Социально-географические особенности демографии человека

Задачи:

  • познакомить учащихся с
    социально-географическими особенностями
    демографии человека, выявить причины различий в
    демографической ситуации стран Северного и
    Южного регионов; сопоставить демографическую
    ситуацию в поселке Ромоданово с ситуацией в
    России;
  • продолжить развитие умений анализировать,
    сопоставлять, делать выводы, пользоваться
    различными источниками информации;
  • воспитывать уважение к семье и её традициям.

Оборудование:

таблицы, схемы, графики роста
численности человечества по регионам,
компьютерная презентация.

Тип урока:

комбинированный.

Методы обучения:

проблемный,
исследовательский.

Межпредметные связи:

с экономической
географией.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (беседа по вопросам).

А) Охарактеризуйте тенденции роста численности
человечества во времени.

Б) Назовите основные причины ускоренного роста
населения Земли.

В) Какой кривой можно изобразить рост
численности населения Земли? Дайте
характеристику этой кривой.

Г) Каковы перспективы темпов роста численности
человечества?

3. Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя.

Научная теория народонаселения рассматривает
население, участвующее в труде, как главную
производительную силу общества, основу всего
общественного производства. Постоянно
взаимодействуя со средой население играет
активную роль в её преобразовании. В то же время
- население выступает как главный потребитель
материальных благ. Поэтому численность
населения — один из важных факторов развития
каждой страны, да и человечества.

В свою очередь, рост численности населения
зависит от характера его воспроизводства. Под
воспроизводством (естественным движением)
населения понимают совокупности процессов
рождаемости, смертности и естественного
прироста, которые обеспечивают беспрерывное
возобновление и смену людских поколений.
Процессы естественного воспроизводства
населения изучаются различными отраслями
демографии как науки (слайд).

Рождаемость, смертность, естественный прирост
населения — процессы биологические. Но, тем не
менее, на них решающее воздействие оказывают
социально-экономические условия жизни людей, а
также взаимоотношения между ними в обществе и в
семье.

б) Вопрос к учащимся:

как вы думаете, от каких
факторов зависит уровень смертности?

Возможный ответ учащихся:

уровень смертности
зависит от материальных условий жизни людей:
питания, санитарно-гигиенических условий труда и
быта, от развития здравоохранения.

в) Вопрос:

от каких факторов зависит уровень
рождаемости?

Возможный ответ:

уровень рождаемости тоже
зависит от социально-экономической структуры
общества, от условий жизни людей, от состояния
здоровья женщин, от роста доходов, от занятости
женщин карьерой и т.д.

В самом упрощенном виде можно говорить о двух
типах воспроизводства населения.



Первый тип воспроизводства: демографический
кризис.

г) Сообщение учащихся о странах первого типа
воспроизводства. Материал учащимся знаком из
курса географии 10 класса. Демонстрация графиков
и схем (таблицы).

Выводы из сообщения: (формулируют учащиеся с
помощью учителя).

1. Для стран первого типа воспроизводства
характерны невысокие показатели рождаемости и
смертности и соответственно, естественного
прироста.

2. В этих странах растет доля пожилых и старых
людей, что снижает показатель рождаемости и
увеличивает показатель смертности.

3. Среди стран первого типа воспроизводства
можно выделить три подгруппы. Россия относится к
третьей подгруппе стран с отрицательным
естественным приростом.

Второй тип воспроизводства — демографический
взрыв.

д) Сообщение учащихся о странах второго типа
воспроизводства. Демонстрация графиков и схем
(таблицы).

Выводы:

1. Для стран со вторым типом воспроизводства
характерны высокие и очень высокие показатели
рождаемости и естественного прироста.
Показатели смертности относительно низкие.

2. Развивающиеся страны оказывали и будут
оказывать решающее воздействие на численность и
воспроизводство населения, определяя
демографическую ситуацию во всем мире.

е) Вопрос учителя:

как вы думаете, в чем
причины региональных демографических различий?

Учащиеся называют разные причины в том числе
уровень жизни населения. Возникает проблема:
почему при высоком уровне жизни населения в
странах Северного региона: США, Канада, Италия,
Германия и т.д. низкий уровень рождаемости, а в
странах Южного региона, с низким уровнем жизни
населения, уровень рождаемости высокий?

Ответ дает учитель, знакомя учащихся с теорией
Т.Мальтуса, которая рассматривает взаимосвязь
роста средств существования и роста рождаемости.
Но на определенном этапе эта взаимосвязь
оказывается обратно пропорциональной, что мы и
видим на примере стран Северного региона.

ж) Демографическая ситуация в России
(сообщение учащихся).

з) Региональный компонент. Демографическая
ситуация в поселке Ромоданово (слайдовая
презентация).

4. Закрепление.

Учащимся предлагаются следующие вопросы.

1. Какие факторы влияют на численность
населения Северного региона?

2. Укажите причины роста населения в
развивающихся странах.

3. Рассчитайте, какую долю населения Земли (в %)
составляют сейчас жители Южного региона в целом;
жители Южной Азии, Африки и Латинской Америки по
отдельности.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Изучить текст учебника.

Составить подборку материалов из газет,
журналов и т.д. о демографических процессах в
Республике Мордовия и поселке Ромоданово.

Приложение.




Следующий: