Социальные группы и их классификация. Российское общество начала XXI в. Демография. Проблемы семьи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,92 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности.
  2. Содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению
  3. Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
  4. Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные
  5. Освоение учащимися способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
  6. Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.

Задачи:



Образовательные:

  • формирование представлений о текущей динамике основных социальных показателей;
  • определение факторов, влияющих на социальную ситуацию, в т.ч. демографическую;
  • выявление способов анализа в целом на основе статистических данных.
  • формирование представлений о будущих тенденциях основных социальных показателей;
  • выявление способов прогнозирования социального развития страны

Развивающие:

  • развитие навыков анализа и мотивация к самостоятельному анализу социальной информации;
  • обучение навыкам выявления причинно-следственных связей;
  • мотивация к самостоятельному выявлению проблем и поиску способов их решения;
  • выявление причинно-следственных связей между социальной сферой и политикой.

Воспитательные:

  • развитие навыков публичного диспута;
  • обучение способам получения и анализа новейшей информации.
  • развитие навыков критического чтения, осмысления и анализа;
  • формирование навыков внесения конструктивных предложений;
  • обучение способам обсуждения стратегически важных проблем.

Содержательные элементы: Многообразие социальных общностей и групп. Общество как взаимодействие социальных общностей и групп. Изменения в социальной структуре. Основные социальные группы современного российского общества. Усиление социальной направленности политики нашего государства. Параметры демографической ситуации на основе анализа данных переписи населения в РФ 2002 года.

Результаты:

Личностные

  1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни.
  2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
  3. Ценностные ориентиры, основанные на уважении к правам и свободам человека как высшей ценности

Предметные

  1. Относительно целостное представление об обществе
  2. Знание базовых понятий социологии
  3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
  4. Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку процессам, происходящим в обществе
  5. Приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
  6. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Метапредметные

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
  2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
  3. Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам
  4. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Оснащение урока:

  • УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.;
  • Компьютер, презентационное оборудование, компьютерная презентация.

Источники:



  • www.demoscope.ru – электронный аналитический журнал;
  • www.demograhy.narod.ru – Институт демографических исследований РФ;
  • www.minzdravsoc.ru – Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
  • mintrud.donland.ru – Министерство труда и социального развития Ростовской области;
  • rostov.gks.ru – Областной комитет статистики Ростовской области.

Используемые интерактивные технологии (описание).

  1. «Поле проблем»
    1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.
    2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).
    3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства.

  2. «Мозговой штурм»
    1этап – обсуждение в группах одной из выбранных проблем развития социальной сферы в РФ и предложения по их решению.
    2 этап – анализ записанных идей и презентация результатов.

  3. «Водоворот»
    Каждая группа получает лист для выполнения задания и фломастер определенного цвета. Получив задание, группа записывает свои ответы и передает лист по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими, маркирую их с помощью значков (+) или (–) или (?). Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. Каждая группа делает записи на листах , используя только свой цвет. Когда листы обойдут круг, каждая группа обобщает всё, что в них будет написано. Далее можно сопоставить результаты групп с официальными документами, которые отражают позицию государства по решению данных проблем.

План изучения темы:

1 час – «Социальные группы и их классификация».
2 час – «Современная демография РФ. Проблемы семьи в современном российском обществе»

Действующие лица:

  1. Социолог;
  2. Статистик;
  3. Учёный-демограф;
  4. Участники расширенного заседания Общественной палаты по проблемам демографии и семьи.

Постановка задач:

Задачи докладчиков заключаются в следующем:

а) объяснить какие тенденции существуют в развитии современного российского общества;
б) объяснить, что стало причиной их появления и какие могут быть последствия;
в) спрогнозировать развитие своего направления исследования.

Задание для социолога:

  1. Составить анкету, продумав вопросы, которые позволят отразить мнение молодого поколения ростовчан по проблемам семьи.
  2. Провести анкетирование среди гимназистов 11 классов.
  3. Проанализировать полученные данные.
  4. Представить результаты в виде графика, диаграммы.
  5. Сопоставить данные, полученные в ходе анкетирования и данные учебного пособия Боголюбова Л.Н.

Задание для статистика. Проанализировать следующие данные:

  • соотношение браков и разводов за последние 10 лет;
  • соотношение мужчин и женщин брачного возраста;
  • данные о возрасте впервые вступающих в брак;
  • количество детей на одну семью;
  • сопоставить данные по РФ и данные по Ростовской области.

Задание для учёного-демографа:

  1. Определить тенденции изменения демографической ситуации в РФ.
  2. Сформулировать перечень факторов, влияющих на демографическую ситуацию.
  3. Сформулировать прогноз (пессимистический и оптимистический варианты).
  4. Демографическая ситуация в Ростовской области.

Задание для участников заседания

1 час. Определение круга проблем для обсуждения и вариантов их решения (технология «Поле проблем», «Мозговой штурм».
2 час. Обсуждение проблемы «Кризис современной семьи» (технология «Водоворот»).

Занятие первое. «Социальные группы и их классификация»

Ход занятия

Повторение базовых понятий социологии:

  1. Общество;
  2. Социальная сфера общества;
  3. Социальная стратификация;
  4. Социальная стратификация современной России;
  5. Социальная мобильность;
  6. Понятие «социальный институт»;
  7. Социальный статус;
  8. Семья как социальный институт;
  9. Классификация семей.

Выступление демографа и социолога:

  1. Демографическая ситуация в РФ.
  2. Структура современного Российского общества.

Определение круга проблем для обсуждения и вариантов их решения (технология «Поле проблем», «Мозговой штурм»)



  1. «Поле проблем»
    1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.
    2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).
    3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства.

  2. «Мозговой штурм»
    1этап – обсуждение в группах одной из выбранных проблем развития социальной сферы в РФ и предложения по их решению.
    2 этап – анализ записанных идей и презентация результатов.

Занятие второе. «Современная демография РФ. Проблемы семьи в современном российском обществе»

Ранжирование.

Проблема – «Современная семья находится на грани исчезновения».

Учащимся предлагается определить свое отношение к проблеме, предложенной для обсуждения и обосновать свою позицию (Да…; да, но…; нет, но…; нет…)

  • Аналитическое выступление статистика о состоянии семьи, основанное на данных по РФ и по Ростовской области.
  • Обсуждение проблемы «Кризис современной семьи» (технология «Водоворот»).
  • Сопоставление предложений групп по решению актуальных проблем семьи с программой «Концепция демографического развития РФ до 2025 года».



Следующий: