Социо-игровые технологии Диеновые углеводороды


Сегодня человеку для активного участия
в жизни общества, реализации себя как личности
необходимо постоянно проявлять творческую
активность, самостоятельность, обнаруживать и
развивать свои способности, непрерывно учиться и
самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как
никогда актуально «лучшее правило политики – не
слишком управлять…» – т.е. чем меньше мы
управляем детьми, тем более активную позицию они
занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению
мне помогает современная педагогическая
технология «Социо-игровой стиль работы»
представленная А. Ершовой и В. Букатовым. Мои
педагогические принципы совпадают с принципами,
которые лежат в основе данной технологии, и, в
первую очередь, понимание того, что сегодня
просто необходимо наличие у педагога нового
взгляда на ребят как на субъект (а не объект)
воспитания, как на партнера по совместной
деятельности. Сегодня человеку для активного
участия в жизни общества, реализации себя как
личности необходимо постоянно проявлять
творческую активность, самостоятельность,
обнаруживать и развивать свои способности,
непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Сущность социо-игрового стиля работы
его основатели Е. Ершова, В Букатов
определили такой формулировкой: «Мы не учим, а
налаживаем ситуации, когда их участникам хочется
доверять и друг другу, и своему собственному
опыту, в результате чего происходит эффект
добровольного и обучения, и научения, и
тренировки».

Сущность социо-игровой технологии
заключается в том, что:

  • занятия организую как игра-жизнь между
    микрогруппами учащихся (малыми социумами –
    отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в
    каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно использую
    как на уроках, так и при организации внеурочной
    деятельности учащихся.

В данной статье представляю
методическую разработку урока, который
проводился с учащимися профессионального
училища, обучающимися по специальности «Повар,
кондитер».

Хронокарта урока


Этап урока Ход урока Время

Актуализация опорных знаний

Работа с терминами

Каждый учащийся взял со стола
учителя крупную карточку, на
которой было ярко и крупно написано понятие.

Разобрав карточки, все расселись по
своим привычным местам. Затем всё пошло по
цепочке. Один ученик подошёл к учительскому
столу и из особой коробочки достал один из билетиков
с «расшифровкой» (объяснением, определением
одного из изученных понятий, терминов). Ученику
нужно было отгадать какое понятие
«расшифровывает» его билетик и найти
соответствующую карточку (все карточки учащиеся
группы держат перед собой «лицом» к
отгадывающему ученику).

Ученик, нашедший нужную карточку,
садился на место того, у кого была карточка с
нужным ответом. А тот отправлялся ккоробочке,
чтобы вытянуть себе новый билетик и сесть на то
место, где окажется карточка с нужным ответом.

Крупные карточки:

Гексан, метан, С10Н20, природный газ, нефть,
реакция горения, реакция присоединения, С10Н22,
СnH2n, алкены, Дн2, Дв, ?, 2-метилбутен1,
3,3-диметилоктен1, СО2, W, -ан, -ен, этилен

Билетики:

  1. Плотность по водороду
  2. Плотность по воздуху
  3. Плотность относительная
  4. С6Н14
  5. СН4
  6. В природе газообразные углеводороды
    встречаются в …
  7. В природе жидкие углеводороды встречаются в …
  8. Химическая реакция взаимодействия
    органических веществ с кислородом воздуха
  9. Химическая реакция взаимодействия алкенов с
    галогенами (Cl2, F2)
  10. Октан
  11. Общая формула алкенов
  12. Как по-другому называют этиленовые
    углеводороды
  13. Формула вещества СН2=С – СН2–СН3
    называется…

    СН3

  14. СН3
    Формула вещества СН3–СН2–С– –СН2–СН2
    –СН2–СН=СН2

    СН3

  15. Газ выделяемый при горении углеводорода
  16. Массовая доля вещества
  17. Суффикс в названии алканов
  18. Суффикс в названии алкенов
  19. С2Н4
  20. Октен

7 мин.



Формирование новых знаний,
умений, навыков

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД

Разрезанная открытка
Берутся четыре-пять почтовых открыток
(одинаковых или разных; лучше — большого
формата). Каждая из них разрезается на шесть
(четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и
ищет свою команду, объединяясь с теми, кому
достались фрагменты, необходи­мые для
составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе
командное место. Если нужно — оборудует его
(сдвигает или раздвигает столы и стулья;
готовит необходимые для задания
«инструменты» — книги, тетради, ручки,
таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).
Перед сдачей собранной открытки команда
договаривается о своем названии и посыльный
выводит его на доске.

2 мин.

Объяснение учителя

Природный каучук: происхождение,
история открытия, получение, применение.
Демонстрация презентации «Каучук». (Приложение 1)

10 мин.



Количество баллов
присуждаемых команде соответствует количеству
слов в рассказе

Задание

С миру по букве

Задание заключается в следующем: какая
команда получает текст из 4 предложений по теме.
Необходимо сочинить рассказ о каучуке, в
котором отсутствовали бы слова,
содержащие букву «к».

4 мин.

Объяснение учителя

  1. Определение алкадиенам
  2. Общая формула
  3. Структурные формулы, названия веществ

Демонстрация презентации

7 мин.

Инструкцию о предстоящей
работе учитель дает через сменных
посыльных
, которых каждая команда
высылает к учительскому столу.

Задание КОМАНДАМ:

Посмотрев на «змейку» предложения
(определение класса алкадиенов) постараться
запомнить его с фотографической точностью, через
1 мин забираются листочки. Надо восстановить эту
змейку. (Приложение 2).
Затем компании учеников обмениваются своими
записями для проверки. Командам желательно
договориться вносить исправления в чужих
записях ручкой другого цвета. Проверяющие
исправляют ошибки, описки и вписывают «не
увиденные» другой командой слова.
Проверенные листочки возвращаются прежней
компании для «проверки проверяющих».
Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже
для проверки и выяснений возможных
недоразумений. После чего определяются
победители. Выигрывают те команды, в чьих записях
оказалось меньше всего ошибок и пропущенных
слов.

7 мин.

Закрепление ЗУН

Слепой капитан

Доску разделили на три части, от каждого
ряда выбрали капитана. Учитель зачитывал задания
всему классу, а капитаны вызывали по человеку со
своего ряда, определяя, кому достанется вопрос
полегче, кому — посложнее.

Задания такие:

1. Записать общую формулу алкадиенов.
2. Какие связи определяют класс алкадиенов?
3. Какова формула бутадиена 1,3?
4. Название вещества, из которого изготавливают
резину.
5. Записать структурную формулу гексадиена 2,5.
6. Какое окончание в названии веществ изучаемого
класса?



В итоге на доске на трех полях появилось по 5
понятий, формул:
Теперь у доски три капитана, их глаза завязаны
косынкой, в руках у них мел. Задача: зачеркивать с
доски формулы веществ, но не все сразу.
Учитель дает команды: зачеркнуть изомер
гексадиена 1,4 и т.д.
Ряд может подсказывать своему «исполнителю
приговора», комментируя «выше, левее…» При
четкой организации с работой у доски справлялись
три ученика одновременно.

6 мин.

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.

2 мин.




Следующий: