Смутное время. Часть I. Урок — лабораторное занятие


Урок предназначен для 10-го класса.

Учебник.

В.И. Буганов, П.И. Зырянов. “История
России с древнейших времен до конца XVII в.”.

Цель.

Охарактеризовать внутреннюю политику России
в конце XVI в.

  • Сформировать у учащихся преставление о
    “смутном времени” и определить причины его
    возникновения.
  • Задачи.

    Сформировать у учеников представление об
    исторических фактах.

  • Развить навыки работы с документом как
    историческим источником (оценивание,
    сопоставление, сравнение).
  • Развить аналитические умения и навыки работы с
    текстом.
  • Средства обучения.

    Источники:

    1. Отрывки из кратного известия о Московии в
      начале XVII в. “Исаака Массы о голоде и восстании
      И.И. Болотникова”.
    2. Восстание Хлопка по “Новому летописцу”.
    3. Из записок К. Буссова о Болотникове.

    Наглядные пособия:

    1. Карта России в начале XVII в.
    2. Иллюстрации портретов Б. Годунова, И.
      Болотникова, Лжедмитрия I.

    Форма урока:

    лабораторное занятие.

    Основные понятия:

    смута,
    самозванчество.

    Важнейшие даты:

    1605-1613 г.г. Смутное
    время, 1606-1607 г.г. крестьянская война под
    предводительством И. Болотникова

    Ход урока.

    1. Постановка учителем цели и задач урока. Учитель
      направляет и корректирует деятельность
      учащихся. Учитель задает вопрос к уроку, ответ на
      который нужно дать учащимся по завершению
      изучения нового материала.
    2. Вопрос к уроку: дайте определение понятию
      “смутное время”? Чем оно было вызвано?

    Разбить класс на 2 группы (“знатоки” и
    “умники”).

    “Знатоки” делятся еще на две
    подгруппы. Первой подгруппе дается отрывок из
    краткого известия о Московии в начале XVII в. и
    карточка с вопросами. Второй подгруппе дается
    отрывок о восстании Хлопка по “ Новому
    летописцу” и карточка с вопросами.

    “Умники” также делятся на 2 подгруппы.
    Первая подгруппа разбирает по учебнику тему
    “голодные бунты”. Вторая подгруппа –
    “восстание Хлопка”. Раздаются карточки с
    вопросами.

    Учитель сообщает:

    Со смертью царя Федора Иоанновича
    прекратилась династия князей Рюриковичей. Перед
    государством встал вопрос о престолонаследии. По
    инициативе патриарха Иова, Бориса Годунова
    избрали на Земском соборе царем и великим князем
    всея Руси. Еще при Федоре Б. Годунов устранил всех
    своих политических соперников, бояр Бельских,
    Шуйских, Мстиславских.

    Борису Годунову досталось не
    спокойное государство. Слух о причастности Б.
    Годунова к смерти царевича Дмитрия плохо
    отражался на его авторитете. В конце 90-х годов в
    стране наметился экономический подъем, но он был
    прерван неурожаями и голодом.

    “Знатоки” и “умники” преступают к
    работе с материалом. По итогам работы делается
    вывод и записывается в тетрадь.

    Вывод:

    Восстание Хлопка стало кульминацией
    “голодных бунтов” Обострение
    внутриполитической ситуации привело к падению
    авторитета нового царя

    Учитель раздает следующий материал:
    “Лжедмитрий I” и “Крестьянская война под
    предводительством И. Болотникова.”.

    Знатоки работаю с материалом учебника
    по теме “Лжедмитрий I”.

    Умники работают с материалом учебника
    по теме “ Крестьянская война под
    предводительством И. Болотникова” и выдержкой
    из записок К.Буссова о Болотникове.

    Обеим группам раздаются карточки с
    вопросами. Ответы заносятся в тетрадь. Вывод
    делает учитель.

    Вывод:

    Восстание И. Болотникова – наивысший
    этап народного движения в начале XVII в. Это была
    гражданская война, так как в ней участвовали все
    слои населения. Поражение восстания И.
    Болотникова не привело к окончанию гражданской
    войны, а породило новое движение самозванчества.

    Учитель сообщает: по итогам изучения
    нового материала, дайте ответ на вопрос к уроку.

    Ответ: Смутное время характеризуется
    слабостью государственной власти и
    неподчинением окраин центру, самозванчеством,
    гражданской войной, и великой разрухой
    государства.

    Причины смуты:

    1. Отсутствием прямого наследника
    2. Экономический упадок
    3. Обострение социальных отношений в обществе.
    4. Произвол власти.

    Набор карточек “ Знатокам”:

    Карточка с вопросами к отрывку из
    краткого известия о Московии в начале XVII в.:

    1. Как описывает Исаак Масса положение в стране в
      начале XVII в.?
    2. Каковы социальные последствия голода для
      страны?

    Карточка с вопросами по “Новому
    летописцу”:

    1. Как описывает летописец восставших? И почему
      именно так?
    2. Кто был послан царем для подавления восставших?
    3. Чем закончилось восстание?

    Карточка к пункту текста учебника
    “Первый самозванец”

    1. Дать биографическую справку первому
      самозванцу.
    2. Какой социальный состав войск Лжедмитрия I?
    3. Покажите на карте территорию движения
      Лжедмитрия. I.
    4. Чем вызваны причины перехода народа на сторону
      самозванца?
    5. Чем закончилось движение первого самозванца?

    Набор карточек “Умникам”:

    Карточка к тексту учебника о голодных
    бунтах:

    1. Когда и почему разразился голод?
    2. Каковы социальные последствия голода для
      страны?

    Карточка к тексту учебника о восстании
    Хлопка:

    1. Назовите причины восстания Хлопка. Когда оно
      началось?
    2. Чем закончилось восстание и что оно породило?

    Карточка к запискам К. Буссова о
    Болотникове и к пункту текста учебника
    “Восстание Болотникова”.



    1. Как описывает жизнь Болотникова К. Буссов до
      прихода его в Россию?
    2. Назовите цель, ход и покажите на карте
      территорию восстания.
    3. Каков социальный состав восставших? Назовите
      соратников Болотникова.
    4. Назовите причины поражения.

    Источники.

    Отрывки из краткого известия о
    Московии в начале XVII в “Исаака Массы о голоде и
    восстание Болотникова”:

    “В то время (1601г.) по воле Божией, во
    всей московской земле наступила такая
    дорогозвина и голод, что подобного еще не
    приходилось описывать ни одному историку…

    Велик был голод и нужда во всей
    Московии. Все крестьяне и поселяне, у которых
    были коровы, лошади, овцы и куры, съели их,
    невзирая на пост, собирали в лесах различные
    коренья, грибы и многие другие и ели их с большой
    жадностью, ели также мякину, кошек и собак; и от
    такой пищи животы у них становились толстыми, как
    у коров, и постигла их жалкая смерть; зимою
    случались с ними странные обмороки, и они в
    беспамятстве падали на землю.

    В самой Москве было не лучше: привозить
    хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не
    отняли силой…

    …Московиты, у которых был достаточный
    запас хлеба, пренебрегали этим бедствием и
    ставили его ни во что. Иные, имея запасы года на
    три или четыре, желали продление голода, чтобы
    выручить большое денег, не помышляя о том, что их
    тоже может постичь голод.

    …Люди становились, чем дальше, тем
    хуже, вдавались в разбой и грабили все более,
    ожесточились и впали в такое коснение, какого еще
    никогда не было на свете; и такая дороговизна
    хлеба продолжалась четыре года, почти до 1605
    года”.

    Восстание Хлопка по “Новому
    летописцу” (о разбойниках и посылке на
    разбойников):

    “Бысть в то время, умножишась
    разбойство в земле русской, не токмо что по
    пустым местом поезду не быть, ино и под Москвою
    быша разбои велись. Царь Борис, видя такое в земле
    настроение и кровопролитие, посылал многожда на
    них. Они же разбойники, аки звери зубы своими
    скрежутаху на человека…Они же воры и достали
    православных христиан посещали и грабили. У них
    же воровских людей старейшина в разбойниках
    именем Хлопка. Царь послал на них околничество
    своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую
    рать. Они же подошли и сошлись в близ Москвы.
    Разбойники ж с ними биющемися, не щадя голов
    своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до
    смерьи. Ратные же, видя такую о них над собой
    погибель, что убиша у них разбойники воеводу, и
    начали с ними битися, не жалеюще живота своего, и
    едва возмогоша их окаянных осилить, многих их
    побиша. Хлопка едва возмогоша жива взяти, что
    изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и
    там их всех воров поимаша и всех повелеша
    перевешать. Воеводу ж Ивана Басманова повелел
    царь Борис погрести честно у Троицы в Сергиеве
    монастыре”.

    Из записок К. Буссова о Болотникове:

    Вскоре после Мартынова дня на помощь
    путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл
    опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя
    со своими силами через комарицкую волость,
    Калугу и далее к Москве до Котлов. Всю область
    привел к

    присяге к Дмитрию и усилил
    значительно свое войско. По рождению Болотников
    был московитом, но в юности был взят в плен
    татарам и продан в Турцию. Там он был прикован к
    Галере и несколько лет должен был исполнять
    тяжелую работу и, наконец, был освобожден
    немецким судном, которое перехватило турок на
    море, и привезен в Венецию. Оттуда через Германию
    он пришел в Польшу и узнал об удивительных
    изменениях, происшедших всего отечестве время
    его отсутствия когда он узнал, что его государь
    царь Дмитрий ускользнул от московских убийц
    пробрался в Польшу и теперь находиться у воеводы
    Сандомирского, он представился ему. После того
    как тот, который выдавал себя за Дмитрия, его
    проэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой,
    откуда пришел, куда направляется, и увидел из его
    ответов, что он опытный войн, тогда спросил он
    его, не хочет ли он служить ему против
    соотечественников-убийц и клятвопреступников.
    Когда Болотников ответил что готов биться за
    своего наследного государя, тогда Лжедмитрий
    сказал ему: “Я не имею пока возможности много
    дать, возьми 30 дукатов, саблю, и шубу и
    отправляйся с этим письмом в Путивль к князю
    Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ
    даст достаточно золота и назначит тебя воеводой
    и командующим над несколькими тысячами войск, с
    которым ты начнешь наступать вместо меня и с
    помощью Божией попытаешься счастья против моих
    неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в
    Польше видел и говорил со мной, получил из моих
    рук это послание” С этим письмом и подобным
    известием Болотников кратчайшим путем прошел в
    Путивль и был принят здесь с большой радостью.

    (Кондрат Буссов — немец, находившейся в
    Туле вместе с Болотниковым. Оставил наиболее
    подробное описание предводителя восстания.
    Григорий Шаховский изменил В. Шуйскому,
    находился в отряде Болотникова, после взятия
    Тулы царскими войсками оставлен на свободе и
    бежал в лагерь Лжедмитрия II.).

    Список литературы

    1. История России с древнейших времен до конца XVII
      века. Учебник для 10 кл./Под ред. А.Н. Сахарова, В.И.
      Буганова – М.:Просвещение, 2008 г.
    2. История России с древнейших времен до наших
      дней. Учебник для ВУЗов./ Под ред. А.С. Орлова, В.А.
      Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной — М.:
      “ПБОЮЛ Л.В. Рожников”, 2000 г.
    3. Хрестоматия по истории России с древнейших
      времен до наших дней. Учебное пособие- М.:ПБОЮЛ
      Л.В. Рожникова, 2000 г.



    Следующий: