Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс

Цели:

  • соотнести знания эпохи Ивана Грозного с
    получаемой из разных источников информации о
    Смутном времени,
  • подвести учащихся к выводу о кризисе
    государственности в Смутное время,
  • помочь учащимся увидеть сложность и
    противоречивость развития России в указанный
    период.

Задачи:

1. Образовательные:

  • создать условия, побуждающие к поиску ответов
    на вопросы о Смутном времени как кризисе
    государственности, из различных источников
    информации;
  • учить приёмам качественной оценки событий и
    процессов в Российской истории;
  • помочь учащимся увидеть противоречивость
    развития России в указанный период, на основе
    изученного помочь учащимся сформировать выводы
    о кризисе государственности.

2. Воспитательные:

  • критическое отношение к событиям и явлениям
    истории России 17 века;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждении
    учащихся на основе личностного осмысления,
    политического и нравственного опыта людей в
    прошлом.

3. Развивающие:

  • развитие мыслительных способностей учащихся;
  • формирование и развитие дискуссионной
    культуры.

Основные понятия темы:

Смута, династический кризис, самозванцы, кризис
государственности.

Личности: Иван Грозный, царевич
Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий
Шуйский, Лжедмитрий 2.

Используемая технология: Развитие
критического мышления. Основа технологии:
трехфазовая структура урока.

Методика развития критического мышления:

  • умение собрать информацию из различных
    источников;
  • рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные
    моменты;
  • выяснение причин проблемы и её последствие;
  • анализ качества информации;
  • умения найти альтернативные пути решения
    проблемы;
  • умение изменить своё мнение в зависимости от
    очевидного;
  • умение создать новое знание на основе
    предыдущего опыта и новой информации.

Первая стадия “Вызов”:

Учитель: (задание классу)

- Отметьте наиболее кризисные явления в
государстве при Иване 4. Объясните, почему вы
выделили эти явления.

- Выделите основные смысловые единицы
опричнины, оформите их графически (кластеры)
(Работа учащихся в тетрадях), (см. приложение № 1).

- Какая связь опричнины с новой темой?

- Сформулируйте цель урока.

- Найдите причинно-следственную связь
опричнины и смуты.

- Предположите, какие слова могут заменить
термин “смута”, запишите их в тетрадях.

- Предположите события, которые могли произойти
в это время.

- Как долго смута продолжалась?

- Кто из исторических личностей оказал влияние
на ход смуты?

(Предложенные учителем вопросы предполагают
трудность в ответах и вызывают мотивацию к
поиску их в учебнике и предложенных учителем
альтернативных источником информации.)

Вторая стадия “Осмысления”:

Отсутствие достаточных знаний сути Смуты
мотивирует учащихся получить недостающую
информацию из источников, предложенных учителем.
Постепенно идет продвижение к получению новой
информации для ответов на поставленные вопросы.
Полученная информация классифицируется по
категориям знаний. Возникают вопросы, которые
записываются в тетрадях, идет подготовка к
анализу и обсуждению сути смутного времени.
Работа в тетрадях с использованием приема
маркировки знаками:

V – уже знал;

+ — новое;

- — думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

Учитель:

- Выделим смысловые единицы смуты, полученные
вами из различных источников, оформим их
графически на доске.

Третья стадия “Рефлексия”:

Учитель:

- Вернемся к предполагаемым словами связям, а
также к названию темы.

- Чье мнение вам кажется наиболее верным?
(Дискуссия с использованием полученного из
разных источников материала)

- Какова была альтернатива развития страны
после смерти Ивана 4?

- Закономерна ли была смута?

- Выразите свое отношение к противоречивому
периоду Русской истории, составив пятистишие
(синквейн).

Пример:


1. Существительное – тема

2. Описание
темы – 2 прилагательных

3. Три действия – глаголы

4. Фраза из 4-х слов, выражающих отношение
автора

5. Синоним 1-го слова

Смута (Приложение
2)

Разрушительная, межцарственная

Выдвигаются, борятся, разоряют

Эпоха, разделившая две династии

Кризис

Учитель:

- Чем закончится смута?

- Кто воспользуется кризисом государственности
в России?

(Ответы на эти вопросы найдите дома)

Дополнительная литература:

  1. Богатенкова Н.В. Муштавинская И.В. Технология
    развития критического мышления на уроках
    истории и краеведения. СПб: 2001
  2. Головатенко А. Два кризиса русской
    государственности: опричнина и смутное время.
    Преподавание истории в школе, 1993 №2.
  3. История Отечества: люди, идеи, решения. М: 1991.
  4. История России для школьников и абитуриентов.
    Екатеринбург: 2002.
  5. Ключевский В.О. О русской истории. М: 1993.
  6. Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с
    древнейших времен до наших дней. М: 1996.
  7. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М: 1995.
  8. Соловьев С.М. Соч. Кн. 4.М: 1989.

Следующий: