Социо-игровые подходы к экологической культуре в дошкольном детстве


Социо-игровые подходы к экологической
культуре в дошкольном детстве.

Воспитание экологической культуры — долгий
путь формирования правильных способов
взаимодействия с природой. Чем раньше начинается
воспитание, тем ощутимее его результат.
Понимание элементарных связей, существующих в
природе, чувство сопереживания всему живому,
действенная готовность ему созидать, восприятие
красоты природы, понимание самоценности,
бережное отношение к предметам рукотворного
мира — вот составляющие экологической культуры,
формирование которых способствует полноценному
развитию личности ребенка. Каким же образом
формировать осознанное и гуманное отношение к
природе, экологической культуре детей? Ребенок
дошкольного возраста воспринимает окружающий
мир не совсем так, как видим и понимаем его мы,
взрослые. В силу малого жизненного опыта,
особенностей развития процессов восприятия,
мышления, воображения еще только формирующихся
представлений и понятий, высокой
эмоциональности малыш принимает и понимает мир
по своему. Каким же образом формировать
осознанное и гуманное отношение к природе,
экологической культуре детей?

Дети в группе очень наблюдательны. Наблюдая
окружающий мир, они делают свои выводы,
умозаключения, устанавливают причинно —
следственные связи. Поэтому я веду
целенаправленную, продуманную педагогическую
работу по теме: “Социо — игровые подходы к
экологической культуре в дошкольном детстве”,
которая способствует и обогащает ребенка
знаниями, учит его самого анализировать,
раздумывать, размышлять над тем, что он узнает,
оказывает благоприятное воздействие на
мировоззрение ребенка, развития его
человеческих, социальных чувств. Дети в группе
очень наблюдательные, они замечают какие — то
мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь.
Замечают, что “муравей тащит веточку задом
наперед”, что “электричка пищит, а паровоз
гудит”. Дети подмечают многое: особенности
строения предметов, животных, их поведение,
настроение людей и т. д. Способность наблюдать
окружающий мир — очень важное преимущество
детства, оно помогает познанию и проникновению в
мир природы.

Для накопления определенных знаний и
применения их в практической деятельности, я
начала свою работу через наблюдения в природе.
При наблюдениях я опираюсь на любознательность
детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их
многочисленные вопросы к взрослым — лучшее
проявление этой особенности. С возрастом
характер вопросов у многих детей меняется, если в
три года они задавали вопрос: “Что это?”, то в
четыре уже появились “Почему?”, “Зачем?”, а в 5-6
лет очень важные для развития “Как это
происходит? Как действует?”. Дети дошкольного
возраста способны осознанно воспринимать
окружающий мир и социальные явления. Но чтобы это
обнаружить стимулирую их к усвоению знаний,
появлению любознательности, выражению чувств,
активной деятельности, развиваю творческие
возможности. Для этого я в своей работе использую
разные методы:

I. Методы, повышающие познавательную
активность:

  • Элементарный анализ — необходима отправная
    точка для более сложного причинного анализа,
    позволяющего рассмотреть причинные связи и
    зависимости между признаками, выявленными в
    элементарном анализе.
  • Сравнение по сходству или контрасту:
    группировка, классификация предметов, явлений
    (умение анализировать, обобщать, выделять
    существенные признаки).
  • Моделирование и конструирование- проявление
    самостоятельности, элементов творчества,
    выдумки. Развивает мышление, воображение и
    готовит ребенка к восприятию карты мира.
  • Повышению познавательной активности
    способствует сочетание в данном методе
    словесного объяснения, практической реализации
    и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Эмоциональная активность — это
заинтересованное восприятие познавательного
материала, сопереживание, сочувствие, желание
принять участие в событии, оценить его.
Используются игровые приемы на воображаемую
ситуацию:

  • Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые
    настраивают ребенка на познание, обостряют
    желание разгадать секрет, отгадать загадку.
  • Придумывание сказок.
  • Игры — драматизации.
  • Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает
сочетание разнообразных средств на одном
занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных
видов деятельности.

  • Прием предложения и обучения способу.
  • Перспективное планирование (детям предлагают
    подумать, где, зачем и как может происходить то
    или иное природное явление или экологическая
    катастрофа).
  • Перспектива, направленная на последующую
    деятельность (ребенок запоминает лучше действия,
    которое осталось незавершенным, у них остается
    желание продолжить его и получить результат.
    Дети с готовностью возвращаются).
  • Беседа.
  • Создание предметной среды — этот метод помогает
    совершенствовать навыки, накапливать
    чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских
представлений.

  • Повторение.
  • Наблюдение.
  • Экспериментирование.
  • Опыт.

Методика их проведения — создание проблемных
ситуаций, обсуждение вопросов по теме. Наиболее
убедительными являются приемы сравнительного
анализа, оценки, разъяснения, создания
воображаемой ситуации, совместный поиск выхода
из нее, проигрывание другой положительной
ситуации, обсуждение способа действия. Итак,
методы и приемы повышают активность детей,
проявляемую в процессе познания, которая
выражается заинтересованным принятием
информации, желание уточнить, углубить свои
знания в самостоятельном поиске ответов на
интересующие вопросы, в проявлении элементов
творчества.

Разработала также систему специально
организуемых занятий, в ходе которых
использовала различные игровые приемы. Без игры
трудно представить себе любое занятие в детском
саду. На занятиях, как правило, игровые приемы
применяются, чтобы облегчить детям понимание
сути данной темы. Согласно словарю, глагол
“играть” означает “забавлять”, “развлекать”.
Но на занятиях обычно имеет место “игра”,
выполняя условия которой дети изучают, усваивают
и закрепляют знания. И я решила: “А почему бы все
занятия не построить в форме игры?”. Свобода
мысли, радость общения с взрослыми и друг с
другом — это то, что необходимо детям при обучении
любому виду деятельности. Достичь такой цели
можно, если сделать занятие интересным,
разбудить творческую активность каждого
ребенка. Толчком к работе в этом направлении
стала практика работы педагогов нашего детского
сада по программе “Обновление и
самообразование”, а затем работа по программе
“Истоки”, которая показала, что дети только в
игре полностью раскрепощаются, делятся своими
впечатлениями, знаниями и мыслями.

Работая над темой “Социо — игровые подходы к
экологической культуре в дошкольном детстве”,
используя на своих занятиях нетрадиционные
формы организации детей в социо — игровом стиле, я
поставила цель:

с полнощью социо — игровых подходов к
педагогике воспитывать детей с новым
экологическим мировоззрением.

Наметила задачи:

  1. Через социо-игровые подходы к педагогике
    поддерживать и развивать устойчивый интерес к
    природе, дать представление о месте человека в
    ней, понимание того, насколько все в природе
    взаимосвязано.
  2. Знакомить детей с ростом, развитием и
    размножением живых организмов, с их потребностью
    в пище, свете, тепле.
  3. Научить детей видеть красоту и мощь природы,
    богатство её форм, красок, запахов.
  4. Формировать активную жизненную позицию
    ребенка, воспитывать бережное отношение к
    природе, умение ответственно ухаживать за
    растениями и животными.

Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою
позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с
детьми на равных, а это делает детей более
ответственными и самостоятельными. С помощью
социо — игровой педагогики я поборола свой страх
ошибки, лидерства, стремление демонстрировать
свое умение, быть во всем правильной и правдивой.
Я умею интересно играть, поэтому организую игры,
выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не
делая никаких наставлений, даю возможность детям
увидеть трудности и каждому самостоятельно
справиться с ней. В этом мне помогает социо -
игровой стиль общения педагога с детьми. Что это
значит? Игровой стиль общения понятен всем, игра
и детство — два неразрывных понятия. Социумами
называют малые группы людей, объединяющихся по
каким — либо интересам, правилам. Поэтому социо
-игровой стиль общения предполагает работу — игру
детей в малых группах от 2 до 6 человек.

Социо — игровое направление основывается на
формировании и использовании детьми и
педагогами умения свободно и с интересом
обсуждать разные вопросы, умение следить за
ходом общего разговора и общего дела, умение
оказывать друг другу помощь и принимать её, когда
это нужно. Это все помогает мне дать детям
разностороннее, полноценное развитие,
формировать у них универсальные, в том числе
творческие, способности до уровня
соответствующего их возрастным возможностям и
требованиям общества. У детей появляются
характерные черты налаживания
содружественности:

  • обращенность детей друг к другу в ходе занятий и
    возможность демонстрировать свои умения перед
    ровесниками;
  • выбор партнеров по симпатиям и сближение всех
    детей через перемены состава пар, троек, четверок
    играющих;
  • оформление детских микрогрупп;
  • реализация общего замысла и понимание
    неслучайности действий каждого в этом замысле;
  • желание действовать вместе, а не раздельно;
  • оказание помощи и поддержки друг другу;
  • признание мастерства и удачливости тех, кто
    рискнул публично продемонстрировать свои
    способности.

Каждый участник малой группы слышит и
наблюдает того, кто действует вместе с ним, и
учится ценить это впечатление как-то, в котором
выражает себя его товарищ. Характерный признак
владения рабочей позой — это умение выразительно
исполнять свои движения, уточняя взглядом темп и
ритм, помочь напарнику выполнить задуманное (в
танце, в трудовой операции, рисовании,
рассказывании), самому успеть вместе с ним.
Готовность к этому означает, что достигнута
полная согласованность в совместных действиях.
Она будет основой и для общегрупповых действий, в
процессе которых приходится косвенно общаться
со своим напарником. Разработала варианты
социо-игр по экологической культуре детей
дошкольного возраста. Игра является собственной
свободной и самостоятельной деятельностью
ребёнка. Корни успеха учебного процесса по
воспитанию экологической культуре детей таятся
в новой форме объединения детей для игр и делении
в микрогруппах (2-6 человек). Дети здесь либо уже
связаны совместными играми, знаниями, общим
опытом жизни и тайнами, либо эти связи
самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это
является очень плодотворной почвой для того,
чтобы знания можно было передавать друг другу,
помогать приятелю и поддерживать его. И главное,
для процесса становления собственной речи в
группах противопоказана возможность разобщения
действующих лиц, и более их разобщение. Поэтому я
дополнительно разработала разные приёмы и
варианты деления на малые группы. Деятельность
развивается от возраста к возрасту, меняются её
содержание и формы. Поэтому, я разработала
перспективный план с учётом возрастных
особенностей детей, их реальных возможностей,
включающих в себя:

  1. цели, задачи;
  2. знания;
  3. средства и приёмы;
  4. формы практической деятельности: в уголке
    природы, на участке;
  5. темы занятий;
  6. материалы, литературу и связь с другими
    занятиями.

Основными задачами перспективного плана
является то, что на примерах самых простых и
хорошо знакомых детям природных объектов
объяснить и показать, что всё в природе
взаимосвязано:

  • дикая природа приспособлена к самостоятельной
    (без вмешательства человека) жизни;
  • задача человека — не разрушать целостный и
    гармоничный мир грубым вторжением в жизнь его
    обитателей, а по мере сил и возможностей
    оберегать их;
  • экологическое воспитание детей осуществляется
    вместе с семьёй.

В своей работе с детьми придерживалась
следующих социо-правил:



  • уметь разыграться, получить удовольствие от
    игры и доиграть, не жаждать казаться всеведущим и
    способным всё оценить;
  • организовать оценивание детьми самих себя,
    формируя у них это умение. Нарабатывать
    показатели хорошего качества по каждому делу и
    поддерживать внимание детей на этих показателях.
    Не допускать придирчивости детей друг к другу;
  • обращаться к личному опыту и воображению детей,
    представляя им возможность использовать на
    занятии ранее ненароком накопленные знания,
    умения и навыки;
  • наполнить игру содержанием наибольшего
    развивающего детей эффекта, ориентируясь на
    возрастной уровень развития психики детей;
  • организовывать детей в микрогруппы и вести
    игровое общение между детьми, как в микрогруппах,
    так и между микрогруппами.

Разработала практический материал по пособиям:
“ Аквариум” и “ Малые таблицы”. Эти упражнения
дают возможность детям в течение месяца освоить
не только все группы букв, но и учат пользоваться
словом, слогом, словосочетаниями, развивают
мышление, творческие способности, инициативу,
фантазию. Дети лучше узнают о жизни живых существ
в природе, растениях, сезонных явлениях. Я
разработала матрицу событий, где охватывается
два года жизни детей — от 5 до 7 лет. В матрице
событий подобран конкретный характер занятий, их
последовательность. Все рода деятельности
взаимосвязаны, они насыщают детскую жизнь. У
детей сохраняются нормальные психические
качества по различным видам занятий.



В речевой сфере

— сохранность обычной
отчётливой и громкой речи.

В сфере гимнастической

— сохранность умения
координировать свои действия с действиями
товарищей. Оно обнаруживается тогда, когда у
детей поддерживается интерес к организации по
собственной инициативе подвижных игр и
простейших соревнований.

В сфере трудовых дел -



сохранность умения
определять требуемый объём рабочих усилий.

В сфере графической деятельности

-
сохранность доверия к своей руке. Это можно
определить по тому, например, как осуществляется
выбор краски ( из 7 цветов и их комбинаций) для
передачи настроения в картине, или по тому, как
поддерживается заданный детьми темп изображения
известных образов для передачи ритмически
организованного рисунка.

В сфере музыки и музыкальных движений — у

мение
вслушиваться в поток речи, что обнаруживается:

  • Во владении рукой;
  • В регуляции своего дыхания;
  • В умении выбрать из большого репертуара,
    наиболее выразительное;
  • В способах группового передвижения под музыку;
  • В сопоставлении своего “актёрского” голоса.

В сказовой сфере

— подлинность интонации
ребёнка в момент обыгрывания сказового текста,
данного в обстановке представляющей
соответствующие условия, атрибутику.

В танцевальной сфере -

настрой на сочувствие,
взаимное переживание чувств.

В сфере “ учебных занятий”

— потенциал
языковой открытости. Он раскрывается в том,
насколько ребёнок включён в беседу,
заинтересован как слушатель, в том, как он
понимает речь товарища, умеет ли выразить вслух
свои впечатления.

Дети охотно выражают себя в разных видах
деятельности, становятся активными и
инициативными. Матрица помогает создать условия,
в которых дети общаются, говорят, слышат, смотрят,
действуют одновременно. Кроме этого дети учатся
наблюдать за действиями других, оценивать их
действия словами и значит, сами овладевают
особенностями действий. С помощью матрицы дети
овладевают к 6-ти годам зрительным, слуховым,
двигательным и голосовым представлениями. А в 7
лет оценивают себя и других, как танцующих,
поющих, рисующих, умело действующих с
инструментом и без него в составе группы и
самостоятельно. Дети умеют определять свой
уровень успеха в деловых отношениях, знать свою
удачливость. Такой характер педагогической
работы помогает заинтересовать детей,
обнаруживая прямую связь в непринуждённом
диалоге, помогает ненавязчиво обучать их по
разделу “ Экологическое образование в детском
саду”.

Вместе с детьми и родителями создали в детском
саду “Уголок леса”. Все вместе весной посадили
саженцы липы, рябины, сосны, берёзки, что
позволило нам с детьми ухаживать за этими
растениями, наблюдать за их ростом, формировать у
детей понятие о лесе, как экосистеме, давать
представления о взаимосвязях обитателей леса,
которые не могут жить друг без друга. Учу видеть
красоту деревьев, их пользу. Также уже 5 лет веду
тесную работу с музеем им. Мартьянова.

Работа идёт по трём направлениям:

I. Детский сад до посещения музея.Совместно с
сотрудниками музея составили план работы с
детьми, где обговаривали экскурсии, занятия,
праздники в музее.

II. Дети в музее.

  1. Правила поведения в музее.
  2. Экскурсии.
  3. Игры.
  4. Викторины.
  5. Клуб путешествий.

III. Работа в детском саду.

1.Подбор художественной литературы.

2. Занятия:

  • Беседы;
  • Диалог;
  • Демонстрация;
  • Изодеятельность;
  • Конструирование, моделирование.

3. Развлечения, праздники леса.

Вместе с детьми изучала растения, помещённые в
Красную книгу. Результатом явилась работа по
оформлению гербария “Лекарственные растения
нашего края”. Чтобы усилить работу по
экологическому мировоззрению уже несколько лет
веду в детском саду кружковую работу
“Экологический калейдоскоп”. Через кружковую
работу помогаю детям видеть красоту и мощь
природы, богатства её форм, красок, запахов.
Делаем с ребятами поделки из природного
материала. Для успешной реализации задач в
области экологического воспитания, я делаю
анализ результатов своей работы, а также выявляю
уровневую оценку экологического развития
каждого ребёнка в динамике. За основу взяла такие
критерии:

  • дети проявляют интерес к ярким явлениям
    природы;
  • у них развита высокая творческая активность;
  • самостоятельность, инициативность;
  • они быстро осмысливают задания, точно выполняют
    их без помощи взрослого;
  • умеют легко устанавливать простейшие
    причинно-следственные связи;
  • многие очень бережно относятся к природе,
    владеют основными нормами поведения в ней;
  • ухаживают за растениями и животными ближайшего
    окружения.

Творчески стремлюсь сделать жизнь детей
разнообразной, содержательной, помогаю их
всестороннему развитию. Формирую у детей
представления об окружающем его мире, о себе как
о представителе человеческого рода, о людях,
животных, растениях, живущих на земле, о правилах
и обязанностях людей по отношению к природе. В
идеале ставлю задачу — воспитание творческой
свободной личности, обладающей чувством
собственного достоинства и уважения к людям и ко
всему живому на земле.




Следующий: