  (Выделяется кислород).
3. Отчего зависит характер других продуктов разложения?  (От положения металла, образующего нитрат, в ряду напряжений (слайд 7)).
4. Где нитраты применяются?  (слайд 8).
Учитель: Сделайте общий вывод о свойствах солей аммония и нитратов.

IV. Этап закрепления новых знаний.
Тестовое задание с выбором ответа.
1) Наиболее ценным (с точки зрения содержания азота) азотным удобрением является:

NH4NO3; 2. NH4Cl; 3. (NH4)2SO4; 4. NH4H2PO4.

2) Все соли аммония одинаковым образом реагируют с раствором: [2]

  1. нитрата серебра;
  2. гидроксида натрия;
  3. хлорида бария;
  4. серной кислоты.

3) Напишите уравнение реакции, которая происходит с гидрокарбонатом аммония при нагревании. Сумма коэффициентов перед формулами продуктов данной реакции равна:
а) 2;       б) 3;      в) 4;      г) 5.
4) Все соли аммония вступают в реакции:
а) разложения и горения;
б) разложения и обмена с щелочами;
в) разложения и замещения металлами;
г) горения и обмена с щелочами.
5) Сокращенный ионный вид NH + OH-→ NH3 + H2O соответствует уравнению реакции:
а) NH4Cl + AgNO3
б) NH4OH + HCl →
в) NH3 + HCl →
г) NH4Cl + NаOH →

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: § 26, 27 на с.157 – 158.
Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», задание 1 на  с. 106, задание 2 на с. 107, задание 11 на с. 112 – 113.

VI. Итоги урока.

Презентация

Литература.

  1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 9 класс».
  2. О.С. Габриелян и др. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия – 9» для учащихся и учителей общеобразовательных учебных заведений – 1-е изд.,  — Москва: «Блик», 2003.
  3.  О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии 9 класс, — Москва: «Блик и К0», 2001.
  4. Р.Г. Иванова, А.Г. Иодко. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Кн. для учителя. – Москва: Просвещение, 1988.



Следующий: