Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе

За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.

(А. Твардовский)

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по политологическому
    блоку Обществознания.
  2. Изучить с учащимися различные формы
    молодежного движения современной России,
    сравнить их и выявить наиболее актуальные для
    настоящего состояния политических дел страны.
  3. Продолжить формирование навыков публичного
    общения, умения отбирать наиболее актуальный и
    важный материал из различных литературных,
    публицистических источников и использовать его
    в своих выступлениях.

В рамках выполнения проекта ожидаемым
результатом
является развитие следующих
способностей учащихся:

Универсальные способности (надпредметные)


Способности понимать, действовать,
рефлексивно мыслить
Коммуникативные способности Способности к проектированию

Аналитические способности


Способность работать с историческим
источником
Способность воспроизводить
историческую ситуацию, способность выявлять
позицию автора, способность делать
умозаключения, давать оценку событиям
Способность обосновать собственные
выводы, соблюдать точность в формулировках

Результат:

способность описать жизнь
конкретного исторического периода на основе
изучения и анализа исторических источников
объективно и адекватно научному подходу.

Оборудование:

  1. Класс оформлен как агитпункт избирательного
    участка – плакаты с материалами о различных
    партиях и блоках – участниках очередных выборов.
  2. Каждая группа учеников готовит свои наглядные
    пособия, характеризующие ту молодежную
    организацию, о которой они подготовили свой
    проект.
  3. Избирательная урна для проведения голосования
    “избирателей”.
  4. На доске – эпиграф (см. выше – “За годом –
    год…”)

План урока:

1. Оргмомент – 2мин.

2. Вступительное слово учителя:

1) О теме урока, ее актуальности, целях, задачах и
порядке проведения предстоящего мероприятия.
Утверждается регламент выступления каждой
группы – не более 10 минут.

2) В Конституции РФ записано, что наша страна
является демократической республикой, в которой
высшая власть принадлежит народу. Свою власть
народ реализует через своих представителей –
народных избранников в представительный орган
власти Государственную Думу Федерального
Собрания. Но средний возраст депутатов – выше 40
лет. Может именно поэтому многие молодежные
проблемы остаются вне поля зрения
законодательного органа. Сегодня мы, вместе с
вами, ребята, попытаемся выделить эти проблемы, и
смоделировать те молодежные партии, которые
могли бы взяться за их решение. Но перед вами
стоит еще одна очень важная задача: построить
презентацию своей партии таким образом, чтобы
привлечь как можно больше избирателей на свою
сторону. Значит, она должна быть не только
содержательной, но и яркой, увлекательной,
зрелищной.

3. Объявляется состав жюри
приглашенные на урок представители
администрации школы, ученического
самоуправления, учителя истории и т. д.

4. Конкурс проектов.

Каждая группа проводит презентацию своего
проекта новой молодежной организации (партии) по
следующему алгоритму:

А) Название партии, эмблема, девиз или слоган;
флаг. Приветствуется, если группа сочинила и гимн
своей партии.
Б) Краткий Устав партии: цели и задачи; членство;
принципы внутренней организации; основные виды и
направления деятельности.
В) Листовки-обращения к “ избирателям” с
призывом голосовать на “выборах” за свою
молодежную партию.

(В перерывах между группами – выступления
участников ученической художественной
самодеятельности. )

5. “Выборы” – зрители-“избиратели”
голосуют за ту партию, которая сумела лучше
показать себя и убедительнее провести агитацию
(голосуют разноцветными жетонами, которые сами и
подготовили)

6. Жюри подводит итоги конкурса и
определяет победителей (учитывается результат
голосования “избирателей”) .

7. Заключительное слово учителя;
подведение итогов, проставление оценок.

Рекомендации:

Подготовительный период данного мероприятия
составляет минимум 3 недели и включает следующие
этапы:

  1. Изучение учащимися статьи Арсентьева Е. А. “
    Молодежные организации и объединения
    современной России” (“Преподавание истории”,
    №7, 2005)
  2. Изучение учащимися темы “Политическая сфера
    общества” в курсе “Обществознание”,
    Конституции РФ и Комментарий к ней.
  3. Формирование творческих групп, ознакомление их
    с алгоритмом подготовки проектов
  4. Предварительная проверка готовности групп к
    защите проектов
  5. Разработка нормативов оценки деятельности
    учащихся с учетом их индивидуального вклада в
    подготовку проекта.

Литература.

  1. Арсентьев Е. А. Молодежные организации и
    объединения современной России, ж-л
    “Преподавание истории”, №7, 2005.
  2. БоголюбовЛ. Н., Лазебникова А. Ю. Человек и
    общество. М. Просвещение, 2000.
  3. КравченкоА. И. Обществознание. Учебник
    10-11классы. Четвертое издание , М. , “Русское
    слово”, 2001.
  4. Комментарии к Конституции Российской
    Федерации. М. ,1997
  5. Мушинский В. О. Азбука гражданина. М. ,
    “Международные отношения”, “Центр
    гуманитарного образования”. , 1997.
  6. Рябикин С. Новейшая история России (1917-1997) . С-П. ,
    Издательский Дом “Нева”, 1997.

Следующий: