Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

Цели:

Образовательная:

  • дать представление учащимся о сущности понятия социального партнёрства;
  • выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях.

Развивающая

  • формировать предметно – информационную, учебно-познавательную,
    ценностно-ориентационную компетенции обучающихся;
  • развивать навыки работы с различными источниками (выдержками из
    законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из
    интервью, Интернета;

Воспитательная:

  • воспитывать гражданскую позицию в отношении социально – экономических
    процессов, происходящих в родном регионе.

Оборудование:

стенды для отчёта, представления информации, полученной
учащимися при выполнении проблемных заданий.

Учебно-методический комплект:

  • Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. Обществознание:
    профильный уровень: учеб. для 10 класса общеобразовательных учреждений /под
    ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.
  • пакет документов на парту с выдержками из Трудового кодекса РФ (от
    30.12.2007), Устава Мурманской области (ред. от 14.12.2004), Закона
    Мурманской области «Об областной трёхсторонней комиссии по регулированию
    социально – трудовых отношений» (от 28.10.2002);
  • комплект документов для учителя (кроме выше перечисленных документов):
    Федеральный закон «О российской трёхсторонней комиссии по регулированию
    социально – трудовых отношений» (от 02.04.1999), Федеральный закон «О
    профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (от
    08.12.1995), Устав муниципального образования «Город Полярные Зори с
    подведомственной территорией» (от 05.08.2005);
  • схема «Социальное партнёрство» (на доске), лист с аналогичной схемой у
    каждого учащегося (см. Приложение 1).

Форма урока:

проблемно-лабораторное занятие

Педагогические технологии:

  • технология проблемного обучения
  • технология учебного исследования

Методы:

  • индуктивный, дедуктивный
  • эвристический
  • исследовательский

Формы деятельности:

  • коллективная
  • групповая (в микрогруппах)
  • индивидуальная работа

План урока

  1. Формирование понятия «социальное партнёрство». Актуализация знаний.
  2. Практическая часть, анализ документов.
  3. Отчёты групп учащихся о проделанной работе. Обобщение выводов.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель.

Идея социального партнёрства в трудовой деятельности оформилась
в России в середине 90-х годов 20 века. Она возникла в противовес идее о
классовой борьбе.

По Конституции 1993 года граждане РФ имеют право на забастовку. В последние
3-4 года уровень забастовочного движения в стране и в Мурманской области
снизился. Почему? Идея социального партнёрства становится популярной? Что же в
реальности представляет это явление, когда и где оно возникло впервые?

2. Изучение нового материала

Учитель.

Сегодня на уроке мы выполним практическую работу по теме
«Социальное партнёрство и перспективы его развития в России и в Мурманской
области». По ходу урока мы будем работать с документами, заслушивать сообщения,
приготовленные учащимися нашей группы. Я прошу делать записи на листе для
практической работы, дома вы вклеите этот лист в рабочую тетрадь.

Социальное партнёрство – новое явление для нашей страны. Впервые оно
рассматривается в учебнике по обществознанию для профильного уровня. Но мы уже с
вами встречались с этим понятием, изучая курс по новейшей истории зарубежных
стран в 9 классе.

Ученик.

(сообщение с использованием адаптированной информация из
Интернета):

Учитывая опыт социальных потрясений в странах Европы 1914–1918 гг.,
правительства и бизнес разных стран стремились не допустить их повторение после
Второй мировой войны. При восстановлении экономики, её модернизации всегда
возникает проблема социальной цены преобразований. Один из первых удачных
экспериментов в этом плане продемонстрировала Западная Германия.

Правительство исходило из того, что тяготы восстановления следует равномерно
распределять среди всех слоёв населения. В 1951 году закон внедрил в практику
социальное партнёрство – участие трудящихся в управлении производством.
Социальное партнёрство – система взаимоотношений между органами государственной
власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями,
основанная на равноправном сотрудничестве.

(Учащиеся записывают данное определение в схему «Социальное партнёрство» на
рабочий лист для практической работы).

Представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах
компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии. Появились рабочие акции,
обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры создали стимулы для наёмных работников к повышению
производительности труда. Это заложило основу германского «экономического чуда»
– ускоренного развития 1950–1960-х гг., вернувших Германии одно из ведущих мест
в мировой экономике.

Вопрос учителя к докладчику

: Почему западная модель социально – трудовых
отношений была перенесена на российскую почву?

Ученик.

В период перехода России к рыночной модели экономики обостряются
взаимоотношения между наёмными работниками и работодателями. Именно механизмы
социального партнёрства помогают согласовать интересы сторон на разных уровнях,
смягчить трудовые конфликты в форме забастовок и локаутов.

Учитель.

Рассмотрим, каким образом такое явление как социальное
партнёрство отражено в российских и региональных законодательных актах.

3. Практическая часть

Работа с документами, заполнение схемы на рабочем листе.

Задания учащимся к работе с Трудовым кодексом РФ:

А) выписать, кто участвует в социальном партнёрстве (глава 3: ст.25, глава 4:
ст.29– 31, ст.33–34).

!

Ссылка на Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» (от 08.12.1995).

Учитель.

В этом законе нет понятия социальное партнёрство, но во 2-ой
главе «Основные права профсоюзов» указано, что профсоюзы имеют право на
представительство и защиту социально – трудовых прав и интересов работников
(ст.11), на содействие занятости (ст.12), на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
(ст.13), участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст.14), на
осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде (ст.19).

Продолжение работы с Трудовым кодексом РФ:

Б) выделить уровни социального партнёрства (глава 3:ст. 26).

!

Параллельно – работа с отрывком из Устава Мурманской области:

– осуществляется ли социальное партнёрство в Мурманской области? (ст. 46-47).

Продолжение работы с Трудовым кодексом РФ:

В) выписать формы осуществления социального партнёрства (глава 3: ст.27);

Г) выписать органы социального партнёрства (глава 5: ст.35) .

!

Ссылка на Федеральный закон «О российской трёхсторонней комиссии по
регулированию социально – трудовых отношений» (от 02.04.1999).

Ст.1 – фиксирует состав постоянно действующей федеральной Комиссии:
представители общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских
объединений работодателей, Правительства РФ;

Ст.2 – принципы и порядок формирования Комиссии;

Ст.3 – основные цели и задачи Комиссии.

Учитель.

На основе Федерального закона и Трудового кодекса РФ 28 октября
2002 года был принят закон Мурманской области «Об областной трёхсторонней
комиссии по регулированию социально – трудовых отношений».

Задания к работе

с законом Мурманской области «Об областной трёхсторонней
комиссии по регулированию социально – трудовых отношений»:

Определить:

– кто входит в состав Комиссии? (ст.1);
– каковы принципы и порядок формирования Комиссии? (ст.2)
– каковы основные цели и задачи Комиссии? (ст.3)

Учащиеся, анализируя документ, делают вывод, что в Мурманской области идёт
процесс формирования правового механизма осуществления социального партнёрства.

Группа учащихся готовит обзор региональной прессы (газета «Мурманский
вестник»), приводя примеры действия областной трёхсторонней комиссии по
регулированию социально – трудовых отношений(например, «Соглашение о минимальной
заработной плате в мурманской области на 2008-2010 годы»).

4. Отчёты групп учащихся о выполнении заданий, полученных за 2-3 недели до
урока (стендовые доклады)

Цель заданий:

выяснить осуществляется ли социальное партнёрство в г. Полярные Зори?
– каковы трудности становления социального партнёрства в России (в г.Полярные
Зори)?
– в чём заключаются перспективы развития социального партнёрства в России? (в г.
Полярные Зори)?

А) 1 группа исследовала взаимоотношения между администрацией г. Полярные Зори
и работодателями (интервью с руководителем муниципального отдела по защите прав
потребителей Веселовой Н.Г.).

Б) 2 группа знакомилась с проблемами малого бизнеса и применением социального
партнёрства для разрешения конфликтных ситуаций (интервью с руководителем малого
предприятия общественного питания Трофимовым А.В.).

В) 3 группа представляла информацию о развитии социального партнёрства в
сфере образования на территориальном и локальном уровнях (на примере МОУ СОШ №4,
интервью с директором МОУ СОШ №4 Тупицыной Т.И.).

Анализируя процесс становления социального партнёрства, учащиеся отметили,
что существуют определённые трудности:

– социально-психологическая неготовность работодателей к восприятию идеи
социального партнёрства;
– разобщённость профсоюзов;
– несовершенство системы власти.

Общие выводы

:

– В РФ, в Мурманской области, в г. Полярные Зори поддерживается развитие
социального партнёрства на основе сотрудничества органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, а также
иных общественных объединений;

– Механизмы и правовые институты социального партнёрства сформированы и
начинают работать на всех уровнях (в частности – на локальном, территориальном,
региональном) и имеют перспективы развития;

– Взаимная согласованность, учёт интересов различных социальных групп
являются необходимым условием развития экономики, формирования гражданского
общества, создания сильного государства. Взаимосвязь всех этих задач определяет
перспективу развития социального партнёрства в нашей стране.

Следующий: