Содержание учебно-исследовательской деятельности школьников

Для организации учебно-исследовательской
деятельности учащихся, как и любой другой
деятельности, необходимо хорошо представлять
себе те структурные внутренние компоненты, из
которых состоит эта деятельность. Ниже
приводится классификация видов
учебно-исследовательской деятельности по
наиболее значимым дидактическим признакам (Рис.1):

1. По дидактическим целям:

а) для изучения нового материала;
б) для повторения изученного;
в) для систематизации и обобщения изученного;
г) для развития исследовательских умений и
навыков;
д) для контроля знаний, умений и навыков.

2. По затраченному времени:

а) кратковременная;
б) часовая;
в) длительная.

3. По организационной форме:

а) фронтальная;
б) в группах;
в) индивидуальная.

4. По типу исследования:

а) теоретическая;
б) практическая (экспериментальная).

5. По содержанию деятельности:

а) работа на уроке:

  • по обобщенным планам;
  • с текстом учебника (или дополнительной
    литературы);
  • микроопыты;
  • экспериментальные задачи;
  • демонстрационный эксперимент;
  • лабораторные работы;
  • физический практикум.

б) внеурочная работа:

  • исследовательские работы;
  • конструирование;
  • экспериментирование;
  • домашние экспериментальные задания.

При классификации по организационной форме
выделены три признака: фронтально, в группах и
индивидуально. Конечно, данные формы существуют
как самостоятельные, но в реальном учебном
процессе чаще всего они объединяются, например,
фронтальная работа и работа в группах. Получив
общее задание, учащиеся работают в группах, перед
которыми поставлены разные задачи. В некоторых
видах деятельности на каком-то этапе решения
проблемы отдельные учащиеся работают
индивидуально.

В классификации по типу исследования –
теоретическое и практическое, тоже очень сложно
отдать предпочтение какому-то типу. Часто
теоретические и практические исследования
выступают во взаимосвязи.

Также очень условно деление по дидактическим
целям, так как, на одном уроке возможно
объединение всех (или большинства) указанных
признаков, например, контроль знаний, умений и
навыков, осуществляемый в виде
экспериментального задания, уместен при
изучении нового материала.

При определении содержания исследовательской
деятельности выделяются урочная и внеурочная
работа с основными формами организации занятий.
Данные формы занятий используются
непосредственно на уроках и во внеурочной
работе, согласно классификации, но они почти все
взаимосвязаны между собой. То есть, возможно их
активное использование, как на уроках, так и на
внеклассных занятиях и дома.

Также следует отметить, что между основными
формами организации деятельности учащихся можно
выделить связь через учебно-исследовательские
действия и операции. Некоторые виды деятельности
складываются из достаточно большого числа
действий, которые на начальном этапе
рассматриваются как самостоятельная
деятельность, состоящая из более простых
действий, основанных на элементарных операциях.
Например, микроопыты формируют у учащихся 7
класса умения выполнения простейших действий,
которые при выполнении лабораторных работ
выступают для него как операции. Действия,
сформированные в ходе лабораторных работ,
становятся операциями выполнения
экспериментально-исследовательских задач или
работ физического практикума. Овладение
совокупностью действий последних определяет
выполнение учащимися исследовательских работ.



Таким образом, содержанием
учебно-исследовательской деятельности учащихся
являются общие способы учебных и
исследовательских действий, направленные на
решение конкретно-практических задач.

Основными средствами реализации технологии,
основанной на исследовательской деятельности
учащихся в нашей школе являются:

1. Модифицированный и расширенный
учебно-методический комплекс
“Микролаборатория”.

2. Комплекс алгоритмических предписаний,
включающий:

  • обобщенные планы;
  • планы структуры деятельности при выполнении
    наблюдений и экспериментов;
  • предписания для работы с текстами;
  • предписания по выполнению разнообразных
    мыслительных операций;
  • предписание к деятельности учащихся в процессе
    конструирования;
  • требования и рекомендации к исследовательским
    работам.

3. Комплекс обобщающих лабораторных работ.

4. Комплекс исследовательских задач.

5. Итоговые диагностические задания.

В основе организации нашего
учебно-воспитательного процесса лежит тесная
связь между деятельностью учащихся на уроках и
на внеурочных занятиях (Рис.2).
Внеурочная деятельность организуется в виде
двух взаимодействующих элективных курсов
“Конструирование физических приборов” и “Курс
экспериментальной физики”. Работу в курсах по
выбору можно рассматривать как продолжение,
дополнение и углубление учебных занятий.
Внеклассная работа осуществляется с учащимися,
проявляющими к изучению физики повышенный
интерес и выбирающими физику в качестве
профильного предмета. Большинство видов
внеклассной работы носят преимущественно
практический характер и этим дополняют,
обогащают и углубляют знания учащихся,
совершенствуют их умения, приобретенные на
учебных занятиях.

Взаимосвязь и взаимообусловленность
репродуктивной и продуктивной деятельности, и
возможность интеграции разных по продуктивности
методов обучения представляет значительные
возможности включения в творческую,
исследовательскую деятельность всех учащихся,
независимо от их индивидуальных способностей и
получения при этом существенных результатов в их
развитии.




Следующий: