Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская

Цели урока:

  • Дать понятие смутного времени.
  • Выявить причины смутного времени.
  • Рассмотреть основные события этого времени, его
    представителей и их роль.
  • Отметить возможные последствия смутного
    времени.
  • Сформировать представление о переломном
    моменте в истории России — Смуте начала XVII века, в
    ходе которой произошла смена царской династии на
    престоле.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету
    истории.
  • Воспитание патриотизма на примере героической
    борьбы защитников Троице-Сергиевой Лавры.
  • Продолжить закрепление навыков работы с
    первоисточником, анализировать его содержание,
    давать характеристику историческому деятелю,
    умение высказывать свое суждение о смутном
    времени.
  • Оборудование урока:

    • учебник “Россия и мир” автор О.В.Волобуев;
    • настенная карта “Смута в России”;
    • ортреты представителей смутного времени: Борис
      Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий
      Шуйский, Марина Мнишек, Михаил Скопин Шуйский,
      Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

    Тип урока:

    комбинированный урок, с
    преобладанием изучения нового материала.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. (Проверка готовности
    класса к уроку)

    2. Изучение новой темы. (Учитель вместе с
    учащимися определяет цели и задачи урока)

    Вступительное слово учителя:

    В исторической науке нет точного определения
    смуты. Долгий период времени этот период
    называли лихолетьем. Но в исторической науке
    сохранилось описание этого периода. Так
    например, Авраамий Палицин (очевидец этих
    событий) говорил об этом времени следующее:
    “медведи и волки, оставив леса, обитали в пустых
    городах…. каждый теперь сам за себя,
    предательство своих достигло размеров
    национальной катастрофы”. Митрополит С.-
    Петербургский и Ладожский Иоанн так
    характеризует период Смуты: “Гибли Отечество и
    Церковь, храмы Божии разорялись…, на иконах
    играли в кости, иноков и священников палили
    огнем, допытывались сокровищ”.

    Историк Карамзин: “Смута — это несчастная
    случайность, вызванная послаблением царя Федора,
    злодеяниями царя Бориса и развратом народа”.

    Современные историки называют Смуту XVII века
    первой гражданской войной в России, проводя
    параллели с гражданской войной начала XX века.

    В современном языке слово “смутный” означает
    неясный, неотчетливый.

    Учащиеся и учитель вместе выводят определение Смуты
    это период с 1598 года по 1613 год, который
    характеризуется частой сменой правителей па
    престоле, появлением царей
    самозванцев,
    крестьянскими выступлениями, стихийными
    бедствиями и интервенцией поляков и шведов.

    Это было время, когда Россия была поставлена
    перед выбором:

    - либо она отстоит свою независимость, либо
    прекратит свое существование. (Учащиеся делают
    записи определения в тетрадь) Учитель обращает
    внимание учащихся на репродукцию картины
    И.Е.Репина “Иван Грозный и его сын Иван. 1581 год”.

    Какое отношение имеет содержание этой картины
    к истории Смутного времени?

    а) Убийство сына Ивана и трагическая гибель
    царевича Дмитрия привели к прекращению династии
    Рюриковичей — междинастическому кризису. Другие
    причины Смутного времени учащиеся выясняют при
    помощи учебника стр.142—143.

    б) Недовольство боярской оппозиции избранием
    царем Бориса Годунова;

    в) поражение России в Ливонской войне, которая
    отрицательно сказалась на хозяйстве страны;

    г) Опричнина, разорившая хозяйство страны;

    д) Неурожай 1601–1603 года, приведший к голоду в
    стране;

    е) Дальнейшее закрепощение крестьян в 1550, 1581, 1597
    годах привело к подъему крестьянских
    выступлений.

    Учитель приводит в качестве примера
    высказывание о смуте патриарха России (ныне
    покойного) Алексия: “Смута — время тяжелых
    испытаний для всего общества и для каждого
    человека. Разобщенность людей, утрата властью
    народного доверия, невнимание ее к нуждам
    граждан ведут к ослаблению государства, угрожают
    его независимости.

    Сребролюбие и зависть, эгоизм и гордыня, жажда
    наживы любой ценой; пренебрежение священным
    даром человеческой жизни, моральный нигилизм -
    это те пороки, которые ведут к смуте. Когда в
    обществе оскудевает богозаповеданная любовь к
    ближнему, когда утрачивается идеал народного
    единства тогда и начинается разложение
    государства” Учитель задает учащимся вопрос:
    “Как вы думаете в наше время возможна ситуация
    смутного времени? Что может стать ее причинами?”
    (Учащиеся высказывают свое суждение)

    Учитель: “Вернемся в далекое начало XVII века
    и выясним представителей смутного времени и их
    роль”. Учащиеся по учебнику (стр. 143–147)
    отыскивают имена представителей Смутного
    времени и записывают их в тетрадь.

    • Борис Годунов;
    • Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев);
    • Адам Вышневецкий;
    • воевода Юрий Мнишек;
    • Марина Мнишек;
    • боярский царь Василий Шуйский;
    • Иван Болотников;
    • Лжедмитрий 2 (Тушинский вор);
    • Михаил Скопин-Шуйский;
    • польский король Сигизмунд III;
    • польский королевич Владислав;
    • “семибоярщина” во главе с Федором
      Мстиславским;
    • Прокопий Ляпунов;
    • Кузьма Минин;
    • Дмитрий Пожарский.

    Все эти люди сыграли определенную роль в
    истории смутного времени.

    Учитель:

    “В 1598 году на Земском соборе по
    инициативе патриарха Иова царем был избран Борис
    Годунов. (Учащиеся слушают сообщение о Борисе
    Годунове)

    Беседа с учащимися по вопросу: “Кто и почему
    считали Бориса недостойным быть царем?”
    (Необходимо назвать три причины)

    Учитель:

    “По-разному историки оценивают
    деятельность Бориса Годунова. Одни называют его
    реформатором, стремящимся улучшить положение
    страны. Другие осуждают его за то, что незаконно
    занял престол и вверг страну в смуту”.

    Русский поэт серебряного века Константин
    Бальмонт так описывает правление Бориса
    Годунова. (Читается стихотворение)

    В глухие дни Бориса Годунова
    Во мгле Российской пасмурной страны
    Толпы людей скиталися без крова,
    А по ночам всходило две луны.

    Два солнца по утрам светило с неба,
    С свирепостью на дальний мир смотря.
    И вопль протяжный: “Хлеба! Хлеба! Хлеба!” -
    Из тьмы лесов стремился на царя.

    На улицах иссохшие скелеты
    Щипали жадно чахлую траву,
    Как скот — озверены и неодеты,
    И сны осуществились наяву.

    Гроба, отяжелевшие от гнили,
    Живым давали смрадный адский хлеб,
    Во рту у мертвых сено находили,
    И каждый дом был сумрачный вертеп…

    Среди людей блуждали смерть и злоба.
    Узрев комету, дрогнула земля.
    И в эти дни Димитрий встал из гроба,
    В Отрепьева свой дух переселя.

    Учитель:

    “Как вы думаете, под впечатлением
    каких оценок родилось стихотворение Бальмонта?”
    (Выслушиваются ответы учащихся)

    Учитель:

    “13 апреля 1605 года неожиданно
    умирает Борис Годунов. К Москве подходит
    Лжедмитрий I. 30 июля 1605 года венчается на царство.
    (Сообщение о Лжедмитрии I и работа с текстом
    учебника стр.143–144.)

    Беседа по вопросам:

    1. Какую цель преследовал самозванец?
    2. Кто и почему помог ему в достижении этой цели?
    3. Почему Лжедмитрий потерял доверие москвичей?

    Самозванец был убит заговорщиками, т.к. он
    выполнил свою миссию — помог убрать с престола
    сына Бориса Годунова. Через несколько дней
    небольшая группа бояр выкликнула на царство
    Василия Шуйского, который находился на престоле 4
    года. (Учащиеся слушают сообщение о Василии
    Шуйском)

    Учитель:

    “Какое качество было особенно
    неприятно в этом человеке?”

    Учащиеся работают с текстом учебника стр. 144, 145
    и решают проблемный вопрос: “В чем заключалась
    негативная роль Василия Шуйского в истории
    смутного времени”?

    - страна оказалась в огне крестьянской войны;

    - началась усиленная интервенция поляков и
    шведов в страну. (Дополнение учителя)

    Во время борьбы Василия Шуйского с Иваном
    Болотниковым на территории Польши вновь
    объявляется самозванец, который так же был
    поддержан поляками и признан Мариной Мнишек.
    Занять Москву он не смог и расположился в Тушино
    со своим войском. “Лжедмитрий был мужик грубый,
    обычаев гадких, в разговорах сквернословный, по
    манерам полная противоположность своему
    предшественнику”.

    Его не интересовала борьба за престол, он
    стремился лишь обогатиться, используя ситуацию
    смутного времени. Его отряды грабили и убивали
    русских людей, чем изменили к себе отношение
    русских людей. Если вначале в нем видели
    “законного” царя, то сейчас в городах стали
    создаваться отряды народного ополчения. Но, к
    сожалению, Василий Шуйский не решился опереться
    на силы народа в борьбе с самозванцем, а
    использовал помощь шведов, поставив Россию на
    грань потери государственной независимости. И
    только русский народ и православная церковь
    выступила в защиту своей Родины и веры
    православной. Так например, 16 месяцев держали
    оборону защитники Троице-Сергиевой Лавры.

    (Просмотр фрагмента фильма “Лихолетье” — 8 мин.)

    Беседа по содержанию фрагмента фильма: “Какое
    решение приняли защитники Лавры? Что оно
    означало? Какой ответ дали защитники на
    предложение поляков — сдаться? Какие трудности и
    как пережили их защитники?”

    Учитель:

    “И вновь летом 1610 года среди
    московской знати созрел заговор.

    Семь бояр во главе с Федором Мстиславским
    убрали с престола Василия Шуйского и возвели на
    престол польского королевича Владислава и
    присягнули ему. Этим они предали свой народ, свое
    государство, свою веру. Страна оказалась на грани
    катастрофы. Почему? (Работа с картой “Смутное
    время в России в начале XVII века”)

    Какие русские города на северо-западе и западе
    России оказались под властью шведов и поляков?
    Какая угроза нависла над русским государством?

    И только народ и русская православная церковь
    понимали, что правительство предало интересы
    государства и что его нужно спасать.

    В1611 году в Рязани было создано народное
    ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Но
    освободить столицу им не удалось.

    Осенью 1612 года центром освободительного
    движения становится Нижний Новгород. Кузьма
    Минин обращается к нижегородцам с обращением.
    (Текст обращения взят из книги Шкловского “Минин
    и Пожарский”)

    Учащийся выразительно читает текст обращения.

    Беседа:

    Какие события вызвали тревогу
    жителей Нижнего Новгорода?

    1. С каким призывом выступил на сходе Кузьма Минин?
    2. Какую роль сыграл Кузьма Минин в истории России?
    3. С каким событием можно сравнить победу русского
      народа в смутное время?

    Виктор Бондарев сказал: “И не столько поляков
    победили наши предки, сколько объединились и
    покончили с внутренней войной и разрухой,
    переломили ситуацию и начали возрождать страну.
    Та победа была не менее важна, чем победа 1945
    года”.

    Закрепление новой темы проводится при помощи
    теста. (Тест прилагается)

    Тест

    1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?

    а) был убит царевич Дмитрий;

    б) Борис Годунов был провозглашен царем;

    в) умер Иван IV.

    2) Расположите в хронологической
    последовательности следующие исторические лица.

    а) Федор Иоаннович;

    б) Лжедмитрий I;

    в) Борис Годунов;

    3) Вставьте пропущенное слово.

    Прекращение династии Рюриковичей является
    __________причиной Смутного времени.

    4) Какое государство оказало поддержку
    Лжедмитрию I?

    а) Польша;

    б) Турция;

    в) Швеция.

    5) Найдите лишнее слово.

    а) Иван;

    б) Федор;

    в) Борис;

    г) Дмитрий.

    6) Какое событие произошло раньше?

    Гибель царевича Дмитрия или приход к власти
    “семибоярщины”.

    8) Соотнеси событие и имя.

    а) Борис Годунов;

    б) царевич Дмитрий;

    в) Лжедмитрий I;

    г) Иван Болотников;

    а) бежал из Чудова монастыря;

    б) активно
    участвовал в избрании патриарха;

    в) был третьим сыном Ивана III;

    г) “якобы был воеводой в войске царевича
    Дмитрия”;

    Следующий: