Смутное время: выбор пути итоговый урок для 10-го класса


Цели



:

  • Систематизировать материал по теме;
  • В результате исследования и применения
    выборной технологии сформировать у учащихся
    представление о том, что Смутное время – время
    выбора пути (путь для России и западничество и
    независимость):
  • Продолжить формирование навыков
    самостоятельной работы, умения искать пути
    решения задач.

Задачи

:

  • Учащиеся должны уяснить сложность
    исторического подхода к изучению событий;
  • Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах
    Смуты и выдвинуть свои предложения о путях
    выхода из кризиса начала XVII века.

Основные понятия

: Смута, самозванство,
патриотизм, единство, государственность.

Оборудование

: карта, учебник, выставка книг
по теме, видеоматериалы, портреты царей Смутного
времени, необходимый реквизит для выборной
кампании и инсценировок.

Ход урока.

Учитель:

Смутное время… Так назвали современники конец
XVI- начало XVII века. Это был период народных
бедствий: голод, безвластие, мятежи,
самозванство, разделение страны, гражданская
война, иностранная интервенция. Россия была на
краю гибели! Но из этого кошмара был найден выход;
период завершился мощным народным подъёмом,
изгнанием захватчиков и восстановлением
государственности.



Следует отметить, что подобные периоды не раз
встречались в нашей истории: 1917 год и последующая
гражданская война, 90-е годы XX века. Я просила вас
узнать у родителей, какие чувства и мысли
возникали у них в августе 1991 года, в октябре 1993
года.
(Учащиеся отвечают) Действительно трудно
понять, что происходит и кто в подобных ситуациях
прав. Кто виноват и, что делать – исконно русские
вопросы. Наверно, ещё сложнее было
сориентироваться 400 лет назад.

Сегодня на уроке мы постараемся через ряд
вопросов и действий представить начало XVII века и
выяснить, что необходимо было сделать в то время
для выхода из кризиса, то есть должны определить,
каким образом был выбран путь России.

Обращаю ваше внимание на маленький
видеофрагмент. К нему вопрос: “Какое отношение к
Смуте имеет этот человек?”
Демонстрируется
видеофрагмент о Иване Грозном в конце
царствования без указания на личность. Затем
учащиеся говорят о причинах Смуты:
экономических, социально-политических,
династическом кризисе.
Практически все
историки видят в опричнине один из факторов,
подготовивших Смуту. Познакомимся с сообщением
“Мнения историков о Смутном времени”
Уч-ся
выступает с сообщением на 2-3 минуты.

Мы знакомы с различными мнениями о Смуте. Все
сходятся в одном – это было время испытаний
Московского государства на жизнестойкость,
когда определялась судьба России. Сможет ли она
сохранить независимость, ориентируясь на Запад?
Предстоял сложный выбор, в том числе и через
выборы царей.

Давайте представим себя людьми того времени,
но с современным уклоном. Включаем телевизор!!!

Сценка “Первая передача телеканала Борис
Годунов”. (См. Приложение 1)

Итак, у нас два кандидата на московский трон.
Начинаем выборы!

Двое уч-ся из избирательной комиссии раздают
заранее приготовленные бюллетени, все
присутствующие отмечают одного кандидата и
бросают в специальную урну, раздававшие
подсчитывают, чтобы позже объявить результаты.

Мы пока не знаем результатов голосования, зато
можем объяснить свой выбор. Чем привлекают
программы, а что настораживает, т.е. + и – ?
Отвечать можно с учётом дальнейшей деятельности
претендентов, как себя показали вообще.

Начнём с Лжедмитрия I. (Уч-ся отвечают)
Теперь Шуйский Василий. (Уч-ся отвечают)



Кто же победил в нашем голосовании? Слово
председателю избирательной комиссии. Объявляются
результаты (сколько человек голосовало, кто
победил).
Примечательно, что и один и другой
занимали российский трон, но не оправдали надежд,
были свергнуты.

Снова включаем телевизор!!!

Сценка “Вторая передача телеканала Борис
Годунов”. (См. Приложение 2)

Наступил день выборов! Вы получаете бюллетени с
приличным списком кандидатов, подумайте, прежде
чем отметить только одного.

Процедура голосования повторяется, как 1-й раз.
В списке кандидатов Сигизмунд III, Владислав,
Карл-Филипп, Д.Пожарский, В.Голицын,
Ф.Мстиславский, М.Романов, Иван-ворёнок.

Пока подсчитывают, обсудим список и некоторые
важные вопросы.

— Кто из перечисленных иноземного
происхождения? Их шансы? Почему? Отв. уч-ся.

— Бояре ещё в 1710-11 годах делали ставки на
заморских правителей, а в 1612 нет. О чём это
свидетельствует? Отв. уч-ся.

Итак, 1-й путь выхода из кризиса – опора на
патриотизм. Слово записывается на доске под
проблемным вопросом: “Каков путь выхода из
кризиса?

— Какова роль второго ополчения под
руководством Минина и Пожарского, в том числе и в
стратегии выхода из кризиса? Уч-ся: Ополчение
освободило Москву от поляков, т.е. нижегородцы
осознали себя одной нацией с москвичами и
жителями других городов. Следовательно,
наблюдается рост национального единства.

2-й путь – осознание единства и объединение сил.
На доске единство.

— Как вы оцениваете слова руководителя
ополчения: “Нам без государя невозможно: сами
знаете, что такому великому государству долгое
время без государя стоять нельзя”? Уч-ся:
Русские люди были убеждены, что в России должен
быть царь обязательно).

3-е – царство, т.е. нельзя допускать
безвластия. (Доска)

— Как же быть с желанием всех слоёв населения в
смутное неустойчивое время улучшить своё
положение, добиться каких-то льгот, ведь только
поэтому люди мечутся в поисках лучшего от одного
к другому? Уч-ся: Надо постараться договориться,
пойти на уступки, в конце концов, должен победить
здравый смысл, иначе нельзя.
Договориться, т.е.

4-е – компромисс

(Доска) И сколько бы ни
сражались, а бесконечно нельзя, должны сесть за
стол переговоров.

Объявляются результаты голосования.

А теперь посмотрим репортаж с Земского собора
1613 года.

Кстати, в то время голосовали не тайно,
а открыто, объясняя свой выбор.

Показ видеофрагмента об избрании царём Михаила
Романова.

— Почему избрали Михаила Романова? (Молодой,
политически нейтрален, “удобнейший”, сын
патриарха, природный царь, т.к. близок по родству
к Рюриковичам).

Таким образом, Михаил Романов оказался
компромиссной консолидирующей фигурой в
российском государстве. Горести и беды Смуты во
всех частях Московского государства заставили
рязанцев, москвичей, ярославцев осознать себя
единым народом, примириться, осмыслить
первоочередные роли общего перед частным,
объединиться и отстоять независимость.

— Можем ли мы применить черты стратегии пути
выхода из кризиса XVII века к нашему тоже
переходному времени? Что именно? (Ответы и
выводы учащихся.)

Вывод учителя: Безусловно, патриотизм,
единство, государственность (правовое
государство), компромисс, вера в собственные силы
помогут и в этот раз стать России Великой.
Внутренняя прочность – главный залог блестящего
будущего!

Литература

  1. Барабанов В.В. Справочные материалы по истории
    России для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ:
    Астрель: Профиздат, 2005. – С.72-88.
  2. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая
    половина XVII в.: Государственные деятели Смутного
    времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.
  3. Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М.:
    Знание, 1990.
  4. Сказание Авраамия Палицына. – М.-Л., 1955.



Следующий: