Соединения серы, их влияние на окружающую среду. 9-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучить соединения
серы, их вредное воздействие на окружающую
среду, используя результаты
научно-исследовательской деятельности учащихся
и местный экологический материал.

Задачи урока:

  • На примере оксидов серы конкретизировать общее
    свойства кислотных оксидов.
  • Закрепить знание учащихся по
    окислительно-восстановительным процессам.
  • Показать общность химических свойств кислот.
  • Рассмотреть такие понятия, как кислотные дожди,
    фотохимический туман (смог), разработать меры по
    борьбе с источниками загрязнения атмосферы.
  • Рассмотреть отрицательное влияние соединений
    серы на природу, привлечь внимание к актуальным
    экологическим проблемам своей местности.
  • Развивать познавательный интерес
    учащихся.
  • Развивать практические умения и навыки, умение
    анализировать, сравнивать, делать выводы.

Знания, умения, навыки и качества, которые
приобретут и закрепят ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся познакомятся с
нестандартными формами ведения урока.
Рассмотрят на новом качественном уровне
(экологическом) о свойствах соединений серы и их
влияния на окружающую среду. Закрепят знания по
химическим свойствам кислотных оксидов,
сернистой и серной кислот.

Оборудование: Компьютер,
мультимедиа-проектор, колонки, лабораторное
оборудование, химические реактивы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний



1) Фронтальный опрос: положение серы в
Периодической системе, ее физические и
химические свойства.

2) Химическая разминка(Слайд 2).

а) назовите возможные степени окисления серы,
б) в каких случаях сера будет проявлять
окислительные свойства, и в каких –
восстановительные?
в) перечислите физические свойства серы,
г) что такое «аллотропия», какие вы знаете
аллотропные модификации серы?
д) в каком виде сера встречается в природе?
е) какова роль серы в природе?

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает вспомнить, что ребятам
известно о сероводороде. Ученики предлагают свои
варианты ответов.

1) Постановка проблемного вопроса (Слайд
3).

– Сероводород выделяется в результате
вулканической деятельности, при гниении белков
животных и растений, при работе химической,
текстильной, кожевенной промышленности, но,
не смотря на это, он не накапливается в
больших количествах в воздухе. Почему?

2) Ученики записывают реакцию
взаимодействия сероводорода с кислородом:

2H2S + O2 = 2S + 2H2O

Составляют окислительно-восстановительную
схему реакции.
Формулируют вывод: сероводород взаимодействует
с кислородом воздуха, поэтому в больших
количествах не накапливается в атмосфере. (Слайд
4)



3) Учитель рассказывает о солях
сероводородной кислоты. (Слайд 5)

Учитель: При горении сера образует
оксид серы ЅО2. Сейчас мы посмотрим
видеоролик «Горение серы» (http://experiment.edu.ru)

4) Итак сера образует два оксида, оба они
кислотные. Сравним эти оксиды. Заполним таблицу
(слайд 6)
Ученики: извлекают новые знания из учебника стр.
101
Учитель при заполнении таблицы обращает
внимание ребят, на знак обратимости в уравнении,
который указывает на то, что сернистая кислота
является слабой, неустойчивой. Она образует два
ряда солей: кислых и средних. (Слайд 7, 8)

Учитель: Оксид серы ЅО2 растворяется
в воде, которая всегда содержится в атмосфере.
Так получается сернистая кислота, которая
выпадает на Землю в виде «кислотных дождей».
Кислотные дожди – серьезная проблема для всей
биосферы Земли. Они убивают рыбу и других
животных, повреждают листья зеленых растений,
которые вырабатывают для нас кислород, разрушают
исторические памятники архитектуры. Решением
этой проблемы занимается специальная наука –
экология – это наука о природе, о ее сохранении.
(Слайды 9-15)
В настоящее время также сильно беспокоят природу
и человечество фотохимические туманы – смог –
влажностью 70%, содержащий чрезмерно токсичные
примеси ЅО2; ЅО3; NО2 и др.
Смог в основном наблюдается в осенне-зимний
период (с октября по февраль). Главную
опасность представляет содержащийся в нем
сернистый газ, в концентрации – 5-10 мг/ м и более.
Фотохимический туман сопровождается неприятным
запахом, резко снижает видимость, у людей
воспаляются глаза, слизистые оболочки носа
и горла, возникает удушье, обостряются
легочные заболевания, бронхиальная астма.
Фотохимический туман повреждает и растения.
Сначала на листьях появляется водное набухание,
нижняя поверхность листьев приобретает
серебристый или бронзовый оттенок, а верхняя
становится пятнистой с белым налетом, затем
наступает их быстрое увядание.
Фотохимический туман вызывает коррозию
металлов, растрескивание красок, резиновых и
синтетических изделий, портит одежду, нарушает
работу транспорта.
Наибольшее количества ЅО2 выбрасывают
тепловые электростанции и предприятия цветной
металлургии, серно-кислого производства,
нефтеперерабатывающая промышленность.

– Сегодня у нас на уроке ученик 11 класса
Матюшин Сергей. Он занимался
научно-исследовательской работой «Изучение
механизма образования и влияния кислотных
дождей на окружающую среду». Сергей поставил
эксперимент имитирующий образование кислотных
дождей, исследовал влияния кислотных дождей
на растения, вычислил массу сернистой кислоты,
образующейся в результате работы котельной,
составил карту основных источников кислотных
дождей на территории п. Новозавидовский.
Сейчас он сделает небольшое выступление по этой
теме.

5) Выступление Матюшина С. (ученик 11
класса рассказывает о своей
исследовательской работе и показывает свою
презентацию – 5 мин.)

6) Фронтальная беседа.

– О каких кислородосодержащих соединениях
серы мы услышали? (ЅО2; ЅО3; H2ЅО3;
H2ЅО4)

– К каким оксидам относятся соединения ЅО2
и ЅО3? (К кислотным)
– Какие оксиды называются кислотными (+ H2О
= кислота)

– Что собой представляет ЅО2,
взаимодействует ли он с водой и что образует? (Сернистый
газ, очень ядовитый с резким удушающим запахом,
при растворении в воде образует сернистую
кислоту H
2ЅО3)

ЅО2 + H2О < ––> H2ЅО3

– Может ли сернистый газ окисляться, если да
то во что? (ЅО2 окисляется в летучую
жидкость – ЅО
3

Записать уравнение реакции 2 ЅО2 + О2
––> 2 ЅО3 (оксид серы VІ).

– Может ли оксид серы (VІ) взаимодействовать
с H2О, если да, то что при этом получается. (H2О
+ ЅО
3 ––>H2ЅО4)

Предложить схему, как из сернистого газа
можно получить серную кислоту.

ЅО2 ––> ЅО3 ––> H2ЅО4

– Что представляет собой серная кислота? (Маслянистая,
тяжелая жидкость, поглощает водяные пары.
Прекрасно растворяется в воде. При растворении
происходит выделение большое количества
теплоты.

H2ЅО4 + nH2О
––> H
2ЅО4 · nH2О
– гидратH
2ЅО4)

7) Правила техники безопасности,
которые нужно соблюдать при работе с серной
кислотой:

  • Разбавлять в толстостенной посуде
  • Всегда приливать кислоту в воду и не наоборот.

H2ЅО4 – ядовита, огнеопасна, в
концентрированном виде обугливает ткани, бумагу,
кожу.

Вывод: с H2ЅО4 – нужно
вести себя очень осторожно.

– Какими общими химическими свойствами
обладают разбавленные кислоты в том числе и
серная H2ЅО4
– взаимодействие с металлами, стоящими до
H2
– взаимодействие с основными оксидами
– взаимодействие с основаниями
– взаимодействие с солями
– Как вы думаете, есть ли у H2ЅО4
специфические химические свойства, присущие
только для нее? Вспомните тему Металлы, это
может вас навести на мысль.
(Да, это взаимодействие с металлами, стоящими
после H2, например с Сu. Записать уравнение
(составить уравнения электронного баланса)

Сuо + 2 H2ЅО4 ––> СuЅО4 +
ЅО2 + 2 H2О



В зависимости от активности металлов,
концентрированная серная кислота при
взаимодействии с ними образует разные продукты.

Учитель: А сейчас решим задачу: (Слайд
16)

8) Вычисление массы сернистой кислоты,
образующейся в результате работы котельной.

В поселке Новозавидовский проживает около 10
тысяч человек. Теплом и горячей водой жителей
поселка снабжают несколько котельных, в которых
до последнего времени в качестве топлива
использовался мазут.
Котельная, которая находится на территории
Завидовского эксперементально –
механического завода в течение отопительного
сезона ежедневно сжигала около 18 т мазута.
Известно, что среднее содержание серы в топочном
мазуте составляет 2,5 %. Рассчитать массу
сернистой кислоты, которая может выпасть с
дождем в результате суточной работы только одной
котельной.

(Слайд 17)

Вывод: тлько за одни сутки, в
результате работы одной котельной образуется
больше тонны сернистой кислоты. (Слайд 18)

Учитель: Итак, ребята, давайте еще раз
заострим внимание: о каких соединениях мы
сегодня говорили? (ЅО2; ЅО3; H2
ЅО3; H2 ЅО4).

– Вредны эти соединения? (Да, и очень)

Учитель: Какие меры защиты от
воздействия вы бы предложили?

1) Ставить очистители и охладители.
2) Создавать производства, работающие по
замкнутому циклу.
3) Замена углеводородного топлива на
альтернативное.
4) Посадка зеленых насаждений.

Охрана природы закреплена во многих
законодательных документах:
(Слайд 19)

1. Конституция РФ (закреплено право
человека на благоприятную окружающую среду).
2. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (19
декабря 1991г.)
3. Законодательные акты, регулирующие
использование и охрану отдельных природных
ресурсов
– Земельный кодекс (23 мая 1991 г.)
– Лесной кодекс (27 января 1997 г.)
– Водный кодекс (18 октября 1995 г.)
4. Экологические службы.
5. Гринпис.
6. Движение зеленых.

IV. Итог

Учитель: На следующем уроке мы
продолжим знакомство с соединениями серы, а
именно подробно остановимся на вопросах
получения оксидов Ѕ, промышленном способе
получения серной кислоты. А также с их
положительной ролью, т. е их применением в
народном хозяйстве (применение их солей, которые
они образуют).

V. Домашнее задание

§ 22 стр. 100-104 – (до производства H2ЅО4); упр. 3 стр. 107, упр. 5 стр. 107 (Слайд
20)




Следующий: