Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

Содержание

  1. Введение
  2. Сущность социального неравенства и его причины.
  3. Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах
    осужденных.
  4. Заключение.
  1. Введение.

С незапамятных времен люди задумывались о причинах неравенства в обществе.
Поиск этих причин привел пытливые умы к анализу природы человеческих отношений.
Наиболее близкие современному научному взгляду идеи по этому вопросу в древности
высказали Платон и Аристотель. Мрачное средневековье породило учения,
объясняющие общественное неравенство божественным предначертанием. Новое Время
пробудило интерес к человеку и его судьбе: научное изучение судеб людей и
народов приобрело особый интерес. К началу xx-века человечество обладало уже
глубокими знаниями в этой области и создало ряд наук ,изучающих этот вопрос.
Основная задача настоящей работы- описать возможно большее количество
стратификационных систем и определить насколько девиантная часть человечества
воспроизводит модель современного общества в замкнутых изолированных группах.

  1. Сущность социального неравенства и его причины.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в
каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом
упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих
аспектах. Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что
люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного
потребления. Для описания системы неравенства между группами людей специалисты
применяют понятие — социальной стратификации. При рассмотрении проблемы
социального неравенства вполне возможно исходить из теории социально-
экономической неоднородности труда .Выполняя качественно неравные виды труда, в
разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди оказываются заняты
экономически неоднородным трудом, который имеет разную оценку их общественной
полезности. Именно социально-экономическая неоднородность труда не только
следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа
и отсутствия всех этих преимуществ у других. Каждая из групп вырабатывает свои
ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому
принципу, то они являются социальными слоями. В социальной стратификации имеется
тенденция наследования позиций. Действие этого принципа приводит к тому, что
далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять
властные и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции:
неравный доступ к подлинно качественному образованию, неодинаковые возможности
получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. Социальная
стратификация обладает традиционным характером. При исторической подвижности
формы — (самого человечества) — ее сущность, то есть неравенство положения разных
групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Неравенство
людей имеет универсальный характер. Оно проявляется вместе с деятельностью
человека. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической
силой были важным критерием стратификации.

Чтобы глубже проникнуть в сущность понятия стратификации и ее влияния на
человечество в целом, представим две модели общества. Первое — где многочисленны
общественные слои ,социальная дистанция между которыми невелика, уровень
мобильности высок, низшие слои общества составляют меньшинство, ускоренный
технологический рост постоянно повышает престижность труда на низших уровнях
производства и высок уровень социальной защищенности слабых. Другая
модель — общество, где концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты.
Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и
образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими
стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством.
Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными
группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным
конфликтам.

  1. Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах осужденных.

В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство
можно научно обосновать и, что это новое ,научно спроектированное общество будет
не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную
стабильность и внутреннюю дисциплину. Аристотель в “Политике” , рассмотрев
вопрос о социальном неравенстве отметил, что ныне во всех государствах есть три
элемента: один класс- очень богат; другой- очень беден; третий же – средний.
Этот третий- наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы
следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают
преступниками, а другие мошенниками. Аристотель отмечал, что необходимо думать о
бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления,
неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там ,
где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и
государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков,
лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой
плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где
этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется
лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

К.Маркс, основатель мирового коммунистического движения, подчеркивал, что
источником социального развития выступает борьба между антагонистическими
общественными классами. Классы возникают и противоборствуют на основе различного
положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре
общества.

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности,
формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс
Вебер (1864-1920) -классик мировой социологической теории.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал
такие аспекты , как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и
престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий
в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы;
различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии , а
престижные различия дают статусные группировки, или страты. Исходя из этого, он
сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”.
Он отмечает, что “ классы”, “ статусные группы” и “ партии”- явления,
относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить
любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и
воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и
способ его утверждения в своем единстве образуют стратификационную систему.

В социологической литературе известны и широко изучены основные типы
стратификационных систем, основанные на кастовой, рабовладельческой, сословной и
классовой дифференциации. Эти системы отождествляются с типами общественного
устройства, известными в прошлом или существующими в настоящее время.

Однако известно что любое конкретное общество состоит из комбинации различных
стратификационных систем и множества их переходных форм. Нижеприведенная
стратификационная система, может быть использована для описания широкого круга
социальных организмов, в том числе и сообщества осужденных, как большие
скопления людей, принужденных на длительное время к совместному проживанию и, в
силу этого, создающих свою стратификационную лестницу. Эта дифференциация,
зародившись и сформировавшись однажды, проявляет большую живучесть и переносит
сложившиеся однажды статусы в свободное общество.

  1. физико-генетическая.
  2. рабовладельческая.
  3. кастовая.
  4. сословная.
  5. этакратическая.
  6. социально-профессиональная.
  7. классовая.
  8. культурно-символическая.
  9. культурно-нормативная.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация
социальных групп по “естественным” социально-демографическим признакам. Здесь
отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием
определенных физических качеств: силы, красоты, ловкости и т. д. Соответственно
более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают
приниженное общественное положение. Неравенство в данном случае утверждается
существованием угрозы физического насилия или фактическим его применением, а
затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной
общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она
проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение
своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот кто
способен осуществить насилие над природой и людьми или противостоять такому
насилию.

В среде осужденных эта стратификационная система является наиболее
определяющей. Здесь господствует та часть осужденных, которая имеет опыт
выживания в подобных ситуациях. Эта часть осужденных объединяется, создает
неформальную группу, внутри которой также происходит распределение ролей, и с
помощью угроз и прямого насилия навязывает остальному сообществу свое понимание
принципов жизни. При слабом формальном контроле, эти группы имеют тенденцию к
расширению своего влияния.

Вторая стратификационная система — рабовладельческая — также основана на прямом
насилии. Неравенство людей детерминируется здесь военно-физическим принуждением.
Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав
собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и
превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих обществ это
Древний Рим и Греция. До 1861 года рабство существовало в России в виде
крепостного права.



В сообществах осужденных рабство проявиться в чистом виде не может, потому
что права собственности здесь до минимума ограничены и контролируются
соответствующими службами. Но в скрытом виде оно существует среди осужденных в
довольно жесткой форме. Определенная часть осужденных, в силу их личностных
качеств или определенных обстоятельств оказываются вытесненными в разряд
униженных и лишенных многих прав, которыми пользуются остальные осужденные. Они
становятся объектом притеснений, их заставляют выполнять всю грязную работу.

Как бы сильно и эффективно не было бы воспитательное воздействие со стороны
контролирующих органов, проявление внутреннего рабства в сообществах осужденных
будет иметь место , потому что оно имеет здесь, кроме проявления прямого насилия
и бытовые корни .

Третий тип стратификационной системы — кастовая. В ее основе лежат этнические
различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами.
Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго
определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате
обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует
четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие,
воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по
наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.

Кастовость в среде осужденных, конечно, не проявляется в ее классической
индийской форме, но многие ее черты очень даже напоминают нормы бытия индийских
общин. Например, господствующая часть сообщества осужденных всю работу по быту
перекладывает на особый известный разряд осужденных. У них имеется также строго
отведенное им место, посуда; им предписаны и определенные нормы поведения в
присутствии представителей высших каст уголовной иерархии. Здесь же имеется и
военная каста — подручные главарей, которые непосредственно осуществляют насилие
над слабыми. Сами главари считают физический труд презренным занятием.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой
системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их
обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей.
Подразумеваются обязательства перед государством, закрепленные в законодательном
порядке. Одни сословия должны нести военную или чиновничью службу, другие –
подати или трудовую повинность. Примеры классических сословных систем являются
феодальные средневековые западноевропейские общества. Сословие это юридическое
понятие, но не этническое, ни религиозное, ни экономическое.

Мир осужденных воспроизводит в какой-то мере и эту стратификационную систему.
Она выражена наличием среди осужденных главного босса(смотрящего) и его
подручных. В целом они составляют господствующее сословие и пытаются выполнять
функции управления остальной массой осужденных. Известно ,что это сословие
наряду с официальным руководством оказывает существенное влияние на настроения
осужденных.

Некоторое сходство с сословной наблюдается в пятой этакратической системе
(от французского и греческого — “государственная власть”). В ней дифференциация
между группами происходит по их положению во властно-государственных иерархиях
(политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и
распределения ресурсов, а также и по престижности, занимаемой позиции. Все они
связаны формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих
властных иерархиях. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных
полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной
бюрократии. Этакратическая система наиболее ярко выражена там, где более
авторитарный характер принимает государственное правление. Примеры таких обществ
– Древний Египет, Китай, а в недавнем прошлом – СССР. Для сообществ осужденных
такая степень организации не характерна и, невозможна так как цели тут разные:
осужденные стремятся к выживанию, а общество к самоорганизации и развитию.

Шестая социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы
делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют
квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли:
обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание
иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов
(дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и
способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность
квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-либо
другой мощной корпорации. Социально- профессиональное деление является одной из
базовых стратификационных систем, примеры которой можно найти во всяком обществе
со сколь либо развитым разделением труда.

В сообществах осужденных социально-профессиональное деление играет
существенную роль, но только для той её части, которая ориентирована на
возврат к полноценной жизни добропорядочного гражданина. Для этого государство
создает достаточно возможностей: образовательные и профессиональные центры при
исправительных учреждениях. Немалая часть осужденных осознанно становятся
ворами, грабителями и т. д. Здесь тоже действует принцип дифференциации: есть
занятия, по их понятиям, более достойные и менее достойные. Индивиды,
совершившие более дерзкие и громкие преступления, специализирующиеся на
ограблениях убийствах, пользуются в уголовной среде почитанием, который
поддерживается страхом.

Классовая дифференциация общества в её социально- экономическом понимании
представляет классы как социальные группы свободных в правовом и политическом
отношении граждан. Различия между группами, прежде всего в характере и размерах
собственности на средства производства и производимый продукт. А также в уровне
получаемых доходов и личного материального благосостояния.

В среде осужденных классовый характер дифференциации проявиться не может, в
силу отсутствия известных буржуазных свобод, которые дают возможность
формированию и развитию классового капиталистического общества. Внутренняя
структура собственно уголовной иерархии , ориентированная на выживание, и
внешнее давление государства на жизнь и быт осужденных в корне подавляют всякое
проявление свободы действия.

Восьмой тип — культурно-символический. Дифференциация возникает здесь из
различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей
фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем
сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась
жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, толкователям
священных текстов. В новое и новейшее время- ученым, технократам, партийным
идеологам. Более высокое положение в обществе занимают те, кто лучше других
может доказать свои права на истинное понимание , владеет лучшим символическим
капиталом. Для доиндустриальных обществ характерно религиозное манипулирование
сознанием людей; для индустриальных-партократическое; для пост-индустриальных -
технократическое.

Уголовный мир также породил идеологов и носителей воровских норм и правил:
“смотрящие” в исправительных учреждениях и так называемые “воры” в уголовном
мире. Воровские нормы и правила используются также для манипулирования сознанием
рядовых членов уголовного мира, для поддержания авторитета и влияния уголовных
боссов.

Девятый- культурно — нормативный тип стратификационной системы. Здесь
дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из
сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или
группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и
привычки, манера общения и этикет, особый язык ( профессиональная терминология,
местный диалект, уголовный жаргон)- все это ложится в основу социального
деления. Причем происходит не только разграничение “ своих” и “ чужих”, но и
ранжирование групп (“благородные — не благородные”, “ порядочные – не
порядочные”, и т. д.)

В мире осужденных культурно- нормативная стратификационная система
проявляется достаточно четко. Уголовный мир скопировал в культурно-нормативном
плане все свободное общество, но в более жесткой и циничной форме. Они создали
свой особый язык, сформировали своё разделение труда, свою песенную культуру,
свою элиту и в итоге эти люди создали свой параллельный мир, который мы узнаем
по манере поведения, по жаргону, по песням, а зачастую и по внешнему виду.

  1. Заключение.

Развитие производительных сил всё более усложняет структуру общества:
появляются новые виды трудовой деятельности; вчерашний непрестижный труд
становится востребованным, растет уровень грамотности и культуры человечества в
целом, но избавиться от преступности человечество сможет не скоро. Неравенство,
заложенное природой в самих людей, порождает и неравенство в их общественном
положении. Очевидно , что это неравенство и побуждает к деятельности каждого
индивида, вынуждая его совершенствоваться в соревновании с другими членами
общества, чтобы занять более высокую ступень в стратификационной клссификации.
Задача человека — минимизировать условия, порождающие преступность и создание
эффективной системы реабилитации оступивщихся.

Список литературы:

  1. Б.Барбер. Структура социальной стратификации и тенденции социальной
    мобильности. Американская социология . Перевод с английского В.В.Воронина и
    Е.Е. Зиньковского.М.. Прогресс, 1972 г.
  2. Философский словарь, 1991г.- под. ред.И.Т. Фролова.



Следующий: