Соединения кальция Са и магния Мg


Предисловие: Данный урок проводился в
краеведческом музее нашего города. В нашем
городе находится достопримечательность,
памятник природы – Кунгурская Ледяная пещера.
Ежегодно на территории района происходят
карстовые провалы – результат вымывания горных
пород. Цель урока – на основе богатого музейного
материала познакомить детей с происхождением
горных пород и процессами, происходящими в нашем
районе.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

Вопросы для учащихся:

Почему в нашем городе не строят высотные дома?

Обратите внимание на фотографии. Что это такое?

Что можно увидеть в чайнике или в кувшине после
отстаивания прокипяченной водопроводной воды?

Можете ли вы дать исчерпывающие ответы на эти
вопросы?

Объяснить причины этих явлений?

Мы вернемся к этим вопросам в конце урока.

3. Объявление темы урока.

Цель:

Рассмотреть, каков состав горных пород
на территории нашего города. Какое влияние
оказывают они на экологическую обстановку
города?

Задачи:

1. Образовательная:

  • узнать, как образовались горные породы на
    территории нашего края;
  • какие процессы происходят под землей;
  • каков результат этих процессов;

2. Развивающая:

  • развитие умения делать умозаключения, выводы;
  • составление логических цепочек;

3. Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • любви к родному краю;
  • интереса к явлениям, происходящим в районе.

Вопрос к ученикам

: Какие соединения Са и Mg вам
знакомы?

Какие химические формулы имеют данные
соединения?

Мы остановимся на следующих соединениях:
известняк, гипс, ангидрит.

Как образовались данные соединения, и какие
следы древности они хранят. Об этом расскажет
сотрудник музея Людмила Анатольевна.

Идет рассказ о нахождении на нашей территории
Пермского моря, об окаменелостях животных, об
отпечатках следов этих животных на горных
породах. Рассказ сопровождается осмотром
экспозиций в музее.

Итак, горные породы образовались. Миллионы лет
они лежат под слоем земли. Могут ли они
изменяться? Разрушаться?

Обратимся к таблице растворимости, (проверяем
растворимость в воде соединений кальция и
магния). Что может происходить с этими веществами
под действием воды, воздуха, с течением времени?

Геологический разрез Ледяной горы:

1 — доломиты и известняки;

2 — гипсы и ангидриты;

3 — глинистые отложения;

4 — речные песчаные отложения;

5 — обвальные глыбово-глинистые отложения;

6 — уровень подземных вод;

7 -карстовые воронки; 5 -вертикальные трубы;

9 — подземные полости;



10 — подземное озеро.

Об этом расскажет ученица 9 класса Ирина.
Используя схему, находящуюся в экспозиции музея,
Ирина рассказывает о составе земной коры в нашем
районе, вымывании соединений из земной коры и об
образовании пустот.

Речь учителя:

1. Каков результат вымывания известняка и гипса
из земной коры. (учащиеся делают вывод, что
образуются провалы, пустоты, воронки.)

2. А куда исчезают, переходят известняк и
ангидрит? (в воду)

3. Каков результат попадания этих соединений в
воду? (плохая вода)

Учитель рассказывает о переходе нерастворимых
соединений в растворимые, об образовании жесткой
воды, о видах жесткости, способах устранения
жесткости, сопровождая рассказ уравнениями
реакций:

СаСО32О + СО2 = Са(НСО3)2
данное соединение обуславливает временную
жесткость воды

Са(НСО3)2 —>СаСО32О
+СО2^

CaSO4 +Na 2CO3 =vCaCO3 + Na 2SO4

СаSO4 — обуславливает постоянную жесткость
воды

Временная + постоянная жесткости = общая
жесткость воды.

Может ли стать мягкой вода в нашем районе?
(ученики делают вывод, что не может). Мы должны
заботиться о своем здоровье и не забывать об
очищении воды. Вернемся к основной теме. Только
ли неприятности приготовила нам природа, есть ли
положительное в этом процессе?

Слово предоставляется ученице Юле.

Используя экспозицию музея, Юля рассказывает о
возникновении Ледяной пещеры. Далее разговор о
Ледяной пещере дополняется фрагментом
видеофильма, рассказывающем об этом памятнике
природы и, призывающим к бережному отношению к
природе.

Мы достаточно подробно рассмотрели процессы,
происходящие с соединениями кальция и магния.
Вернемся к вопросам, заданным мною в начале
урока. (учащиеся полно и конкретно отвечают на
вопросы, заданные в начале урока).

Далее следует небольшой рассказ учителя о
применении соединений кальция и магния: — о
предприятии “Кнауф”, занимающимся
производством строительных материалов на основе
гипса; об изделиях народного творчества
(гончарное дело). (представлено в экспозиции
музея)

4. Рефлексивный этап.

Учащимся раздаются заранее приготовленные
листочки с вопросами.

Соединения Са и Мg.

Это есть……………………………………………

Находятся…………………………………………

Являются причиной………………………………

Используются…………………………………….

Синквейн

Название темы……………………………………

1 существительное по теме………………………

2 прилагательных по теме………………………

3 глагола по теме…………………………………

Ключевая фраза…………………………………

Домашнее задание.

Итог урока.




Следующий: