Содержание и методика контроля знаний по теме: Сила трения в 10-м классе

Контрольные задания по теме «Сила трения»
включают:

  • вопросы по теории,
  • задачи для самостоятельного решения на уроке,
  • задачи для решения дома,
  • тест для контроля знаний по теме.

Как используются данные задания на уроках.

Вопросы по теме «Сила трения»

Вопросы по теме раздаются учащимся на первом
уроке, что позволяет учащимся оценить объем
предстоящей работы. В домашнем задании
указывается, какие вопросы должны быть
проработаны к следующему уроку.

Работа с вопросами может быть организована
по-разному:

  • фронтальный опрос с места,
  • физический диктант,
  • взаимоопрос при работе парами,
  • как дополнительные вопросы при ответе у доски.

На уроке объяснения нового материала ответы на
вопросы прорабатываются в течение урока, а в
конце урока можно предложить те же вопросы в виде
физического диктанта. Для учителя это
возможность проверить степень усвоения нового
материала. А для ученика оценить свой уровень
понимания и сразу выявить те вопросы, которые
«ускользнули» во время объяснения. Диктант
проверяется сразу на уроке, учитель дает верные
ответы, ученики оценивают свои работы по
заданным критериям. Оценки в журнал не ставятся.
Таким образом ответы на вопросы проговариваются
уже на первом уроке несколько раз. На следующем
уроке можно использовать те же вопросы или при
фронтальном опросе с места, или в физическом
диктанте, или при взаимоопросе, но уже с
оцениванием ответов.

Вопросы

  1. Какая сила называется силой трения?
  2. Какие виды силы трения вы знаете?
  3. Когда возникает сила трения покоя? скольжения?
    качения?
  4. Напишите формулу для вычисления силы трения
    скольжения. От чего зависит сила трения
    скольжения?
  5. От чего зависит сила трения покоя? Как ее можно
    вычислить?
  6. Как направлена сила трения скольжения?
  7. Какую силу называют силой жидкого трения?
  8. Существует ли трение покоя в жидкостях?
  9. Как влияет форма тела на его скорость при
    движении в жидкостях и газах?
  10. Приведите примеры полезного и вредного
    действия сил трения покоя, скольжения, качения.
  11. Как можно уменьшить трение?
  12. Как зависит тормозной путь и время торможения
    от скорости движения тела? От силы трения? От
    коэффициента трения?
  13. Уметь изображать силы трения на чертеже.
  14. *Как зависит сила трения скольжения от скорости
    движения тела?
  15. *Что представляет собой коэффициент трения
    скольжения? Какова его размерность? От чего
    зависит его значение?
  16. Изобразите схематично график зависимости силы
    трения скольжения от силы реакции опоры. Как,
    пользуясь графиком, определить коэффициент
    трения скольжения?
  17. *Как можно вычислить максимальную силу трения
    покоя?
  18. *Что представляет собой коэффициент трения
    покоя? Сравните значение коэффициентов трения
    покоя и трения скольжения.
  19. Как направлена сила трения покоя?
  20. *От чего и как зависит сила жидкого трения?
  21. *Перечислите особенности силы жидкого трения.

На оценку «3» – вопросы без *, на «4» и «5» – все
вопросы.

Расчетные задачи по теме «Сила трения»

Список задач также раздается учащимся в начале
изучения темы. Эти задачи используются для
домашних заданий, и решение большинства
разбирается на уроке. Часть задач включена в
самостоятельную работу на уроке.

Уровень «А»

  1. Сборник задач * №№ 224, 225, 228
  2. Какую минимальную силу необходимо приложить к
    бруску массой 3 кг, чтобы сдвинуть его с места?
    Коэффициент трения равен 0,25.
  3. Чему равен коэффициент трения бруска массой 4 кг
    о горизонтальную поверхность, если для выведения
    его из состояния покоя необходимо приложить силу
    20Н?
  4. Какова сила нормального давления бруска на
    горизонтальную поверхность, если для движения
    бруска по горизонтали необходимо приложить силу
    10 Н? ( = 0,2)
    ————————————————-
  5. Мальчик массой 50 кг, скатившись с горы на санках,
    проехал до остановки путь 20м за 10с. Найти силу
    трения и коэффициент трения.
  6. Тело массой 200 г равномерно тянут по
    горизонтальной поверхности с помощью
    динамометра. Чему равен коэффициент трения
    скольжения, если динамометр показывает 1Н?
  7. С какой силой надо толкать брусок массой 20 кг,
    чтобы он двигался равномерно( = 0,25)?
  8. Тело массой 8 кг равномерно перемещают по
    горизонтальной поверхности. Чему равен
    коэффициент трения, если сила тяги равна 112 Н?
  9. Мальчик тянет сани массой 12 кг с ускорением 3 м/с2.
    Чему равна сила тяги, если коэффициент трения 0,3?
  10. Автобус трогается с места с ускорением 0,7 м/с2.
    Какова масса автобуса, если сила тяги 30 кН, а
    коэффициент трения 0,03?

Уровень «В»

  1. Мотоцикл, двигавшийся со скоростью 54 км/ч,
    начинает тормозить. Какой путь он пройдет до
    остановки, если коэффициент трения равен 0,2?
  2. Найти время торможения поезда, если в момент
    начала торможения его скорость 72 км/ч, а
    коэффициент трения равен 0,003?
  3. Деревянный брусок массой 200 г равномерно тянут
    по горизонтальной поверхности с помощью
    динамометра. На сколько растянулась пружина,
    если ее жесткость 40 н/м, а коэффициент трения
    равен 0,3?
  4. Тело массой 1 кг лежит на горизонтальной
    поверхности. Коэффициент трения равен 0,1. На тело
    действует горизонтальная сила, равная 2Н.
    Определить силу трения.
  5. Сборник задач № 235, 236
  6. Сборник задач № 238, 240, 241, 243.

Задачи уровня «А» соответствуют минимальным
требованиям на оценку «3». Задачи уровня «В» на
«4» и «5».

* Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике для 9-11
классов общеобразовательных учреждений». М.:
Просвещение, 1997.

Задачи для самостоятельной работы на
уроке.

Работа с карточками проводится на уроке
закрепления материала и отработки навыков
решения задач. Варианты содержат задачи
различного уровня сложности. Учащийся выбирает
вариант (уровень) самостоятельно. Решение первой
задачи варианта ученик разбирает по карточке,
переписывает в тетрадь, если есть вопросы, то
обращается за помощью к учителю. Вторую задачу
решает самостоятельно по образцу. Выполнив
задание одной карточки берет следующую. Оценка
зависит от количества и сложности решаемых
задач.

Образец карточки для самостоятельной работы.

Вариант 1«А»

Задача №1

Какую минимальную силу надо приложить к бруску
массой 3кг, чтобы сдвинуть его с места, если
коэффициент трения равен 0,25?

Задача №2.

Чему равен коэффициент трения бруска массой 200г
о поверхность, если для выведения его из
состояния покоя требуется сила 2Н?

Другие варианты заданий в Приложении
1

Тест для контроля знаний по теме

Для быстрой проверки знаний можно использовать
небольшой тест, включающий вопросы по графикам
зависимости силы трения от силы реакции опоры. Приложение 2

Таким образом, по данной теме каждый ученик
получает минимум две оценки: за знание теории
(вопросы) и за выполнение практической части
(задачи).

Система работы с открытыми материалами
контроля позволяет осуществить
дифференцированный подход к проверке знаний, и
особенно эффективна в слабых классах и в классах
с различным уровнем подготовки учащихся.
Учащиеся сами определяют уровень вопросов и
решаемых ими задач. При желании каждый ученик
может со временем повысить оценку, решив задачи и
ответив на вопросы соответствующего уровня.

Следующий: