Смутное время


Тип урока: Семинар в форме дидактической игры.

Форма урока: Заседание исследовательских отделов института истории России.

Цели урока:

  • Осмыслить причины Смуты, которая явилась во многом последствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране.
  • Осознать, что интервенция польских и шведских феодалов угрожала Российскому государству потерей независимости, поставила страну на грань катастрофы.
  • Показать, подвиг русского народа (народного ополчения из крестьян и посадских людей), спасшего Отечество от чужеземных захватчиков.

План урока:

  1. Причины Смуты.
  2. Правление Бориса Годунова, Федора Годунова. (1598-1605гг.)
  3. Правление Лжедмитрия I (1605-1606гг.)
  4. Правление Василия Шуйского. (1606-1610гг.). Лжедмитрий II (1607-1610гг.)
  5. «Семибоярщина» (1610-1613гг.)
  6. Борьба с польско-шведской интервенцией. Начало династии Романовых (февраль 1613 г.). Окончание Смуты и ее итоги.

Основные понятия: Смута, династический кризис, междуцарствие, самозванец, семибоярщина, интервенция, ополчение.

Учитель: Урок мы проведем в форме заседания исследовательских отделов института проблем Российской истории.

Наш институт представлен пятью исследовательскими отделами, каждый из которых занимался анализом деятельности участников данных исторических событий.

Чем конкретно занимались ваши отделы? (Обращается к руководителям отделов.)

Отдел №1. Изучали и анализировали деятельность царя Бориса Годунова.

Отдел №2. Анализировали деятельность Лжедмитрия I

Отдел №3. Изучали и анализировали деятельность исторических личностей: Василия Шуйского и Ивана Болотникова и Лжедмитрия II

Отдел №4. Анализировали деятельность «боярского правительства»- «Семибоярщины», и польского короля Сигизмунда III

Отдел №5. Изучили и проанализировали этапы Национально-освободительной борьбы против иностранной интервенции. Проанализировали деятельность исторических личностей: Д. Пожарского, К. Минина, М. Романова, И. Сусанина и др.

Учитель: Задание классу: по ходу выступления исследовательских отделов заполнять таблицу «Периоды Смутного времени»

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Имена наиболее значительных участников

Итоги периода, его значение для дальнейшего хода событий

Учитель: В конце XVI в-нач. XVII в. Российское государство погрузилось в долгие годы лихолетья и тяжелых испытаний.

Этим событиям предшествовали:

- 14 летнее царствование Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). По крайней мере, 13 из них фактически правителем был Борис Федорович Годунов, на сестре которого, Ирине, был женат царь.

Внешне внутренняя обстановка в стране была спокойной и стабильной – Российское государство постепенно приходило в себя после ливонской войны и опричнины Ивана Грозного. Наиболее заметными событиями тех лет были:

- Загадочная смерть царевича Дмитрия 1591г. (якобы выгодная Борису Годунову).

- Избрание на царство Земским собором в 1598г. Бориса Годунова из-за кончины бездетного Федора Ивановича. И три года спокойного царствования Бориса Годунова.

Однако, это внешнее спокойствие было только кажущимся. В недрах русского общества всегда дремали разрушительные силы.

Почему, какие причины выпустили эти разрушительные силы на свободу.

Отечественные историки называют 5 главных причин Смуты (Запишите их в тетрадь):

  1. Резкое ухудшение положения крестьян из-за отмены Юрьева дня и введение 5-летнего срока розыска беглых.
  2. Династический кризис — бездетная кончина царя Федора Ивановича. С ней, пресеклась династия Рюриковичей.
  3. Борьба боярских кланов за власть. Разжигание пожара гражданской войны.
  4. Стихийные бедствия – неурожай 1601г., жесточайший голод, эпидемии. Что расценивалось народом как Божья кара за злодеяния Бориса Годунова (якобы повинного в гибели царевича Дмитрия-младшего сына Ивана IV Грозного).
  5. Иностранная интервенция. Насильственное вмешательство поляков и шведов во внутренние дела Российского государства.

Т.О. Называя основные причины Смуты, историки сильно расходятся во мнениях о том, сколь велико было значение каждой из них.

Слово предоставляется исследовательскому отделу, анализировавшему деятельность участников исторических событий при царе Борисе Годунове.

Исследовательский отдел №1

(выступления учащихся)

Учитель: Каковы же были итоги этого периода для дальнейшего хода событий?

(Предполагаемый ответ учащихся: в начале XVII века сложились предпосылки, которые и привели к началу Смуты (Гражданской войны)).

(Работа с таблицей).

Учитель: Теперь рассмотрим период правления Лжедмитрия I. Слово предоставляется исследовательскому отделу №2, анализировавшему период правления Лжедмитрия I.

(выступления учащихся)

Таблица «Периоды Смутного времени»

Хронологические рамки периода

Основные события



Характеристика противоборствующих сил

Имена наиболее значимых участников

Итоги периода, его значения для дальнейшего хода событий

1598-1605

После смерти царя Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. Избрание Земским Собором на царство Бориса Годунова.

1601-1603г.г. неурожай и голод.

1603г. восстание под предводительством Хлопка.

1604 г. в Польше объявился «чудесно спасшийся» царевич Дмитрий. Начало похода самозванца на Москву.

1605г. апрель внезапная смерть Бориса Годунова. Короткое царствование Федора Годунова (смещен с престола боярами)1605г. апрель- июнь

Борьба бояр Романовых и Бельских с Годуновым за власть.

Первые антифеодальные выступления крепостных крестьян и холопов. Начало скрытой интервенции со стороны Речи Посполитой.

Б.Годунов, Ф.Романов (Филарет), патриарх Иов, Хлопка Косолапа, Григорий Отрепьев (Лжедмитрий), Сигизмунд III.

Сложились предпосылки, которые и привели к началу смуты (Гражданской войны).

Боярский период Смуты. Основным инструментом политики являются слухи и доносы.

Исследовательский отдел № 2



(выступления учащихся)

Таблица «Периоды Смутного времени»

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Имена наиболее значимых участников

Итоги периода, его значения для дальнейшего хода событий

1605-1606

11-месячное царствование Лжедмитрия I.

Филарет (Ф.Романов) назначен ростовским митрополитом.

Самозванец принял титул императора.

Попытки обеспечить интересы всех социальных слоев России.

Свадьба Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек. Бесчинства поляков в Москве. Заговор бояр во главе с Василием Шуйским против самозванца. Убийство Лжедмитрия.

Начало открытой интервенции со стороны Польши. Заговор бояр во главе с В.Шуйским против Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев), Марина Мнишек, Василий Шуйский.

Россия впервые сталкивается с самозван-ством. Внутренние противоречия в стране обостряются.

Исследовательский отдел № 3

Учитель: Слово предоставляется исследовательскому отделу, анализировавшему период правления Василия Шуйского.

Историческое значение. Восстание под руководством И.И. Болотникова было вызвано усилением эксплуатации крестьян, последствиями неурожайных лет, голодом и общим ослаблением центральной власти. Это было первое крупное крестьянское выступление, гражданская война, антифеодальное движение.

Учитель: Каковы были итоги этого периода для дальнейшего хода событий?

(Ответы учащихся)

(Работа с таблицей)

Учитель: Слово предоставляется исследовательскому отделу №4 анализировавшему период правления «Семибоярщины»

Таблица «Периоды Смутного времени»

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Имена наиболее значимых участников

Итоги периода, его значения для дальнейшего хода событий

1606-1610

Избрание Земским собором «боярского» царя Василия Шуйского.

Патриархом становиться Гермоген.

Царевич Дмитрий перезахоронен в Москве и причислен к лику святых. «Крестоцеловальная запись».

1606-1607г.г. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

1607г.- указ о 15-летнем сыске беглых крестьян.

1607-1610г. – попытка Лжедмитрия II захватить власть в России.

Польско-шведская интервенция в России.

Отстранение В.Шуйского от власти боярами.

Низы и средние слои общества (посадские люди и дворянство) выступают против верхов.

Василий Шуйский, М.Молчанов, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Марина Мнишек.

Начало полномасштабной Крестьянской (Гражданской войны). Обострение классовой борьбы.

Учитель: Слово предоставляется исследовательскому отделу №4, анализировавшему период борьбы русского народа с интервенцией .

Исследовательский отдел №5

Учитель: Слово предоставляется исследовательскому отделу №5 анализировавшему решение Земского Собора — избрание на царство Михаила Романова.

(выступление учащихся)

Учитель: Для скорейшего завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.

В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России — бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.

У Собора была одна задача — выборы монарха.

Кандидатур на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.

Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.

В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Почему же выбор пал на юношу не имевшего жизненного опыта? К тому же в момент избрания его даже не было в Москве. (Он пребывал в своей вотчине в Костромском уезде). Он стал реальным претендентом не потому, что был лучше, а потому, что устроил, в конечном счете, всех.

Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).

Один из влиятельных бояр – выборщиков выразил их мнение так: Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден.

Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.

Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.

Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.

Учитель: Каковы были итоги этого периода для дальнейшего хода событий? (заполнение таблицы).

Итоги Смуты:

  1. Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет).
  2. Потеря территорий (побережье Финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова).
  3. Ослабление всех государственных структур.
  4. Изменена природа царской власти (царя выбрали).
  5. Повысился статус церкви.

Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально — политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.

Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.

После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.

Таблица «Периоды Смутного времени»

Хронологические рамки периода

Основные события

Характеристика противоборствующих сил

Имена наиболее значимых участников

Итоги периода, его значения для дальнейшего хода событий

1610-1613

Учреждение «боярского правительства» в России – «Семибоярщина».

Приглашение на Российский трон Владислава – сына польского короля.

Гибель Лжедмитрия II.

Оккупация Москвы поляками.



Призыв патриарха Гермогена к русскому народу подняться на освободительную борьбу против иностранных интервентов.

1611 г. , январь – июнь – деятельность Первого (Рязанского) ополчения.

1611 г., сентябрь – октябрь – образование в Нижнем Новгороде Второго ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского.

1612 г., 26 октября – освобождение Москвы от интервентов Вторым Ополчением.

1613 г. 21 февраля- избрание Земским собором царя Михаила Фёдоровича Романова.

Полномасштабная интервенция поляков, шведов.

Подъем народа на борьбу против иноземцев.

Члены « Семибоярщины»: Ф.Мстиславский, И. Воротынский, А. Трубецкой, А.Голицын, Б.Лыков, И.Романов, Ф.Шереметев.

Владислав Сигизмундович Ваза, Сигизмунд III, патриарх Гермоген, П.Ляпунов, И.Заруцкий, Д. Трубецкой, К. Минин, Д. Пожарский, Михаил Романов, Иван Сусанин.

Национальный подъем в России. Гражданская война перерастает в национально — освободительную. Освобождение Москвы от польских интервентов. Восстановление независимости страны.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.

Окончание Смуты.

Учитель (закрепление пройденного материала): Урок я хочу закончить словами древнегреческого философа Аристотеля: «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины обусловливающие их сохранение».




Следующий: