Смена сфер деятельности учебного процесса при обучении учащихся в начальной школе

У детей рано складывается “картина мира”. При
всем своем не совершенстве она имеет важное
преимущество — целостность. С приходом в школу
эта целостность разрушается из-за границ между
предметами. В результате, знания приобретенные
детьми, мало связанны между собой. Знания — это
единое, взаимосвязанное, целое — такими они
должны предстать перед учащимися.

Это и привело меня к необходимости существенно
пересмотреть задачи и методы обучения младших
школьников.

Я являюсь автором методики. Смена сферы
деятельности учебного процесса в школе 1 ступени

способствующей здоровье сберегающему и здоровье
развивающему обучению, отсутствию перегрузки
учащихся.

Этот курс объединяет несколько учебных
предметов вокруг определенной стержневой темы
или главных понятий.

Вместо урока основной организационной
единицей становится учебный день, что создает
возможность более глубокого погружения в тему.
Правильная, своевременная замена одного вида
деятельности учащихся другим, расчлененность
блока на фрагменты способствует снятию
перенапряжения, нервных перегрузок учащихся. Все
элементы и этапы урока являются гармоничной
картиной, представляющей собой нечто целое,
имеющее идею, смысл, назначение. Исходная
проблема не теряется из поля зрения учащихся,
наоборот расширяется и углубляется. Как
результат, у учащихся развит современный научный
стиль мышления. Учащиеся сравнивают, строят
умозаключения, осмысливают изучаемое в
разносторонней сфере представлений и понятий.
Объединение материала в крупные блоки приводит к
новой организационной структуре учебного
процесса. Поэтому чрезвычайно важно определить
главную цель учебного дня.

Особенностью методики является:

  • Предельная четкость, комплексность, учебного
    материала;
  • Логическая взаимообусловленность,
    взаимосвязанность материала на каждом этапе
    урока;
  • Большая информативная емкость материала
    используемого на уроке

Важной особенностью методики является то, что
обучение ориентированно на каждого конкретно
ученика, на раскрытие индивидуальности каждого
ребенка.

При планировании требуется тщательное
определение оптимальной нагрузки различными
видами деятельности учащихся на уроке.

Эти уроки ведутся в форме дискуссии, каждый
фрагмент урока — это поисковая комплексная
деятельность. Дети рассуждают и отвечают сидя, не
вставая с места и не поднимая руки, и все кто
желает (и те которые не желают). Учащиеся могут не
согласится не только с мнением товарищей, но и
мнением учителя. Им предоставляю право
отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Возможны ошибочные суждения, поэтому важно чтобы
дети не боялись допустить ошибки. (дети
раскомплексованы, активность на уроке
поощряется.) Знания учащегося получают только
на уроке
! В классе добрые, доверительные
отношения учителя и учащихся и между самими
учащимися. Домашние задания составляют
минимальную часть учебного дня. Каждый ребенок в
классе обучается успешно.

Такой блок исключительно логичен, так как здесь
логика заключается в идее достижения цели -
развития личностных качеств ребенка. За
последние три года, работа по данной методике
привела к снижению пропусков уроков по болезни
на 15%, обострение хронических заболеваний на 12%.

Содержательные и целенаправленные блоки
вносят в привычную структуру школьного обучения
новизну и оригинальность.

Методика имеет определенные
преимущества для учащихся:

  • Повышает мотивацию, формирует познавательный
    интерес.
  • Способствует формированию целостной научной
    картины мира.
  • Позволяет систематизировать знания.
  • Способствует развитию устной и письменной речи.
  • Способствует развитию, эстетического
    восприятия, воображения, внимания, памяти,
    мышления.

Содержательные и целенаправленные блоки
имеют определенные преимущества для учителя:

  • Учитель может тут же, своевременно, не
    откладывая, полностью проверить каждого ученика
    по новой теме (время — учебный день).
  • Можно добиться от каждого ученика правильного и
    полного понимания текущего (изучаемого) и тем
    более уже пройденного материала (время — учебный
    день).
  • Можно удовлетворить повышенный интерес
    учащихся.
  • Способствует увеличению темпа выполняемых
    заданий, позволяет вовлечь каждого школьника в
    активную работу на каждой минуте.
  • Учитель может по содержанию всего материала
    воспитывать и развивать личность каждого
    ребенка.
  • Отбор и структурирования содержание блоков
    создает условия для того, чтобы к концу
    начального обучения знаний, а сознательно
    оперировали связями между ними.
  • Эта методика способствует снятию напряжения,
    перегрузки, утомляемости учащихся за счет
    переключения их на разнообразные виды
    деятельности в ходе урока, сохранить
    (восстановить) здоровье и эмоциональное
    благополучие каждого ребенка.

Смена сфер деятельности учебного
процесса при обучении учащихся в начальной школе

У детей рано складывается “картина мира”. При
всем своем несовершенстве она имеет важное
преимущество- целостность. С приходом в школу эта
целостность разрушается из-за границ между
предметами. В результате, знания приобретенные
детьми, мало связанны между собой. Знания- это
единое, взаимосвязанное, целое- такими они должны
предстать перед учащимися.



Что может учитель на уроке? Квалифицированно
изложить каждую новую тему, дать необходимые
объяснения, использовать технические и
наглядные средства, ответить на вопросы
учащихся. Вот, пожалуй и все его объективные
возможности.

Наблюдая это, я задумалась, каким образом
облегчить усвоение материала учащимися, снять
нагрузку, раскомплексовать их, усилить
воспитательные моменты во время уроков. В итоге
пришла к выводу, что необходимо изменить
структуру уроков, по своему построить процесс
обучения в начальной школе, особенно в классах со
слабым подбором учащихся по уровню знаний.

Разработанная мною методика отличается от
обычных уроков.

Особенностью методики является;

  • предельная четкость, комплектность, сжатость
    учебного материала
  • логическая взаимообусловленность,
    взаимосвязанность материала на каждом этапе
    урока
  • большая информативная емкость учебного
    материала используемого на уроке

В процессе урока объединяются блоки
трех-четырех различных предметов вокруг
определенной стержневой темы или главных
понятий.

Вместо урока основой организационной единицей
становится учебный день, что создает возможность
более глубокого погружения в тему. Исходная
проблема не теряется из поля зрения учащихся,
наоборот расширяется, углубляется. Как результат
у учащихся развит современный научный стиль
мышления. Все элементы и этапы урока являются
гармоничной картиной, представляющей собой
нечто целое, имеющее идею, смысл, назначение.
Учащиеся сравнивают, строят умозаключения,
осмысливают изучаемое в разносторонней сфере
представлений и понятий.

Объединения материала в крупные блоки приводит
к новой организационной структуре учебного
процесса.

Поэтому чрезвычайно важно правильно
определить главную цель учебного дня.

Такой блок исключительно логичен, т.к. здесь
логика заключается в идее достижения цели-
развитии личностных качеств ребенка.

Методика имеет определенные
преимущества для учащихся:

  • повышает мотивацию, формирует познавательный
    интерес.
  • способствует формированию целостной научной
    картины мира.
  • позволяет систематизировать знания.
  • способствует развитию устной и письменной речи.
  • способствует развитию, эстетичного восприятия,
    воображения, внимания, памяти, мышления.

Содержательные и целенаправленные блоки
имеют определенные преимущества для учителя:

  • учитель может тут же, своевременно, не
    откладывая, полностью проверить каждого ученика
    по новой теме (время — учебный день).
  • может добиться от каждого ученика правильного и
    полного понимания текущего (изучаемого) и тем
    более уже пройденного материала (время -учебный
    день).
  • может удовлетворить повышенные интересы
    учащихся.
  • способствует увеличению темпа выполняемых
    заданий, позволяет вовлечь каждого школьника в
    активную работу на каждой минуте.
  • учитель может по содержанию всего материала
    воспитывать и развивать личность каждого
    ребенка.
  • отбор и структурирования содержание блоков
    создает условия для того, чтобы к концу
    начального обучения дети владели бы не суммой
    знаний, а сознательно
    оперировали связями между ними.
  • эта методика способствует снятию напряжения,
    перегрузки, утомляемости учащихся счет
    переключения их на разнообразные виды
    деятельности в ходе урока, сохранить
    (восстановить) здоровье и эмоциональное
    благополучие каждого ребенка.

При планировании требуется тщательное
определение оптимальной нагрузки различными
видами деятельности учащихся на уроке. На этих
уроках учащиеся не поднимают руки, отвечают не
вставая с места и все кто желает. Каждый ребенок
свободно общается с учителем, имеет собственную
точку зрения и если нужно отстаивает ее. Широко
используется хоровое обучение, особенно на
первом году обучения. Знания учащиеся получают
только на уроке. Каждый ребенок в классе
обучается успешно.

За последние три года работа по данной методике
привела к снижению пропусков уроков по болезни
на 15%, обострение хронических заболеваний
снизилось на 12 %.

Содержательные и целенаправленные блоки
вносят в привычную структуру школьного обучения
новизну и оригинальность.




Следующий: