Соборное уложение 1649 года. 7-й класс

Цели урока:


рассмотреть основные положения
Соборного Уложения 1649 г.;
– выявить значение Уложения в истории России;
– развивать навыки анализа документов;
– представить полученный результат анализа и
исследования документа.

Вид урока:

лабораторное занятие.

Оборудование:

компьютер, проектор,
мультимедийный экран, раздаточный материал
(отрывки из Соборного Уложения).

Новые понятия:

Соборное Уложение (1649
г.), самодержавие, крепостное право.

Структура занятия.

Этапы:

I. Организационный. Актуализация знаний.
Сообщение новой темы. Вступительное слово
учителя. Учитель выдвигает учебные проблемы и
определяет форму самостоятельной работы
учащихся (групповая); разъясняет инструкцию и
требования к оформлению результатов
лабораторной работы.

II. Самостоятельная работа учащихся с отрывками
из основных глав Соборного Уложения. Учитель
выступает в роли консультанта и координатора
совместной деятельности класса.

Ш. Коллективное обсуждение результатов. Могут
быть представлены творческие отчеты групп, либо
выступление представителей.

IV. Закрепление материала. Решение
познавательных заданий.

Ход урока


I. Организационный этап

1. Организационный момент. Настрой учащихся на
работу.

2. Актуализация знаний. (Приложение
4
. Слайд 1, 2). Сообщение новой темы. (Приложение 4. Слайд 3)

3. Вступительное слово учителя.

Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял
решение разработать новый свод законов вместо
устаревшего «Судебника» XVI в., а также
противоречивших друг другу законов и указов
периода Смуты и послесмутного времени.
Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в
январе 1649 г. Земским собором и действовало более
200 лет. (Приложение 4. Слайд
4)

4. Постановка цели урока. На основе документов
вам необходимо дать характеристику Соборного
Уложения и его значение в формировании
самодержавия и крепостного права в России.

5. Инструкция к работе.

Класс разбивается на группы, каждая из которой
исследует отдельную главу Соборного Уложения и
отвечает на поставленные вопросы.

II. Работа в группах.

Первая группа изучает и анализирует отрывки из
2 и 3 главы Соборного Уложения.

(Приложение
1
)

1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения
и ответьте на вопросы.

Глава II. О государьской чести, и как его
государьское здоровье оберегать.

1. Будет кто учнет мыслить на государьское
здоровье злое дело, и про то его злое умышленье
кто известит, то казнить его смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского
величества, хотя Московским государьством
завладеть и государем быть и для того своего
злово умышления начнет рать збирать, или кто
царьского величества с недруги учнет дружитца, и
помочь им всячески чинить…, и изменника казнити
смертию…

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве
дворени от кого никакова бесчинъства и брани не
было.

1. Будет кто при царском величестве, в его
государеве дворе, кого обесчестит словом,
посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря
иным неповадно было впредь так делати…

…3. А кто при царьском величестве вымет на кого
саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого
ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца
самого казнити смертию…

4. А будет кто при государе вымет на кого какое
ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того
казнити, отсечь рука…

  1. Какие преступления попадают в ранг
    государственных?
  2. Каковы наказания за государственные
    преступления?
  3. Сформулируйте вывод о характере власти царя в
    середине XVII в.

Вторая группа изучает и анализирует отрывки из
11 главы Соборного Уложения. (Приложение
2
)

2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения
и ответьте на вопросы.

Глава XI. Суд о крестъянех.

… А которые крестьяне …збежали, или впредь
учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и
детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми
и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с
молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого
они выбежат, без урочных лет. А впредь никому
чюжих крестьян не приимать…

  1. Каков срок сыска беглых крестьян по новому
    законодательству?
  2. Какова степень зависимости крестьян по
    документу?

Третья группа изучает и анализирует отрывки из
19 главы Соборного Уложения.

(Приложение
3
)

3. Проанализируйте главы из Соборного Уложения
и ответьте на вопросы.

Глава XIX. О посадских людех.

1. Которыя слободы на Москве патриарши и
митрополичи и монастырския и думных и всяких
чинов людей, а в тех слободах живут торговые и
ремесленные люди и всякими торговыми промыслами
промышляют и лавками владеют, а государевых
податей не платят, и те все слободы со всеми людми
… взятии за государя в тягло, опричь кабальных
людей. А кабальных людей …отдавати тем людем, чьи
они, и велеть их свесть на свои дворы.

А впредь, опричь государевых слобод, ничьим
слободам на Москве и в городех не быть.

  1. Вспомните, что такое “белые слободы”,
    “черные слободы”, “тягло”.
  2. Как изменилось положение посадских людей?

III. Творческие отчеты групп.

Представители групп выступают с результатами
работы. Результаты работы групп заполняются в
схеме. (Слайд 6)

IV. Закрепление материала. Решение
познавательного задания. (Приложение 4.
Слайд 7)

Домашнее задание. А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина: § 6 (стр.53-54).

Следующий: