События Крымской Восточной войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии

Цели урока:

учащиеся должны знать: причины, повод, характер, начало и этапы Крымской войны. Основные события героической обороны Севастополя, причины поражения России в войне. Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками: картой «Крымская война 1853 – 1856 гг.», схемой «Основные Севастопольские укрепления»;
  • проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, художественную литературу Толстого Л. «Севастопольские рассказы», мемуары Милютина «Пробуждение», воспоминания участников военной кампании, излагать суждения, делать выводы;

воспитательная:

  • патриотическое воспитание учащихся на примере защитников Севастополя: находясь в сложнейших боевых условиях, отбивая систематические атаки врагов, русские солдаты вели себя героически, достойно преодолевая боевые трудности и жизненные испытания, сохраняя при этом самые лучшие человеческие качества: доброжелательность, сострадание, готовность прийти на помощь окружающим людям;
  • формирование нравственного поведения на примере жизни и деятельности людей, оставивших яркий след в истории России. Высокими, нравственными качествами, обладали адмиралы Нахимов П.С., Корнилов В.А., офицер Мельников А.В., лейтенант Костомаров Н.И.

Форма урока – семинар с элементами практической работы, 2 часа.

Средства обучения: карта «Крымская война 1853-1856 гг.», схема «Оборона Севастополя», иллюстрации, портреты героев войны, участников обороны Севастополя.

Опережающее задание и предварительная подготовка.

Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За 2 недели до проведения урока ученики класса делятся на 3 группы, каждая группа получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану. (см. слайд)

Ход урока

Беседа:

1. Какие вы знаете исторические источники?

Ответ: Основные исторические источники делятся на две группы: письменные (письма, публикации, мемуары..), вещественные (вещи, оружие, посуда…).

2. Назовите основные направления внешней политики России во второй четверти 19 века?

Ответ:

Основными направлениями внешней политики Николая I были:

  • участие в решении Восточного вопроса, результатом чего стала Крымская война,
  • борьба с революционными выступлениями в Европе,
  • присоединение Кавказа.

3. Что понималось под термином «Восточный вопрос»?

Ответ: Под Восточным вопросом понимается упадок Османской империи и определение судьбы её провинций. Все ведущие европейские державы стремились оказать влияние на Турцию.

Проблемная ситуация. (см. слайд «Герои войны»

Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Подумайте, так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г? Вернемся к этому вопросу в конце семинара

I. Причины, повод, характер, начало и этапы Крымской войны

Цели:

учащиеся должны знать:

  • трактовку причин, повода, характера Восточной военной кампании в современной историографии.

учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск, изучать, анализировать исторический материал: публикации, выступления современных историков Виноградова В., Зайончковского А., Кухарука А., Левандовского А., текст учебника, излагать суждения, делать выводы
  • показывать на исторической карте основные объекты военной кампании,
  • устно рассказывать о событиях, приведших к Крымской войне,
  • систематизировать этапы войны в таблицу, кратко формулировать причины. повод. этапы войны и делать запись в тетрадь

Задание: слушая выступления учащихся, выделите, кратко сформулируйте и запишите в тетрадь причины, повод, этапы Восточной войны.

Выступление учащихся первой группы. сопровождается показом слайдов

Каковы причины войны?

Ответ: Александр Кухарук в своей статье «Мнимый больной» пишет, что «в основе политики Николая I, в начале его правления лежала заветная мечта Екатерины II — изгнание турок из Европы и установление российского контроля над черноморскими проливами». Однако война 1828-1829 годов показала, как трудно воплотить эту задачу в жизнь. По Адрианопольскому мирному договору к России перешли дельта Дуная и береговая полоса от Анапы до Поти, а также Ахалцихская область в Грузии, Сербия, Валахия, Молдавия получили автономию в составе Османской империи. Греция стала независимой. 1833 году между Россией и Турцией был подписан договор, согласно которому последняя должна была закрыть Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех нечерноморских держав. Таким образом, России удалось добиться наиболее благоприятного режима черноморских проливов. Но Англия и Франция были недовольны договором и, в конце концов, им удалось принять конвенцию, согласно которой проливы объявлялись закрытыми для всех иностранных военных кораблей. Русский флот был заперт в Черном море. Более того, в случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных военных судов по своему усмотрению. Лондонская конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России.

Историк Н. Киняпина отмечает, что ни в одной из русско-турецких войн, ни до, ни после Крымской войны, Западная Европа не выступала единым фронтом. Чем это объяснить? Она считает, что Европа хотела лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть на континенте после наполеоновских войн. Англия и Франция стремились окончательно разрушить Венскую систему, покончить с ней с помощью победоносной войны. Легче всего это было сделать на Востоке.

В. Виноградов выделяет обострение в 30-40-х годах англо-русских отношений на Ближнем Востоке и Балканах, причем, Англия наступала, а Россия отступала. Великобритания воздействовала на события своей экономической мощью, привлекательностью своей идеологии и государственного строя. Эти факторы давали англичанам несомненное преимущество. Царский режим такой привлекательностью не обладал. Поэтому Крымская война была отчаянной попыткой России сохранить влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

Что послужило поводом к войне?

Ответ: Поводом к войне послужил спор из-за палестинских святынь. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением императора Франции Луи-Наполеона Бонапарта султан Абдул-Меджид решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Уступить в споре о святых местах, капитулировать перед католиками означало для Николая I признать перед всем православным Востоком свою слабость. В конце концов, упустить право на покровительство «турецким христианам» означало для Петербурга потерю важнейшего рычага воздействия на балканские дела.

Какой характер носила война для России? Синопскую победу логичнее назвать Синопским поражением. Так ли это?

Ответ: По данному вопросу нет единого мнения в российской историографии. А. Кухарук считает, что с точки зрения военной истории следует принять во внимание фактор первого выстрела. Войну первой объявила Турция, но первым выстрелом явился Синоп. Синопскую победу России восприняли, как нарушение Николаем I обещания не бомбардировать и не уничтожать турецкие города. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы, оказалась в дипломатической изоляции и была обречена на поражение.

Историк О. Айрапетов поддерживает эту мысль, аргументируя тем, что Россия первой перешла границу, заняв Дунайские княжества.

Историк А.Смирнов утверждает, что первый выстрел еще раньше раздался на Кавказе, когда турки напали на русское укрепление св. Николая.

Историк А.Васильев считает, что Россия и Англия пытались разделить Османскую империю и добиться протектората над Дунайскими княжествами, Сербией и Болгарией. Налицо столкновение имперских интересов Англии и России, а для Турции эта война была самозащитой.

Таким образом, до Синопа Россия вела несправедливую войну, т.к. нарушала международные документы, а после, оказавшись в международной изоляции, вынуждена бала защищаться.

Назовите этапы Крымской войны. (см. слайд)

В ходе беседы в тетрадях делается следующая запись:

Повод войны

  • Спор между католиками и православными по поводу прав в святых палестинских землях, находившихся во владении Османской империи.

Причины войны

  • Недовольство России Лондонской конвенцией.
  • Усиления России в Турции опасались Англия и Франция, имевшие там свои экономические интересы.
  • отсутствие у России выгодного для неё режима Черноморских проливов.
  • рост национально – освободительного движения народов Балканского полуострова

В российской историографии по данным вопросам существует плюрализм мнений: многие проблемы требуют дальнейшего исследования

II. Героическая оборона Севастополя.

Цели:

учащиеся должны знать:

  • дату обороны Севастополя, ход военных действий за город, имена руководителей и героических защитников, план оборонительных сооружений.

учащиеся должны уметь:

  • показывать на схеме и описывать план оборонительных сооружений города Севастополя,
  • называть дату обороны Севастополя,
  • рассказывать о штурме и героических подвигах защитников Севастополя,
  • проводить поиск необходимой информации по обороне Севастополя в нескольких источниках, публикациях, Лящука П., ЗайончковскогоА. художественной литературе Толстого Л. «Севастопольские рассказы» исторической карте, анализировать и делать выводы.

Выступление учащихся второй группы. В ходе выступления ребят идёт показ слайдов исторической карты, иллюстраций, схемы оборонительных сооружений Севастополя, делается запись в тетради даты обороны Севастополя

Что собой представляли укрепления Севастополя? Расскажите о штурме города

Ответ: Одной из героических страниц Крымской войны была оборона Севастополя, продолжавшаяся 394 дня с 13(25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года. С моря Севастополь был хорошо укреплен, по обеим сторонам Севастопольской бухты (северной) располагалось восемь береговых батарей. Чтобы обезопасить бухту от вторжения неприятельских судов, между батареями, построенными по линии, разделяющей внешний и внутренний рейды, было затоплено семь кораблей. В дальнейшем, когда зимние штормы разрушили эту преграду, между двумя батареями, расположенными в глубине бухты было затоплено еще шесть кораблей. Мощные береговые батареи и затопленные суда сделали Севастополь почти недоступным с моря, но с суши город был защищен плохо, особенно его южная сторона. На всем семиверстном протяжении оборонительной линии с южной стороны началось в спешном порядке строительство укреплений. Всего было создано семь бастионов и укреплен господствующий над городом Малахов курган. Укрепления Малахова кургана имели подковообразный вид, и перед ними был выкопан ров. В центре кургана стояла двухъярусная башня с бойницами. Во время первой бомбардировки Севастополя на Малаховом кургане был смертельно ранен вице-адмирал Корнилов В.А., принявший фактическое руководство обороной. После его гибели оборону возглавил вице-адмирал Нахимов ПС.

Генеральный штурм Севастополя, предпринятый в начале октября 1854 года, окончился неудачей, и союзники перешли к длительной осаде, что совсем не входило в их первоначальные планы. Главный удар осаждающих был направлен на четвертый бастион, после неудачных попыток захватить его, направление главного удара союзников было перенесено на Малахов курган. Ожесточенная борьба развертывалась не только на земле, но и под землей. Не сумев захватить четвертый бастион, французы стали подводить под него минные галереи, с тем, чтобы разрушить его взрывом. Русские саперы и минеры, в свою очередь, рыли подземные галереи для проведения контрминных операций. Контрвзрывы русских минеров разрушали вражеские подкопы. Руководителем инженерного обеспечения обороны был Э.И. Тотлебен. Из двенадцати атак союзников успехом увенчалась одна. 27 августа 1855 года начался последний штурм полуразрушенного города. К тому времени боеприпасы у его защитников находились на исходе, артиллерия могла отвечать лишь одним выстрелом на три неприятельских. Штурм по всей линии обороны был отбит, но русские войска потеряли Малахов курган. В этой обстановке решено было оставить руины Севастополя. С оставлением Южной стороны города закончилась героическая оборона Севастополя. Разделенные бухтой, обе армии простояли друг против друга еще несколько месяцев. Несмотря на то, что противник овладел Южной стороной города, активных действий больше не велось: союзники не могли использовать Севастополь как базу для своего флота и были не способны перейти в наступление.

Докажите, что защитники Севастополя боролись героически.

Ответ: Участником обороны Севастополя был Л.Н. Толстой, написавший «Севастопольские рассказы», в которых он показывает мужество, героизм, самопожертвование русских солдат и населения города. Всей стране известны имена разведчика Петра Кошки, первой медсестры Дарьи Севастопольской. Женщины, дети, старики помогали строить и восстанавливать земляные укрепления, носили на передовые позиции воду, ухаживали за ранеными.

Лящук П. в статье «Обер-крот» рассказал о подвиге минёров русской армии. В развертывании подземно-минной войны перед четвертым бастионом большую роль сыграл офицер русской армии Мельников А.В.. Узнав, что союзники стали подводить минные галереи под четвертый бастион, Мельников и его помощники пробили в скале ров, окружавший укрепления, 22 колодца и вывели из них 22 галереи, длиной до 30-ти метров навстречу неприятелю. Два дня взрыв откладывался высшим руководством, и тогда Мельников взял инициативу в свои руки, так как французская галерея находилась уже в 4-х метрах от русского заряда. Взрыв для французов был неожиданным, неприятельская галерея была разрушена на протяжении 28 метров. Последствия этого взрыва трудно переоценить. Все последующее время минной войны враг не мог приблизиться под землей на близкое расстояние к четвертому бастиону. Английская газета «Тайм» писала, что «пальма первенства в этом роде действий принадлежит русским» А Мельникова едва не отдали под суд за самоуправство, только успех взрыва, моментально сделавший его имя известным всему гарнизону Севастополя, спас офицера от наказания.

О подвиге лейтенанта Костомарова Н.И. поведал Зайончковский А. в статье «Батарея Костомарова». Впереди левого фаса четвертого бастиона была построена четвертая орудийная батарея № 38 под начальством лейтенанта Костомарова, который в течение 10-ти месяцев оставался на своем очень опасном посту. Цель батареи — брать на себя первый удар врага в случае штурма. Во время многочисленных ночных тревог картечь с бастиона невольно била в спину храбрых сподвижников Костомарова, а французская картечь также большей частью находила свою жертву в костомаровской батарее. Храбрость Костомарова изумительна. Он находился в таком ежеминутном ожидании смерти не день, не два, а 10 с половиной месяцев без перерыва. Я так привык к мысли, — говорил он, — что не сегодня, так завтра я должен погибнуть, что всё житейское отошло как бы в сторону. Батарея несла разведывательную службу, солдаты совершали вылазки в тыл врага. О храбрости солдат 38 батареи 4-го бастиона рассказала газета «Русский инвалид», 1901 г.

Выводы: Осада Севастополя одна из героических страниц не только Крымской кампании, но и в истории нашего государства. Навсегда останутся в памяти россиян имена адмиралов Нахимова П.С.и Корнилова В.А., офицера Мельникова А.В., лейтенанта Костомаров Н.И., матроса Кошка, Дарьи Севастопольской.

С потерей Севастополя Россия была обречена на поражение в военной кампании, но и союзники понесли большие людские потери и не могли активизировать военные действия. Стороны стали готовиться к переговорам

III. Причины поражения России в войне Условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

Цели:

учащиеся должны знать:

  • причины поражения России в войне, условия Парижского мирного договора, итоги и последствия Восточной войны.

учащиеся должны уметь:

  • проводить поиск необходимой информации, изучать, анализировать: письма участников войны, воспоминания современников, Милютина П. «Пробуждение»
  • излагать суждения о причинах поражения России в Крымской войне и последствиях, делать выводы.

Практическая работа класса с историческими источниками. Беседа и выступление учащихся третьей группы. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов,

Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?

Проанализировав подборку отрывков из воспоминаний и писем участников Крымской войны и ее современников, можно выделить следующие причины поражения России в войне:

  1. Технические:
    • военно-техническая отсталость России.
    • плохое снабжение армии продуктами и фуражом.
    • тактические ошибки военного командования (Меньшиков).
  2. Политические:
    • «Война была проиграна в основном дипломатическими средствами — в этой странной войне победы были опаснее поражений», — такую мысль высказывает А. Кухарук. После победоносного Синопского сражения Россия предстала врагом Европы.
    • Существование цензуры. Запрещалось критиковать действия императора, командования
  3. Социально-экономические:
    • в сохранении крепостного права
    • отсутствие рынка наёмной рабочей силы
    • использование принудительного труда крестьян

Каковы условия Парижского мирного договора?

Ответ: История Парижского мира 1856г. венчающего события Восточной (Крымской) войны, достаточно хорошо известна. Однако отрывок из «Воспоминаний» Дмитрия Милютина по-новому освещает это событие. Военный историк, генерал, сам переживший годы войны, он подметил и масштабные последствия финального, драматического для России, акта войны, и мелкие, незаметные для многих штрихи, передающие глубину чувства, переживаний, страстей политиков и народов.

Переговоры велись в трудной, напряжённой обстановке, но с мечтой поставить Россию на колени пришлось расстаться. Парижский мир был заключён на условиях, болезненно воспринятых в России, как-никак с 1711 г. страна не подписывала акта о поражении.

Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию, разоружила Черноморский флот. Чёрное море объявляется нейтральным, то есть открытым для торговых судов всех стран, Россия и Турция не могут иметь военного флота и укрепления на Чёрном море. Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь.

Таким образом, Россия сохраняет за собой Северное Причерноморье. Южные рубежи оставляет без защиты.

Перед вами изображения героев Крымской войны, это люди разных социальных слоёв населения: женщины, военнослужащие, священнослужители. Так почему Крымская война не стала всенародной, как Отечественная война 1812 г?

Ответ: Крымская война не задевала интересы большинства населения и территориального пространства России, велась на южных окраинах государства, поэтому она не стала всенародной.

Каковы итоги восточной кампании?

Ответ: Главным итогом войны было то, что России удалось выстоять под ударом объединившихся против неё крупнейших государств Европы. Несмотря на серьёзное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном

Итогов Крымской войны много. Это и создание военно-полевой хирургии, и изобретение гипсовой повязки, которой пользуются до сих пор, и заградительных мин и даже применение, говоря современным языком, ракет класса «земля-земля» (наши), и создание института медицинских сестёр (англичане), метеорологической службы (французы), изобретение сигарет (англичане с французами)…

Но самым необычным новшеством Крымской войны стало изобретение информационного оружия. Тогда-то и было открыто, что газеты могут стрелять гораздо опасней пушек. И была начата кампания против России, против православия. О том, какими были представления французов и англичан о России можно увидеть по карикатурам прессы тех лет. (см слайд)

Каковы последствия Крымской войны?

Ответ: Поражение в Крымской войне показало необходимость радикальных перемен во всех сферах жизни русского общества, без чего страна могла терпеть все новые и новые поражения от ушедшей вперед Европы.Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило правительство после поражения Военной кампании, форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.

Во второй половине 19 века главной задачей во внешней политике России стала борьба за пересмотр условий Парижского мира.

На основании информации, полученной из исторических источников, мы делаем выводы:

  1. В Крымской войне столкнулись две системы: передовая, капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая, крепостническая (Россия), последняя проиграла.
  2. Крымская война обнажила гнилость феодально-крепостнического строя, отсталость России и показала, что стране необходимы преобразования во всех сферах общества.
  3. В историографии событий Крымской войны существует плюрализм мнений, хронологическая неточность, некоторые вопросы требуют более глубокого изучения и исследования.

Приложение 1, Приложение 2, Презентация.

Следующий: