Социальная структура общества и социальные отношения

Эпиграф к уроку:

Создает человека природа, но развивает и
образует его общество.

В.Белинский

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • рассмотреть социальные проблемы развития
    общества, определить их сущность и возможные
    пути решения;
  • выделить особенности и тенденции развития
    социальных отношений в мире и российском
    обществе.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные элементы социальной
    структуры общества;
  • сопоставлять классовый и стратификационный
    подходы к анализу общества;
  • интерпретировать противоречивость социальных
    процессов;
  • оперировать терминами и полученными знаниями
    при изучении материала;
  • сравнивать, анализировать, обобщать и
    систематизировать информацию.

Основные понятия урока:

  • социальная дифференциация,
  • классы,
  • страты,
  • социальная мобильность,
  • социальные лифты,
  • люмпены,
  • маргиналы.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал,
  • презентация выполненная в программе Power Point,
  • разделы авторской тетради “Основы
    политологии”.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Работа в группах.

1 группа. Используя имеющиеся знания, составьте
кластер “Открытое общество”.

2 группа. Используя имеющиеся знания, составьте
кластер “Закрытое общество”.

3 группа. Используя текст “Кастовый строй в
Индии” составить схему.

4 группа. Используя текст “Классы и сословия
Британии” составить схему.

II. Изучение нового материала по плану:

  1. социальное расслоение общества причины и
    последствия;
  2. социальные группы структура общества;
  3. особенности социальной динамики: социальная
    мобильность и социальные лифты;
  4. тенденции развития социальных отношений в
    современном обществе.

Вопросы обучающимся:

- В чем выражалось социальное неравенство в
прошлом и каковы его проявления в наши дни?

- Является ли социальное неравенство
неизбежным спутником развития человечества?

В ходе рассмотрения вопросов заполняется
схема:


Экономическое НЕРАВЕНСТВО ВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЮ Общественного положения
Политическое Привилегий
Профессиональное Правового статуса

Выберите одно из предложенных высказываний и
изложите свою точку зрения, отношение или
позицию.

Из раздела рабочей тетради рубрика “В мире
мудрых мыслей”

1. Всякий социальный слой по-своему любопытен,
художник может с равным интересом изображать
манеры королевы и привычки портнихи.

М. Пруст

2. Не стоит забывать, что общество больше любит,
чтобы его развлекали, чем учили.

А. Книгге

3. Общество составлено из двух классов: из тех у
которых обедов больше, чем аппетита, и тех у
которых аппетита больше, нежели обедов.

Н. Шамфор

4. Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит безопасность всего
большого человеческого общества.

Ф. Адлер

5. Семья – основная ячейка любого общества и
любой цивилизации. Семья всегда будет основой
общества.

О. Бальзак.

6. Всякая социальная доктрина, пытающаяся
разрушить семью, негодна, и кроме того,
неприменима. Семья – это кристалл общества.

В. Гюго.

7. Только не семейные и общественные отношения
могут быть крепкими, которые вытекают из
внутреннего убеждения и оправдываются
добровольным, разумным согласием всех, в них
участвующих.

Н.А. Добролюбов.

Работа в группах

Работая с учебником, школьники выводят
формулировку терминов: социальная структура
общества, социальные слои, социальные отношения,
социальный статус.

Обучающиеся знакомятся или уточняют новые
термины.

Из раздела рабочей тетради рубрика “В
словарь эрудиту”

Страты (от лат. Stratum – слой, настил)
реальная, фиксируемая общность, социальный слой,
группа людей, объединенная каким-либо общим
социальным признаком.

Социальная стратификация — наличие в
том или ином обществе множества социальных
образований, представители которых различаются
между собой неравным объемом власти и
материального богатства, прав и обязанностей,
привилегий и престижа.

Квазигруппы – спонтанные
неустойчивые группы, при необходимости
превращающиеся в устойчивые социальные группы.

Маргинал – индивид, утративший свой
прежний социальный статус, лишенный возможности
заниматься привычным видом деятельности,
оказавшийся неспособным адаптироваться к новой
социокультурной среде, в рамках которой он
формально существует.

Социализация личности — процесс
овладения социальными ценностями и нормами,
социальным опытом и знаниями, благодаря чему он
становится полноправным членом общества.

Ресоциализация — отступление от
принятых в обществе систем ценностей и образцов
поведения.

Социальная адаптация — процесс и
результат активного приспособления индивида к
условиям новой социальной среды.



Социальная идентификация (от
латинского отождествлять)- само отождествление
индивида с другим человеком, группой, образом или
идеалом.

(Энциклопедический социологический словарь)

В ходе рассмотрения материала заполнятся
таблица, в которой необходимо отметить
социальные различия, существующие в классах и
стратах.

Страты Классы
- уклад жизни
- социальные роли
-
-
-
- место в обществе
- отношение к средствам производства
-
-
-

Из раздела рабочей тетради рубрика “Знаете ли
Вы”

Что в Британии классовые различия простираются
вплоть до денежных единиц? На аукционе Сотби,
цены на предметы старины и искусства выражены в
гениях, хотя при уплате их тут же переводят в
фунты.

А в беседе о литературе обязательно
подчеркивают титул автора – лорд Байрон, сэр
Вольтер Скотт.

Работа в группах

1 группа. Работая с текстом учебника
рассмотреть социальную мобильность (стр. 198)

2 группа. Работая с текстом учебника
рассмотреть социальные лифты (стр. 198)

3 группа. Работая с текстом учебника
рассмотреть роль семьи в современном обществе
(стр. 200)

4 группа. Работая с текстом учебника
рассмотреть положение люмпенов и маргиналов в
обществе (стр. 203)

Вопросы и задания:

1. К каким социальным группам можно отнести
следующие общности: молодежь, землячество,
спортивная команда, политическая партия,
туристическая группа, союз предпринимателей.

2. Как выходцы из деревни могут “встроиться” в
новую социальную среду в период массовой
миграции населения в город?

3. Прокомментируйте явления и процессы,
определяющие социальные общности:

- существенное и быстрое улучшение
материальных условий жизни при сохранении в
целом невысокого социального положения;

- группа людей, имеющая общие интересы и
предпочтения;

- общность людей, объединенная языковой,
культурной и территориальной принадлежностью.

Тенденции развития социальных отношений в
современном обществе рассматриваются на примере
статей из газет и журналов. Каждая группа
анализирует ситуацию и делает заключения и
выводы.

В статьях рассматриваются вопросы: социальной
неоднородности общества; укрепления положения
“нового” среднего класса; особенности трудовой
миграции; социальные гарантии, существующие на
федеральном и региональном уровне.

III. Обобщение знаний.

1. Заполните пропуски по схеме

2. Соотнесите важнейшие дифференцирующие
признаки слоя (страты) по группам.

-
экономическое положение людей.

— социальный
престиж, авторитет, влияние.

— разделение
труда.

— властные
полномочия.

  1. Должности.
  2. Характер труда.
  3. Наличие частной собственности.
  4. Величина доходов.
  5. Уровень квалификации.
  6. Виды и формы управленческой деятельности.
  7. Обладание социально значимой информацией.
  8. Профессиональное образование.
  9. Роли.
  10. Положение.
  11. Уровень материального благосостояния.

3. Восстановите схему “Исторические типы
стратификации”

Рабство ???? Сословия ????

????

Жесткая социальная иерархия,
отразившаяся в делении общества на группы
серьезном религиозном воздействии.

Люди в
данном обществе ориентированы на социальную
пассивность и уход от социальной жизни.

????

Большие социальные группы,
различающиеся по их роли во всех сферах
жизнедеятельности общества, которые формируются
и функционируют на основе коренных социальных
интересов
ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

4. Рассмотрите
модели и составьте социальную структуру
советского общества 40 – 50 гг. или социальную
структуру советского общества конца 80 – х гг.

5. Семья является важнейшим социальным
институтом и фактором социальной защиты.

Постройте модель, раскрывающую функции семьи в
социализации личности.

Репродуктивная Социализация ???? Защитная ???? Статусная
Воспроизводство новых членов общества

????

Доверие, общение, забота, ласка, любовь Физическая, экономическая,
психологическая
Общее хозяйство, помощь Принадлежность к определенному слою,
национальность

6. Распределите основные роли в традиционной и
элитарной семье, между мужчиной и женщиной:

а) ответственный (ая) за материальное
обеспечение семьи;
б) хозяин;
в) хозяйка;
г) роль ответственного по уходу за младенцем
д) роль воспитателя;
е) организатор развлечений;
ж) отвечает за поддержание родственных связей;
з) психолог или психотерапевт.




Следующий: