Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

В связи с продолжающимся расслоением
ученической среды по отношению к учению,
прагматических настроений семьи усложнилась
учебно-познавательная ситуация в школе. Для
многих родителей имеет значение не всестороннее
развитие их детей, а сумма знаний, обеспечивающих
поступление в институт и последующее занятие
престижного места на иерархической социальной
лестнице. Увеличилось количество семей, которые
смотрят на школьное образование, как на
формальность. В этих условиях все труднее
сделать обучение субъективно значимым видом
деятельности для каждого школьника. Это, в свою
очередь, девальвирует развивающую и
воспитывающую роль учения, другими словами,
социализация учащихся происходит односторонне.
Под социализацией в данном случае мы
подразумеваем связь индивида с окружающей его
жизнью, отношения людей в обществе, понимание
значимости своего “Я” в социуме. К сожалению,
большую и отрицательную роль в этом процессе
играет телевидение (общеизвестны программы
“Дом-2”, “Голод” и многие другие).

Нужны новые подходы к процессу формирования
личности ребенка, новые технологии обучения,
новые стимулы учебно-познавательной
деятельности. И они, конечно же, существуют.
Развитие творческой личности – это наивысший
уровень развития.

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить
детей без двоек и без принуждения, как развивать
у них устойчивый интерес к знаниям и потребность
в их самостоятельном поиске, как сделать учение
радостным? Как показывает жизнь, эти задачи
нельзя решить с помощью отдельных методических
находок. Необходима интеграция науки и практики.
Каждый живой организм вырастает из своего
зернышка, которое уже изначально содержит в себе
“проект” не только форм его тела, но и возможных
форм, перспектив его жизни. То же и у человека.
Каждый человек несет в себе некую
предзаданность, перспективу, направление,
содержащее веер возможностей его личностного
роста, развития его способностей, становления
форм его сознания и мышления, выбора форм и стиля
жизни, реализации образа своего “Я”. В то же
время, очевидно, что каждый человек, обладая
своей неповторимой индивидуальностью, приходит
в мир в определенное историческое время и
осваивает те формы человеческого сознания,
мышления, деятельности, которые актуально
существуют в данном обществе, его коллективном
сознании, профессиональной практике,
социальности. По-видимому, также можно
предположить, что индивидуальность человека
максимально реализуется лишь в тех культурных
формах, которые в наибольшей степени
соответствуют изначальной потенциальности,
предзаданности его развития. Поэтому так
необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в
ребенке, создать благоприятные,
природосообразные условия для их созревания и
развития, а не насильственно форсировать эти
процессы.

Большую роль здесь играют мотивы, особенно
внутренние. На определенном этапе своего
развития ребенок может решить некоторый круг
задач под руководством взрослых или в
сотрудничестве с более умными товарищами. Эта
помощь – не прямая подсказка, а организация
совместного поиска, при котором ученик напрягает
свой ум. Именно такая опора на “зону ближайшего
развития” помогает раскрыться имеющимся у него
возможностям, воспитывает веру в свои силы,
положительную мотивацию к учению.

Нет учебного материала, пригодного для всех
одинаково. Любое содержание присваивается
учеником в той форме и степени, в какой оно
соответствует его опыту, уже имеющимся знаниям,
его характеру, его деятельности, его сознанию.

Главным и, по существу, единственным общим
условием является включение учащихся в
осуществление той или иной деятельности на
уровне их понимания, опыта, переживания. Участие
в деятельности должно быть желаемым,
заинтересованным. Роль учителя должна состоять в
необходимой поддержке и помощи в развитии того
содержания, которое получено учеником на уровне
его понимания. Учитель может создать условия для
получения знаний, организовать рефлексию
проделанной работы, комментировать деятельность
учащихся. Но он не должен делать одного –
замещать своей деятельность, своим содержанием
деятельность и знания учащихся.



Творчество – это всегда созидание чего-то
нового на основе преобразования познанного:
нового результата или оригинальных путей и
методов его получения. Новизна и преобразование
– две наиболее существенные характеристики
творчества.

Способности, как известно, формируются и
развиваются только в деятельности. Творческие
способности развиваются в деятельности,
требующей творчества. Творчество, созидание,
поиск – это основные средства и механизмы
развития личности. Лишь то, что достигнуто
(познано и создано) в процессе свободного
увлеченного творческого поиска и оценено
значимыми для учеников ровесниками и взрослыми,
вносит существенный вклад в образование
человека, встраивается в его индивидуальную
систему моделей мира или перестраивает ее,
другими словами, влияет на социализацию
личности.

История и обществознание – это предметы,
которые не только помогают учащимся
ориентироваться в окружающем мире, но и
раскрывают внутренние способности и внутренний
потенциал личности, помогающий (или мешающий)
ощутить себя значимым в этом мире, а значит,
напрямую участвующие в процессе социализации.
Нет необходимости раскрывать методику
преподавания предметов, коснемся лишь одной
стороны – творческой, которая наиболее ярко
демонстрирует возможности ребенка, помогает ему
раскрыться, а самое главное, дает ему
самостоятельность в выборе перспектив своего
развития.

Когда учащимся навязывается домашнее задание,
требующее передачи материала, изложенного в
учебнике (пересказ, ответы на вопросы), это не
только вызывает скуку. Не формируется интерес,
тяга к деятельности, особенно у детей с низким
уровнем обучаемости и трудоспособности. Мы с
детьми пошли иным путем. Почти в каждой статье
параграфов учебного пособия предполагаются
творческие задания, круг которого мы при этом
расширяем. Это не только минисочинения,
предполагающие формирование и высказывание
своей точки зрения. Это составление своих
контрольных вопросов (не дублирующих учебные),
которые обязательно используются на уроках.
Ребятам очень нравится быть в роли учителя. А
самое главное, это ведет к более глубокому
усвоению материала. Если это кому-то неинтересно,
а порой просто сложно, предлагается другой вид
творческого задания: зашифровать высказывания
философов, историков, писателей, составить ребус,
кроссворд таким образом, чтобы он отличался от
ранее составленных, нарисовать иллюстрацию,
которую остальные учащиеся должны соотнести с
данной темой. Важно не давать конкретные задания,
но предлагать выбор, возможность
продемонстрировать свои способности.

Как показывает практика, к окончанию учебного
года практически не остается детей, не
участвующих в этом процессе. Каждому хочется
себя проявить. Из творческих работ детей
сформирована папка достижений, что вызывает
гордость у ребят и дает стимул для дальнейшего
проявления творчества. А самое главное,
осуществляется связь с другими предметами –
географией, литературой, используются словари и
энциклопедии, происходит выход за рамки
предмета, дети начинают ощущать себя значимыми, а
значит, происходят позитивные изменения в работе
по социализации учащихся.




Следующий: