Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников

Приоритетной целью программы модернизации
российского образования является обеспечение
его высокого качества. В современном
представлении понятие “качества образования”
не сводится только к набору знаний и навыков, а
связывается с понятием “качество жизни”,
раскрывающимся через такие категории как:

  • “здоровье”;
  • “социальное благополучие”;
  • “самореализация”.

Здоровье детей можно рассматривать как
педагогическую категорию, так как оно либо
расстраивается и утрачивается, либо формируется
и развивается в процессе обучения. Среди
факторов, формирующих здоровье, большое значение
имеют “школьные факторы”. Их доля влияния на
показатели здоровья составляет 20%1. Среди
“школьных факторов” есть такие, которые
формируются непосредственно педагогом в ходе
осуществления учебно-воспитательного процесса.
Это методы и технологии обучения и воспитания
детей и система оценивания знаний учащихся.
Таким образом, проблема здоровьесбережения
учащихся в процессе обучения является
актуальной в современных условиях образования.

________________

1

Материалы 1 городской конференции по
здоровьесберегающим технологиям в
образовательной среде в рамках программы
организации центров содействия и укрепления
здоровья детей в образовательных учреждениях,
Еремина Е.И. – Директор Департамента образования
мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство
“Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г.

Материалы 1 городской конференции по
здоровьесберегающим технологиям в
образовательной среде в рамках программы
организации центров содействия и укрепления
здоровья детей в образовательных учреждениях,
Еремина Е.И. – Директор Департамента образования
мэрии г. Тольятти к.п.н. и д.э.н., Издательство
“Мегаполис-Р”, г. Тольятти, 2003 г.

В процессе своей педагогической деятельности я
исхожу из предположения (гипотезы), что
создание условий здоровьесбережения детей на
уроке позволит оптимизировать процесс
формирования ключевых компетенций учащихся.

Целью

своей работы я считаю: достижение
качественного образовательного результата
(формирования ключевых компетенций учащихся)
через обеспечение условий сохранения здоровья
детей.

Для достижения заявленной цели полагаю
необходимым решение следующих задач:

  • формирование ОУН учащихся в основной школе (на
    уроках истории) как основы становления ключевых
    компетенций учащихся;
  • организация занятий в соответствии с
    принципами здоровьесбережения;
  • использование форм и методов работы,
    соответствующих возрастным и психологическим
    особенностям школьников.
  • Методологической основой моей педагогической
    деятельности является:

    Педагогика

    . В условиях классно-урочной
    системы школьного обучения доминирующими
    остаются традиционные формы и методы работы. С
    целью оптимизации УВП на уроках применяются
    игровая, информационная,
    компетентностно-ориентированная технологии,
    элементы технологии саморазвивающего обучения
    Г.К.Селевко, коллективный способ обучения
    (А.Г.Ривин), здоровьесберегающие образовательные
    технологии (Н.К.Смирнов).

    Психология.

    Педагогическая система строится
    в соответствии с понятием
    психолого-педагогического статуса школьника и
    его содержания на разных этапах школьного
    обучения Битяновой М.Р. В своей работе я опираюсь
    на предложенную Бурцевой О.Ю., профессором
    психологии, классификацию ОУНов, согласно
    которой выделяются три группы общеучебных
    умений и навыков: интеллектуальные,
    организационные и коммуникативные.

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы мною
    проделана следующая работа:

    1. Анализ нормативных документов и методических
    материалов в соответствии с темой;
    2. Диагностика уровня сформированности ОУН,
    ключевых компетенций учащихся;
    3. Анализ результатов психологических
    диагностик;
    4. Разработка и проведение занятий в соответствии
    с принципами здоровьесбережения в отдельных
    (экспериментальных) классах;
    5. Проведение повторной диагностики,
    сравнительный анализ результатов обучения в
    экспериментальных и в неэкспериментальных
    классах.


    Теоретическое обоснование

    Решение образовательной задачи – формирование
    ключевых компетенций учащихся, осуществляется в
    курсе обучения истории в два этапа.
    Первоначально (5-7 класс) на основе исторического
    знания происходит формирование ОУН, а затем (8-11
    класс) происходит становление ключевых
    компетенций. Однако сам по себе образовательный
    результат не может быть самоцелью, он становится
    значимым для ребенка и для общества только в том
    случае, если достигнут при сохранении здоровья
    ученика. А это значит, что учитель должен
    использовать адекватные возрастным и
    психолого-физиологическим особенностям
    школьников методы работы, и организовать
    проведение уроков в соответствии с принципами
    здоровьесбережания.

    Моя педагогическая деятельность строится на
    основе диагностики:

    - уровня сформированности общеучебных умений и
    навыков учащихся в 5-7-х классах,
    - уровня сформированности ключевых компетенций в
    8-11-х классах;
    - диагностики уровня школьной тревожности;
    - диагностики познавательных интересов учащихся.

    Диагностика образовательных результатов
    осуществляется в начале и в конце учебного года
    через наблюдение учителя за работой учащихся,
    самооценку сформированности ОУН самими
    школьниками, тестирование уровня ключевых
    компетенций старшеклассников.

    Психологический мониторинг проводится
    психологом по запросам учителя по следующим
    параметрам:

    • диагностика уровня тревожности по отношению к
      школе (методика Филлипса);
    • диагностика для учащихся, испытывающих
      трудности в обучении (“Оценка
      нервно-психического напряжения” Т.А.Немчин);
    • уровень познавательного интереса школьников
      (Мониторинг учебных предпочтений школьников с
      помощью художественных метафор).

    Его результаты используются мной в работе.

    Определение ключевых компетентностей дано в
    Концепции компетнтностно-ориентированного
    образования в Самарской области “…это
    результат общего образования, означающий
    готовность эффективно организовывать свои
    внутренние и внешние ресурсы для принятия
    решений и достижения поставленной цели”. А в
    соответствии с государственным образовательным
    стандартом целями исторического образования
    являются:

    • воспитание патриотизма, уважения к истории и
      традициям нашей Родины, к правам и свободам
      человека, демократическим принципам
      общественной жизни;
    • освоение знаний о важнейших событиях, процессах
      отечественной и всемирной истории в их
      взаимосвязи и хронологической
      последовательности, умения работать с
      различными источниками информации;
    • формирование ценностных ориентаций в ходе
      ознакомления с различными исторически
      сложившимися, культурными, религиозными,
      этно-национальными традициями;
    • применение знаний и представлений об
      исторически сложившихся системах социальных
      норм и ценностей для жизни в обществе, участия в
      межкультурном взаимодействии.

    Достижение этих целей может быть осуществлено
    не только через содержание учебного предмета
    “История”, но и выбор форм и методов
    преподавания, которые позволят обучать детей
    эффективно и обеспечить сохранение здоровья.

    В течение последних трех лет я работаю с детьми
    разных возрастных категорий: и с пятиклассниками
    и учащимися старшей школы. Это предполагает
    разные подходы в организации учебной
    деятельности школьников. Происходит постепенное
    усложнение видов деятельности, изменение роли
    ученика от объекта к субъекту образовательной
    деятельности.

    Если в 5-6-х классах основными методами работы
    являются объяснительно-иллюстративный,
    репродуктивный методы, то по мере роста детей и
    формирования ОУН в 7-8 классах доминирующее
    положение занимает частично-поисковый и
    исследовательский методы. Эта разница в
    применяемых методах и формах работы объясняется
    необходимостью учета возрастных особенностей
    школьников в процессе обучения, а значит
    обеспечения здоровьесбережения в условиях
    учебно-восптательного процесса.

    Другим необходимым условием сохранения
    здоровья школьников является организация урока
    в соответствии с санитарно-гигиеническими
    принципами. От правильной организации урока,
    уровня его рациональности во многом зависит
    функциональное состояние школьников в процессе
    учебной деятельности, и предупреждать
    преждевременное наступление утомления. К
    критериям уровня рациональной организации урока
    относятся:

    • санитарно-гигиенические условия в классе;
    • количество видов учебной деятельности и
      частота их чередования;
    • количество видов преподавания их чередование;
    • наличие на уроке моментов оздоровления
      учащихся;
    • психологический климат на уроке2.

    ______________

    2 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
    образовательные технологии в современной школе.
    М.: АПК и ПРО, 2002.

    Реализация принципов здоровьесбережения
    школьников на уроке.

    Рассмотрим модель комбинированного урока (как
    самой распространенной формы урока в условиях
    классно-урочной системы) организованного в
    соответствии с принципами здоровьесбережения
    учащихся.


    Этап урока

    Критерий
    здоровьесбережения

    Время проведения

    Вид учеб.деятельности

    Вид преподавания

    Подготовка к уроку

    проветренность кабинета, оформление
    доски

    1. Постановка целей и задач
    урока

    грамотная, эмоциональная речь учителя
    (внешняя мотивация)
    1-2 мин. слушание словесный

    2. Проверка дом. задания

    задания в соответствии с возрастом;
    использование нескольких видов деят-ти;

    внешняя
    мотивация уч-ся

    9-10 мин. рассказ, ответы на вопросы, работа по
    карточкам, тестирование, рецензирование ответов
    учащихся
    слушание, оценивание

    3. Объяснение нов. материала

    методы, соответствующие возрасту;
    изложение в соответствии принципами научности,
    доследовательности, доступности.
    10-12 мин. активное слушание, самостоятельная
    работа, работа с источниками
    наглядный, использование возможностей
    ИТ, проблемный рассказ
    4. Физкульт. минутка 3-4 доступных упражнения, повторение 3-4
    раза
    3-4 мин. дети проводят самостоятельно учитель организует, контролирует
    деятельность детей.
    5. Обобщение полученных знаний,
    оценивание, комментирование дом. задания
    8-10 мин. самостоятельная работа, беседа,
    составление таблицы
    беседа, совместное заполнение таблицы
    6. Рефлексия в соответствии с возрастом 5-6 класс-
    обозначение цветом своего состояния, 7-9 класс –
    методом окончания фразы.
    3-4 мин анализ, самоанализ анализ, самоанализ

    Урок, организованный в соответствии с
    принципами здоровьесбережения, на мой взгляд,
    должен состоять из следующих элементов.




    Обеспечение условий
    успешного обучения

    Мотивация учащихся
    постановка проблемы

    Решение проблемы

    Рефлексия

    - выполнение норм СанПиН

    -
    психологически комфортная обстановка

    - физкультминутка

    - проверка домашнего задания как основа
    новых знаний

    - внутренняя мотивация (зачем это
    нужно мне?)

    - внешняя мотивация (похвала, поддержка учителя)

    - объявление нового материала

    -
    обобщение изученного

    - обучение приемам самостоятельного обучения
    (ОУН)

    - самостоятельная работа учащихся

    - обеспечение удовлетворенности своей
    деятельностью;

    - определение причин неудач

    - учебная рефлексия – что я узнал?
    психологическая рефлексия – как я себя чувствую

    Рассмотрим эту систему на конкретных примерах:

    5 класс

    Содержание учебного курса наглядно
    показывает особенность исторического знания
    вообще и в курсе 5-го класса в частности. Она
    выражается в том, что ребенок имеет дело не с
    конкретным объектом, а с его реконструкцией и
    поэтому для усвоения материала он должен
    опираться на свое образное мышление,
    воображение, “вживание в историческую
    ситуацию”, а этому способствует широкое
    применение наглядности. В ходе урока будут
    использоваться объяснительно-иллюстративный,
    проблемно-объяснительные методы. Объяснение
    может быть подкреплено не только богатым
    иллюстративным материалом, но возможностями
    информационных технологий – электронным
    учебником, просмотром фильмов и
    “путешествиями” по музеям и выставочным залам
    мира.

    В 5-м классе дети сталкиваются с проблемой
    адаптации к условиям основной школы.
    Психологическая комфортность учащихся в этом
    случае достигается за счет преемственности форм
    и методов работы учителя начальной школы и
    учителя-предметника. К привычным для детей
    методам работы мною добавляется обязательная
    рефлексия учащимися своего состояния и
    отношения к проведенному уроку. Сначала дети
    осуществляют ее в простейшей форме — цветом. Это
    позволяет учителю проанализировать урок с
    позиции психологической комфортности и
    определить нужный темп урока, выделить группу
    детей, нуждающихся в дополнительных занятиях.
    Для таких детей проводятся индивидуальные и
    групповые занятия, позволяющие ликвидировать
    пробелы в знаниях. А для детей, имеющих высокий
    познавательный интерес, проводятся
    факультативные занятия, позволяющие углубить
    знания учащихся по отдельным вопросам учебного
    курса. К концу первого триместра, когда период
    адаптации учащихся в основном закончен и мной
    проведена диагностика сформированности ОУН
    школьников, происходит коррекция форм и методов
    работы для конкретного класса.

    В 6-7-м

    классе наблюдаются изменения в
    психологических характеристиках школьников. В
    11-12 лет меняется мироощущение ребенка. Теперь
    доминирующим для него становится мнение
    сверстников, стремление занять свое место в
    подростковой группе. И эти изменения должны быть
    учтены при организации урока. Для этой
    возрастной группы целесообразно использовать
    работу в группах, в парах. Это помогает детям
    научиться прислушиваться к суждениям других,
    выражать и отстаивать собственное мнение,
    оценивать свои достоинства и недостатки. Эти
    психологические особенности возраста могут быть
    использованы при изучении практически любого
    материала в курсе истории. На уроке теперь
    применяются частично-поисковый и
    исследовательский методы работы. Рефлексия на
    уроке с 6-го класса усложняется. В конце урока
    дети проводят анализ своего состояния и
    прошедшего урока через продолжение заранее
    подготовленных на доске фраз — “ Урок мне
    понравился потому, что…..”, “Я доволен собой на
    уроке потому, что….”. Рефлексия в 6-7-х классах
    выполняет те же функции, что и ранее.

    Как правило, к концу 8-го класса у большей
    части учеников происходит формирование
    достаточного уровня ОУН и дети осознанно их
    применяют в учебной деятельности. Другими
    словами, общеучебные умения и навыки переходят
    на новый качественный уровень – становление
    ключевых компетенций. Одновременно происходят
    психологические изменения, свойственные
    возрасту 14-летнего ребенка: формирование
    предпосылок критического мышления, авторитет
    взрослых в их глазах резко падает, и ничто не
    воспринимается ими на веру. В этих условиях
    целесообразно использовать элементы
    проблемного обучения и вводить проектную
    деятельность.

    Выбор мною метода проектов как метода
    педагогической деятельности объясняется тем,
    что он позволяет достичь качественного
    образовательного результата и одновременно
    является здоровьесберегающим способом
    организации УВП.

    Как правило, в старшей школе учащиеся уже имеют
    опыт проектной деятельности, и сами предлагают
    темы для своей работы в соответствии с
    интересами и возможностями. Таким образом,
    достигается еще один образовательный результат
    – повышение познавательной активности детей и
    рост интереса к учебному предмету. Все
    вышесказанное наглядно иллюстрирует
    осуществление мной одного из условий
    здоровьесберегающей педагогики – использование
    форм и методов работы на уроке, соответствующих
    возрастным психолого-возрастным особенностям
    детей.


    Диагностика и результативность деятельности.

    В начале года проводится определение уровня
    сформированности ОУН. Я использую опросники
    Бурцевой О.Ю. и учащимися проводится самоанализ
    общеучебных умений и навыков. Сравнительный
    анализ результатов оценки ОУН учителем и
    учениками позволяют получить реальную картину.
    Показатели уровня тревожности по отношению к
    школе (методика Филлипса) вычленяются мной из
    данных школьного психолога по следующим шкалам:
    страх самовыражения и страх ситуации проверки
    знаний.

    В 8-9-м классе используются тесты внешней оценки
    уровня сформированности ключевых
    компетентностей, разработанные Министерством
    образования и науки Самарской области. Тесты
    адаптированы мной под учебный предмет
    “история”.

    В каждом классе есть группа детей, требующих
    особого внимания. Для того чтобы выяснить
    причины затруднений детей, проводится
    индивидуальная диагностика “Оценка
    нервно-психического напряжения” (Т.А. Немчин).
    Диагностика проводится школьным психологом по
    индивидуальному запросу учителя. Один раз в год
    для определения отношения к учебному предмету и
    учителю проводится мониторинг учебных
    предпочтений школьников с помощью техники
    художественных метафор.


    Объект изучения

    Методика изучения

    Результаты

    Динамика

    2005-2006 2006-2007
    1. Уровень тревожности по
    отношению к школе
    методика Филлипса
    1. Страх ситуации контроля знаний 5 кл. – 52,5% 6 кл. – 41,5% - 11%
    2. Страх самовыражения 5 кл. – 37,5% 6 кл. – 21% -16,5%
    1. Страх ситуации контроля знаний 7 кл. –17% 8 кл. –11,3% -5,7%
    2. Страх самовыражения 7 кл. – 19,3% 8 кл. – 19,3% -14,7%
    2. Познавательная активность мониторинг учебных предпочтений уч-ся
    (отношение к истории )
    “штурм горной вершины ” — 28%
    “Лесная дорога” — 18,5%;
    “туман ” — 16,5%;
    “болото – 18,5%
    “пустыня ” — 18%
    “штурм горной вершины” — 34%
    “Лесная дорога 30,5%;
    “туман” — 12,5%;
    “болото” — 10,5%
    “пустыня” 12,5%
    позитивное отношение +18%
    нейтральное –4%
    негативное – 13,5%
    3. ОУН Бурцева О.Ю. Уровень сформированности
    ОУН уч-ся

    коммуникативные

    5 кл. – 76,5% 6 кл. – 84,5% +8%
    организационные 5 кл. – 58,5% 6 кл. – 66% +7,5%
    интеллектуальные 5 кл. – 52% 6 кл. – 63% +11%
    коммуникативные 7 кл. – 78,3% 8 кл. – 86% +7,7%
    организационные 7 кл.– 66% 8 кл. – 73,6% +7,6%
    интеллектуальные 7 кл. – 64% 8 кл. – 74,3% +10,3%
    2004-2005 2005-2006
    4. Уровень ключевых компетенций
    уч-ся
    решение проблем 10 кл. – 82,5% 11 кл.– 92,5% +10%
    работа с информацией 10 кл. – 89% 11 кл. – 96% +7%
    коммуникативные 10 кл. – 89% 11 кл. – 96% +7%

    Сравнительный анализ результатов учебной
    деятельности в классах, в которых систематически
    соблюдались заявленные принципы организации
    урока с классами, в которых такая работа не была
    системной, показал, что процесс формирования ОУН
    и ключевых компетенций происходи быстрее и у
    большей части класса в коллективах со
    здоровьесберегающей организацией учебного
    процесса. Кроме того, повышается познавательный
    интерес учащихся и активность при проведении
    внеклассных мероприятий и конкурсов.


    Данные сравнительного анализа результатов
    учебной деятельности в классах, где проходил
    эксперимент с классами, не участвующими в
    эксперименте.


    Критерии сравнения

    6 класс (эксперимент)

    6 класс (вне
    эксперимента)

    результаты

    динамика

    результаты

    динамика

    уровень ОУН
    коммуникативные 84,5% +8% 80% +4%
    организационные 63% +11% 59% +6%
    интеллектуальные 66% +7,5% 62% +5%
    уровень тревожности по отношению к
    школе
    страх ситуации проверки знаний 41,5% -11% 45% -8%
    страх самовыражения 21% - 16,5% 25% -7,8%
    уровень ключевых компетенций 11-й класс (эксперимент) 11-й класс (вне эксперимента)
    решение проблем 92,5% +10% 90% +5%
    работа с информацией 96% +7% 96% +4%
    коммуникативные 96% +7% 95% +3%

    Таким образом, результаты учебной деятельности
    школьников наглядно демонстрируют, что
    обеспечение условий здоровьесбережения на уроке
    оптимизируют процесс формирования ключевых
    компетенций учащихся.




    Следующий: