Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в


Оборудование: мультимедийный
проектор (вся информация об уроке – на диске),
подготовленные заранее сообщения учащихся,
учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ веке”.

Методы по основному способу проведения:
в форме беседы, с сочетанием самостоятельной
работы учащихся.



Цели урока:

Образовательные:

  • Расширить и закрепить знания учащихся о
    социально-экономическом и политическом развитии
    Китая.
  • Рассмотреть социально-экономическое и
    политическое развитие Японии.
  • Сравнить экономическое и политическое развитие
    Китая и Японии.
  • Выяснить, почему Япония в отличие от своего
    соседа смогла за короткий срок выйти на
    передовые рубежи экономического развития.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умение работать
    самостоятельно;
  • Учить анализировать полученную информацию;
  • Учить видеть причинно-следственные связи;
  • Развивать умение познавательной деятельности,
    использовать мультимедийные технологии в целях
    развития образного и логического мышления.

Воспитательные: В процессе изучения
темы развивать у учащихся толерантность,
способность рассматривать явления и события с
точки зрения их исторической обусловленности,
дать им возможность выработать собственное
отношение к дискуссионным вопросам.

Основные понятия к уроку: модернизация,
реформа, протекторат, экспансия, контрибуция.

Контрибуция

– платежи, налагаемые на
побежденное государство в пользу
государства-победителя.

Модернизация

– изменение,
усовершенствование.

Протекторатформа
колониальной зависимости, при которой
государство сохраняет лишь некоторую
самостоятельность во внутренних делах, а его
внешнюю политику и оборону осуществляет по
своему усмотрению государство-метрополия.



Реформапреобразование,
изменение, переустройство.

Экспансияагрессивная
политика распространения своего политического и
экономического влияния, господства на другие
страны.

План изучения темы:

I. Экспресс-опрос по социально-экономическому и
политическому развитию Китая с целью (в конце
урока)
сравнения с Японией.
II. Постановка проблемы. Краткая беседа с целью
актуализации знаний из курса новой истории.
III. Изучение вопросов с целью самостоятельного
заполнения таблицы (после – проверка по
компьютеру).

А) Реформа в армии.
Б) Внешнеполитический курс страны.
- русско-японская война (рассказ учителя,
сообщение).

В) Политическая реформа (сообщение ученика).
Г) Реформа в экономике (сообщение ученика).
Д) Реформа в социальной сфере (сообщение
ученика).

IV. Заключительный этап: коллективное
обсуждение, подведение итогов, объяснение
домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Проверка домашнего задания
(устный опрос)
– 25 мин.

Назовите тему прошлого урока. Давайте проверим
ваши знания по данной теме.

- Назовите имя императора Китая, правящего с 1889
г. (Цзай Тян – Гуансюй) (слайд 1 –
портрет императора)

- Назовите имя человека, предложившего
императору программу реформ в Китае. (Кан Ювэй)
- Почему эту программу назвали “100 дней реформ”? (рассчитаны
на постепенное проведение в течение 100 дней)
(слайд2, п.1)
- Почему они не состоялись? (мать императора Цы
Си совершила государственный переворот,
император был арестован. Императрица объявила
себя регентшей при малолетнем сыне императоре Пу
И)
(слайд 2, п.2)

- Прочитав несколько эпизодов о Цы Си, дайте ей
характеристику. (властная, деспотичная,
мстительная, эгоистичная)
(слайд 3,
4, 5 — портрет молодой и старой Цы Си)

- Обратите внимание на фотографию, где
изображены Цы Си и император Гуансюй. О чем она
говорит? (о полной власти Цы Си и о ее двуличии:
с одной стороны – добродушная и спокойная, а с
другой – злобная и жестокая)
(слайд
6)

- Как вы думаете, почему произошел отказ от
реформ? (к власти вновь пришла Цы Си)
- Прочитав следующее воззвание Цы Си (на доске),
объясните, к чему призывала императрица?
восстанию против иностранцев)
(слайд
7)

- Назовите годы восстания. (1899-1900 гг.)
- Кто участвовал в восстании? (крестьяне,
ремесленники, беднота)
.
- Кто руководил восставшими? (тайные братства
под руководством “Ихэтуаль”)
(слайд
8)

- Чем закончилось восстание? (восстание было
подавлено империалистами)
(слайд9,
10)

- Скажите, какова же роль самой императрицы в этом
восстании? (вела двойную игру, а, увидев, что
проиграла, стала помогать империалистам в
подавлении восстания)
(слайд 11)

(Отказ от реформ Кан Ювэя, подавление
восстания, русская революция 1905-1907 гг. оказали
большое влияние на внутриполитическое положение
в стране и привели к революции).

- Кто такой Сунь Ятсен? (под его руководством
создан объединенный союз
буржуазно-демократических организаций)

- Прочитайте выдержки из предложенного
документа. Кто является автором документа? Каким
образом вы это определили? (слайд 12)

Поясните эти принципы:

а) “национализм”

— свержение маньчжурской
чужеземной династии и восстановление китайского
правления.
б) “народовластие” — ликвидация
монархического строя.
в) “народное благосостояние” -
национализация земли, уравнение прав на землю.

- Когда и как были сделаны попытки провести эту
программу? (революция 1911-1912 гг.).
- Ход революции. (на севере – Юань Шикай, на юге
– Сунь Ятсен)

- О чем вам говорит эта дата — 29 декабря 1911г.? (провозглашение
Китайской республики. Сунь Ятсен отказался от
президентства в пользу Шикая)

Почему Синхайская революция? (по китайскому
лунному календарю)

III. Новая тема. (слайд 13)

Сегодня мы с вами изучаем новую тему
“Социально-экономическое и политическое
развитие Японии”. В изучении новой темы нам
помогут ваши товарищи, которым я дала задание
заранее подготовить сообщение по этой теме. Но
сначала немного истории, чтобы вы имели
представление, какие же преобразования и
изменения происходили в тот период в Японии (на
рубеже 19-20 вв.)
. (рассказ учителя)

Далее сообщение ученика о самураях.

- Посмотрите на слайд. Предлагаю Вам прочитать
высказывания иностранцев о японцах, как они их
представляют. (слайд 14)
- Сегодня я предлагаю заполнить вместе с вами
таблицу (слайд 15), которая
поможет нам кратко выделить самые главные
аспекты сегодняшней темы:

1. Откройте учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ
веке” на стр.41, прочитайте п.1 и заполните графу
таблицы: реформа в армии. (самостоятельная
работа учащихся с учебником)

Проверка по компьютеру. (слайд 16-
таблица)

- почему вводится всеобщая воинская повинность?
(страна готовится к войне);
- еще раз уточним, какова же цель проводимых
реформ? (Япония готовится к экспансии на
материке)
. (объяснение термина “экспансия”)

2. Внешнеполитический курс. (рассказ учителя,
на слайде 17 – карта)

В начале ХХв. Япония пошла на острый конфликт с
царской Россией. 8 февраля 1904г. Япония напала на
русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо (Корея), не
объявив войны. Проиграв два главных сражения под
Ляояном и Мукденом (соответственно в августе 1904г.
и марте 1905г.), царская Россия пошла на заключение
мирного договора. Разгром русской эскадры 28 мая
1905г. в Цусимском проливе завершил военные
действия (слайд 18 — Цусимское
сражение).
5 сентября 1905г. в Портсмуте (США)
был подписан мирный договор, согласно которому
Япония устанавливала протекторат над Кореей.
Порт-Артур, железнодорожная ветка в Южной
Маньчжурии, а также южная часть острова Сахалин
переходили к Японии.

Запишите краткий ответ на вопрос в графе 2
таблицы: внешняя политика. (слайд 19
– таблица)

3. Откройте учебник на стр.43. Прочитайте
параграф “Политическое развитие Японии в конце
19 – начале 20 веков”.

Заполните таблицу: политическая реформа.

- обратите внимание на следующие вопросы: когда
была принята конституция, кто является главой
государства, форма правления в стране, кому
принадлежит законодательная и исполнительная
власть.

Проверим правильность ответов. (слайд
20 — таблица, комментарии по таблице)

- почему первые профсоюзы создавались по
инициативе предпринимателей?

4. Прочитайте учебник на стр.41, абзац 5 и 6.

Заполните таблицу: реформа в экономике.

- обратите внимание, в чем особенность японской
буржуазии, какова роль государства в создании
предприятий. Проверка (слайд 21,
комментарии по нему);

- за чей счет созданы системы транспорта и связи?
- кому государство передавало казенные
предприятия?
- почему государство отдавало предпочтение
развитию предприятий, работавшим на оснащение
армии и флота?

5. Прочитайте следующие высказывания. (слайд 22) Какие выводы Вы можете
сделать из них? (Япония стремилась к
совершенству, к преобразованиям в стране, ее
целью было – догнать и перегнать Европу).



Прочитайте материал учебника на стр.43. Нам
осталось заполнить последнюю графу таблицы.

Сообщение ученика о религии.

- так какая религия распространена в Японии? (синтоизм)
(слайд 23)
- найдите в тексте ответ на вопрос: чем
объясняется восприимчивость японского общества
к западным влияниям? (корпоративность,
склонность к заимствованию)
(слайд
24)

Итак, делаем вывод: в чем заключается феномен
успеха Японии? (слайд 25)

IV. Заключительный этап: коллективное
обсуждение, подведение итогов, объяснение
домашнего задания.

Сообщения учеников

Самураи

Японские рыцари — самураи — одни из самых
колоритных персонажей всемирной истории.
Происхождением своим они обязаны семейным
военным отрядам, которые в раннюю эпоху Японской
империи сражались с племенами, издавна
населявшими пограничные районы страны. В Х-ХII вв.
одному из самурайских князей впервые удалось
захватить власть в стране. В 1192 г. другой князь
создал первое самурайское государство, отобрав
власть у императорского правительства и
ограничив полномочия императора, — его роль
свелась лишь к исполнению религиозных обрядов и
участию в официальных церемониях. С тех пор почти
на семь столетий в Японии утвердился режим, при
котором политическая власть сосредоточилась в
руках военной аристократии. Влияние военного
сословия, его образа мыслей, религиозных
убеждений, культуры, привычек в то время на жизнь
японцев было велико. Ощутимо оно и в современной
Японии.

Шли годы, наступил XIX век, а затем XX. Совершилась
революции Иэйдзи. Она стала переломным моментом
в жизни страны, в жизни японского общества.

Как смогла Япония за короткий срок вырастить
армию собственных специалистов, которые вывели
страну на передовые рубежи? Немного истории. Для
построения нового общества нужны были
специалисты: ученые, администраторы, техники,
инженеры. В 1873-1880 гг. их приглашали из-за рубежа.
Однако после 1880 г. число приглашенных резко
сократилось. Всего через десятилетие в стране
появились свои кадры, которые уже могли заменить
иностранцев. Армию собственных специалистов
Япония прежде всего нашла в прослойке
образованных людей, выпускников самурайских
школ. Теперь они, в основном выходцы из военного
сословия, стали опорой и движущей силой нового
японского общества.

Бурный подъем страны расколол отстраненных от
власти самураев на два лагеря. У одних, тех, что
больше всего сокрушались о прошлом, опустились
руки: ничего не предпринимая, они безвольно плыли
по течению навстречу неведомому будущему.

Другие со всей присущей им энергией обратились
к новым целям. Прежде в самурайских кругах было
строго запрещено заниматься торговлей или любой
ремесленной деятельностью: воин не работал за
деньги. Но под давлением обстоятельств многие
отбросили устаревшие предрассудки. Всюду теперь
трудились представители прежней знати: в органах
государственного управления, в области
промышленности, банковского и горного дела,
судостроения, сельского хозяйства, руководили
прокладкой трамвайных путей, наконец, создавали
крупные торговые дома.

Дух бусидо, на котором были воспитаны эти люди,
глубоко проникал в мир стремительно
развивавшейся экономики. Отныне такие
добродетели, как преданность интересам
предприятия, чувство долга и добросовестность,
уважение к начальству, беспрекословное
послушание, дисциплина и пренебрежение
собственной выгодой ради общего успеха,
перенимали у бывших самураев их сослуживцы и
подчиненные.

Ныне Япония — одна из ведущих промышленно
развитых стран мира. Этот невероятный успех
объясняется во многом трудолюбием и упорством
народа, его прилежанием, надежностью, терпением,
настойчивостью, никогда не ослабевающей
энергией, а также тем, что былые самурайские
добродетели — пусть и в измененном виде -
продолжают почитаться всеми японцами.

Религия Японии

Исконная японская религия синто — “путь
богов”, утверждает, что все в мире одушевлено и,
стало быть, наделено святостью: огнедышащая гора,
логос, радуга после грозы…

Перед любым синтоистским храмом непременно
высится торий — нечто вроде ворот с двумя
поперечными перекладинами. В своем
первоначальном смысле “торий” означает насест.
Он ставится перед храмом в напоминание о легенде,
рассказывающей, как Аматерасу (дочь Идзанаги и
Идзанами — лучезарная богиня солнца, культ
которой составляет основу обожествления
природы) обиделась на своего брата и укрылась в
подземной пещере.

Долгое время никто не мог уговорить богиню
солнца выйти оттуда и рассеять мрак, в который
погрузился мир. Тогда перед пещерой соорудили
насест, посадили на него петуха, а рядом
поставили круглое зеркало. Когда петух
прокукарекал, Аматерасу по привычке решила, что
пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в
круглом зеркале свое отражение и приняла его за
незнакомую красавицу. Это задело женское
любопытство богини, и Аматерасу вышла из пещеры,
чтобы посмотреть, кто посмел соперничать с ней в
красоте. Мир тут же снова осветился, и жизнь на
земле пошла своим чередом.

Чайная церемония

…Высокий статный мужчина средних лет с
зачесанными назад седыми волосами и
пронзительным взглядом — Сэн Сосицу XV. Он и есть
нынешний, пятнадцатый по счету глава школы
Урасэнкэ, ее Великий Мастер. Родоначальником
династии потомственных мастеров “тядо” и
основателем Урасэнкэ был Сэн Рикю, живший в XVI
веке философ и эстет. Он сыграл роль реформатора
пришедшей за сто лет до этого в Японию чайной
церемонии. Сам чай завезли из Китая еще в Х-ХI
веках. В китайских монастырях японцы
познакомились с напитком, который применяли в
борьбе со сном во время многочасовых молитв.
Чайная церемония всегда была связана с
буддизмом. Из монастырей она проникла ко двору
императора, во дворцы знати. Баснословная цена
чая и завозившихся из Китая чайных
принадлежностей ограничивала круг поклонников
чайной церемонии несколькими сотнями человек.
Эти церемонии сопровождались состязаниями в
распознавании сортов чая, азартными играми,
пышными банкетами, обильными возлияниями
горячительных напитков и даже купанием в бане.
Знать соперничала в богатстве чайной утвари. За
редкими чайниками, чашками, очагами в Китай или
Корею отправлялись специальные экспедиции. Но
мало-помалу питье чая распространилось и среди
простонародья, особенно его зажиточной части -
купцов. Купеческая среда выдвинула немало тонких
ценителей и знатоков чайной церемонии, среди
которых выделяются имена Сэн Рикю и его учителя
Такэно-Дзё-о. Сейчас в Японии крупнейшей школой
чайной церемонии является школа Урасэнкэ,
унаследовавшая не только традиции Сэн Рикю, но и
часть его имения с несколькими чайными
комнатами, которые объявлены “национальным
сокровищем”. Часто в них проходит чайная
церемония для иностранных гостей.




Следующий: