Соединения щелочных металлов в разных видах придаточных предложений. Научно-лингвистический эксперимент

Цели урока:

  1. Обучающая: закрепление понятия о видах придаточных предложений;
    использование их в речи; изучение новых словарных слов; закрепление навыков
    устной речи (в оценке устного ответа, построении сложноподчиненных
    предложений, использовании научной терминологии); актуализировать знания
    учащихся о химических свойствах щелочных металлов, основных оксидов,
    щелочей, солей; познакомить учащихся с применением соединений щелочных
    металлов в быту и производстве;
  2. Развивающая: пополнение словарного запаса и кругозора выпускника;
    формирование научного мировоззрения; развитие наблюдательности;
  3. Воспитывающая: воспитание любви к родному слову; воспитание
    самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в
    ситуации и выразить свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и
    личным речевым опытом.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

На доске: виды придаточных (обстоятельственное, изъяснительное,
определительное), синтаксические понятия: придаточное предложение,
сложноподчиненное предложение, подчинительные союзы (который, что, чтобы, как,
когда, так как, если, если ___ то, потому что, чем ___ тем).

На столах учащихся: памятка «Основные компоненты рецензии».

На столе учителя: лабораторный штатив с лапкой, пробирка, стеклянная
воронка, нож, пинцет, спички, фильтровальная бумага, натрий металлический,
стакан с водой, раствор фенолфталеина; в стеклянных стаканах образцы соединений
щелочных металлов: гидроксиды, хлориды, карбонаты, гидрокарбонаты, сульфаты
натрия и калия.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, на экране проектора термины и
словарные слова (научный эксперимент, лингвистическая компетенция, рецензия,
конспект, параграф, орбиталь, индикатор, фенолфталеин, реакция, металл)

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей, объявление темы и целей урока.

Учитель русского языка. «Велик и могуч, правдив и свободен» наш родной
язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку «во дни сомнений, во дни
тягостных раздумий,» — так считал известный писатель И.С. Тургенев, любя и
уважая родную речь. Мы же, ребята, сегодня на уроке должны подтвердить великую
правоту Тургенева и засвидетельствовать свое уважение языку, показав его силу и
красоту на уроке химии. Прошу быть особенно внимательными к каждому слову на
уроке, ведь именно они, яркие, точные, умные и необычные, придут к вам на
помощь: будем работать, оформляя ученые мысли в сложноподчиненные предложения с
различными видами придаточных, подкрепляя их научными терминами и формулами.

Учитель химии. Живую яркость и научную точность слова мы пронаблюдаем,
изучая области применения щелочных металлов. Постараемся продемонстрировать
красоту, грамотность нашей научной речи.

Учитель русского языка. А сейчас проверим, как вы готовы к уроку.
Проведем словарную зарядку (учащиеся подбирают синонимы к словам эксперимент,
лингвистический, компетенция).

А теперь вспомним, какие слова к уроку вы учили дома.

Диктант записывается на доске несколькими учениками, а остальные учащиеся
работают в тетради.

Словарный диктант: периодическая система Д.И. Менделеева, реакция
соединения, научное мировоззрение, щелочные металлы, интересный эксперимент,
использовать индикатор, добавить фенолфталеин, электронная орбиталь, интенсивное
протекание процесса, лабораторный штатив, конспект небольшого параграфа,
химический элемент, закрепить муфту, рецензия устного ответа.

Ребята, помогут ли эти «великие и могучие» нам на уроке химии? (ответ
учащихся).



Учитель химии. Конечно, я согласна с вами, ведь это научная
терминология. Знание орфографии этих слов поможет вам и на других уроках химии.

Учитель русского языка. Посмотрите на экран и подчеркните словарные
слова (учащиеся подчеркивают слова в тетради).

Учитель химии. Обратите внимание на последнее словосочетание.
Объясните значение слова рецензия. (Ученик объясняет понятие). Сейчас мы будем
проверять домашнее задание. Будьте внимательны! Вам нужно будет оценить устный
ответ. Памятки о том, как сделать рецензию у вас на партах.

Вопрос 1. Строение и физические свойства щелочных металлов. (Один
ученик отвечает, другой делает рецензию, класс обсуждает).

Вопрос 2. Химические свойства щелочных металлов. (Ученик отвечает,
записывает соответствующие уравнения реакций).

Учитель химии. Сейчас мы докажем, что эти металлы действительно
щелочные. Я осуществлю экспериментально последнюю реакцию (взаимодействие натрия
с водой), а вашей задачей будет составить несколько сложноподчиненных
предложений, излагая суть данного эксперимента.

Учитель русского языка. Но прежде давайте вспомним, какие виды
придаточных вы знаете. (На доске ученик пишет схемы сложноподчиненных
предложений с придаточными).

Учитель химии проводит реакцию взаимодействия натрия с водой. Учащиеся
раскрывают суть эксперимента с помощью сложноподчиненных предложений и делают
записи в тетради, анализируя строение составленных ими предложений (объясняют
выбор союза или союзного слова, ставят смысловые вопросы от главного предложения
к придаточному, называют вид придаточного). Примеры предложений, составленных
учащимися:

  1. Натрий хранят под слоем керосина, потому что этот металл активен.
  2. Так как натрий мягкий металл, его можно разрезать ножом.
  3. Реакция протекает интенсивно, так как натрий – активный металл.
  4. Характерный хлопок, который мы услышали, доказывает, что сгоревший газ –
    это водород.
  5. Чтобы доказать наличие щелочи, в пробирку добавляем индикатор.
  6. Индикатор используют для того, чтобы определить среду раствора.
  7. Если цвет раствора изменится, то в нем присутствует щелочь.
  8. Цвет раствора изменился, потому что в пробирку добавили индикатор.
  9. Розовый цвет раствора свидетельствует о том, что в пробирке есть щелочь.

Учитель химии. Домашнее задание мы повторили, а сейчас переходим к
изучению нового материала. Щелочные металлы, ввиду своей высокой активности, в
природе в свободном виде не встречаются, а встречаются только в виде соединений.
Рассмотрим соединения щелочных металлов, которые находят широкое применение.
(Применение оксидов, пероксидов и гидроксидов рассказывает учитель.) Применение
солей щелочных металлов расскажете вы сами. Для этого вам необходимо
сформулировать тезисы пункта параграфа. Тезисы вы можете оформить в виде
сложноподчиненных предложений. Затем проводим устную работу: учитель
демонстрирует соли щелочных металлов, а учащиеся, используя сложноподчиненные
предложения, называют области их применения.

Вывод. Учитель химии. Таким необычным образом русский язык, великий и
могучий, помог нам доказать, что соединения щелочных металлов действительно
находят широкое применение.

Домашнее задание: составить конспект пункта «Соединения щелочных
металлов» параграфа 11 (О.С. Габриелян Химия 9 класс), повторить словарные слова
и виды придаточных (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков Русский язык 9 класс).

Подведение итогов урока, комментарий отметок учащихся.




Следующий: