Сложение и вычитание дробей и семь чудес света 5-й класс


Цель урока:

  1. Закрепление умений и навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
  2. Развитие познавательного интереса учащихся к истории.
  3. Воспитание культуры взаимоотношений при групповой работе.

Оборудование:

  1. Компьютерный класс.
  2. Презентация Microsoft PowerPoint «Ход урока».
  3. Папки с заданиями для команд (1 команда, 2 команда, 3 команда, 4 команда, 5 команда).
  4. Раздаточный материал для команд «Математический ребус».
  5. Разноцветные геометрические фигурки.
  6. Карточки с цифрами для устного счёта. (1,2,3).

Материалы скомпонованы в общий архив.

Ход урока.

Организационный момент

  1. Заранее до начала урока на персональные компьютеры устанавливаются папки с заданиями для команд. Распределяются места за компьютерами для команд.
  2. Класс делится на 5 команд. Ученики выбирают геометрические фигурки разного цвета и образуют команды соответственно цветам выбранных фигур.

Ученики, выбравшие звёздочку, становятся капитанами команд.

Учитель истории: Тема нашего урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей и «Семь чудес света». Сегодня наш урок не совсем обычный. Работать вы будете в командах. За каждый вид работы команда получает баллы, которые будут фиксироваться на компьютере. В конце урока компьютер нам выдаст результаты работы команд в виде диаграммы. На уроке мы будем не только решать примеры, задачи, уравнения, но и попутешествуем по странам Древнего мира. Познакомимся с «Чудесами света».Слайды №1-3 (презентации)

Повторение правил решения примеров с десятичными дробями.

Учитель математики: Но прежде чем начать наше путешествие мы должны к нему подготовиться – повторить те математические правила, которые вам будут необходимы сегодня на уроке. Слайды №4-5

Учитель истории: Своё путешествие мы начнём с Древней Греции. Именно здесь жил отец истории Геродот, который дал описание семи чудес света.

Прежде, чем отправиться в путешествие, каждая команда может заработать денежные средства и купить подсказку (обращение за помощью к учителю), которая вам сегодня возможно понадобится.

Как вы думаете, где можно купить подсказку?

Конечно же на Афинском рынке — самом шумном, многолюдном месте города.

Подсказка стоит 10 оболов (мелкая монета в Афинах) Слайды №6



Решение примеров с десятичными дробями.

Учитель математики: Для того, чтобы заработать необходимые 10 оболов для получения подсказки , вы должны будете решить непростые задания. Капитаны команд с помощниками будут работать за компьютерами. Они должны решить 3 задачи стоимостью 1,2 и 3 обола.



(Демонстрация на экране порядка работы). Слайд №7

Инструкция для капитанов:

  1. на рабочем столе найти папку с номером команды, открыть папку
  2. найти файл Microsoft PowerPoint под названием «Оболы» и запустить.
  3. выбрать одну из задач нажатием на цифру
  4. выбрать из трёх вариантов ответов правильный, записать номер ответа в ячейку «ваш ответ»
  5. если вы решили правильно, то получите оболы и закрываете окно
  6. аналогично выбираете следующую задачу.

При правильном решении всех задач капитан с помощником могут заработать для команды 6 оболов. А остальные оболы зарабатывают члены команды, которые будут работать с учителем. Они должны будут устно решить примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, из трёх ответов выбрать правильный, и показать карточку с номером правильного ответа.

Всего нужно решить 6 примеров, а значит остальные члены команды могут также заработать 6 оболов. Всего команда может заработать 12 оболов, а подсказка стоит 10 оболов.

При нажатии на правильные ответы на экране появляются буквы и надпись «Чудеса света». Слайд №8

Учитель математики: Команды, капитаны и их помощники завершили работу. Капитанам сегодня достались, непростые задачки, но только на первый взгляд. Задания были на смекалку. Давайте посмотрим, как можно было их решить, легко и быстро.

Демонстрация на экране решения пример на смекалку. Слайды №9-10

Подсчёт оболов, заработанных командами.

Учитель истории: Команды, заработавшие необходимые оболы могут отправиться на афинский рынок за подсказками. Ведь здесь можно купить всё. Но что за странная картина? На рынке в Афинах очень многие люди ходят с раздутыми щеками? Вы не знаете почему?

Учащиеся: Люди с раздутыми щеками – это слуги. В Древней Греции не было кошельков. И хозяева держали деньги во рту у слуг.

Решение задач с десятичными дробями с данными о чудесах света.

Учитель истории: Команды заработали начальный капитал, купили подсказки, пора отправляться в путешествие. А для этого мы должны решить задачи.

Учитель математики: Одно из чудес света мы посетим все вместе.

Объяснение порядка работы на компьютере при решении задач о чудесах света.

Инструкция для команд:



  1. на рабочем столе найти папку с номером команды, открыть папку
  2. найти файл Microsoft Excel с номером команды «» и запустить.
  3. предлагается решить три задачи
  4. запиши ответ в ячейку «ваш ответ»
  5. Нажми клавишу: ENTER.
  6. Если в окошке: ваш результат вышло слово «верно», приступай к решению следующей задачи.
  7. Если в окошке: ваш результат вышло слово «неверно», реши ещё раз.
  8. Когда решишь верно все задачи, на экране появится слово «МОЛОДЦЫ».
  9. Подведи стрелку мышки и нажми на «МОЛОДЕЦ» и на экране появится одно из семи чудес света.

Со Слайда №10 ссылка переход на тест Решение задачи на экране вместе с учителем.

При решении задачи с учителем и нажатии слова Молодцы «Сады Семирамиды»

Учитель истории: Что вы знаете о садах Семирамиды?

Легенда, а за ней и описания древних историков утверждают, что сады эти по красоте не имели себе равных во всём древнем мире. Здесь были собраны растения близких и дальних стран. Ведя многочисленные завоевательные походы, Навуходоносор привозил в Вавилон не только захваченные сокровища, но и экзотические растения. Семь ступенчато поднимающихся террас, каждая из которых была своеобразным садом, являли собой самый обширный дендрарий древнего мира.

Учитель математики: А сейчас наши пути расходятся, каждая команда отправляется в самостоятельное путешествие на поиски своего чуда света. Одна часть команды работает за компьютерами.

Ваша задача узнать как можно больше о том чуде света, которое вы посетите. В пути вам встретятся задачи, примеры и только при их правильном решении вы сможете добраться до цели. Будьте внимательны при решении задач, в их условии тоже есть интересные сведения о чудесах света. Если будет необходимость, вы можете воспользоваться подсказкой.

Работа учащихся за компьютерами.

Учитель математики: Другие члены команды должны решить уравнения и расшифровать математический ребус с названием одного из чудес света. Вспомнить как можно больше об этом чуде света и рассказать.

Учащиеся разгадывают ребус

Л К О А М Н Я Д Р Й
3,48 0,65 3,5 3,7 5,23 8,2 6,5 4,5 6,23 3,8

Решите уравнения и расшифруйте слово:

  1. (x-3,48)+2,15=3,9
  2. (x+3,4)-4,8=2,4
  3. (7,1-x)+3,9=4,5
  4. 3,84-(x+0,89)=2,3

Рассказы учащихся о чудесах света

Учитель математики: Какое слово зашифровано в ребусе?

Учитель истории: Какой маяк вошёл в историю как чудо света и почему?

В Александрии египетской на острове Фарос в 3 в. до н.э. был построен гигантский маяк.. Высота сооружения достигала -130м . Маяк был облицован белым мрамором . Он освещал путь прибывавшим в Александрию кораблям На вершине маяка горел огонь, свет пламени усиливался при металлических зеркал. Это была первая в мире башня с сигнальным огнём.

Учитель истории: О каких ещё чудесах света вы узнали?

Рассказ учащихся

1 команда

Пирамида Хеопса Построена по приказу фараона Хеопса в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте. Строили её в течение 20 лет. Построена из огромных каменных блоков. Масса одного блока равна 2,5 тоннам.
В основании пирамиды квадрат сторона 230 м
Высота при постройке составила 146,6 м
Нынешняя высота 137,2 м Слайд №11

2 команда

Храм Артемиды в Эфесе
Храм построен в честь особо почитаемой богини охоты Артемиды.
Этот храм строили несколько раз. Последняя постройка относится к 4 веку.
Длина храма – 105 м; ширина – 51 м
Крышу храма поддерживают 127 колонн высотой 18 м.Слайд №12

Учитель истории: С этим храмом связано выражение «Слава Герострата». Желая прославиться любой ценой, местный житель Герострат поджёг храм. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений, навсегда останется в истории. Чтобы наказать тщеславного злодея суд принял решение навсегда забыть его имя. А на месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Храм был построен из белого мрамора и, несмотря на свои размеры, казался очень изящным и даже воздушным, чем вызывал восхищение всех, кто его видел.

3 команда

Статуя Зевса
Храм воздвигнут в честь главного бога греков в Олимпии. Длина храма Зевса-64,3 м.
Храм украшают 34 колонны.
Внутри храма находится Статуя Зевса. Автор статуи знаменитый греческий скульптор Фидий.
Высота статуи Зевса -17 м.
Статуя простояла более 5 веков. В 575 году статуя была перевезена в Константинополь, где она погибла во время пожара. Слайд №13

Учитель истории: Лицо, руки и ноги статуи Фидий покрыл слоновой костью, тунику же сделал из золота. Статуя Зевса производила огромное впечатление на всех. Входившим в храм казалось, что перед ними восседает живой Зевс. В Греции, того, кто не имел возможности повидать это гениальное творение Фидия, считали обделённым судьбой.

4 команда

Галикарнасский мавзолей
В середине 4 века до н. э. в Галикарнасе по приказу царя Мавсола была построена усыпальница для царя и его жены Артемисии. Гробница простояла более 18 веков и была разрушена рыцарями крестоносцами.
Ширина сооружения – 66 м
Длина -77м
Высота — 46м
Колонны-56 шт Слайд №14

Учитель истории: Город Галикарнас — столица Карийского царства по праву считался одним из красивейших городов на побережье Малой Азии. Сказочно богатый царь Мавсол был болезненно тщеславным человеком. Чтобы увековечить своё имя он решил построить гробницу, которая бы вызывала восхищение своими размерами и красотой. Строение было столь непривычно для того времени и непохоже на все прежние усыпальницы, что по имени царя Мавсола получило новое название – мавзолей.

5 команда

Статуя Колосс Родосский.
Построена в 305году в честь бога солнца Гелиоса на острове Родос.
Высота статуи — 40м;
На неё ушло 12 т. бронзы;
Простояла 66 лет. Слайд №15

Учитель истории: В 305 г. до н. э. малоазийский царь Деметрий осадил и с помощью гигантской осадной башни уже почти взял штурмом островной город Родос. Жители взмолились с просьбой о помощи к богу солнца Гелиосу, который считался покровителем их родного города и пообещали, что если он спасёт город, они воздвигнут ему статую, которая будет выше гигантской осадной башни. И случилось чудо, враг отступил. Жители Родоса остались верны своему слову и построили гигантскую статую бога Гелиоса, один только палец гиганта был размером с взрослого человека. Но статуя была полая внутри и очень неустойчивая. Простояв всего 66 лет, она рухнула во время землетрясения.

Учитель математики: Ребята, вы сейчас рассказали о чудесах Древнего мира. Все они заслуживают восхищения удивления. Но я бы хотела вам напомнить ещё об одном удивительном месте, которое находилось в Александрии египетской. Это первый в истории музей, но он совсем не был похож на современные музеи. Там жили и работали великие учёные древности. Именно там зародились многие науки. К сожалению, великие творения древних людей, сделанные из камня, золота, слоновой кости не дошли до наших дней. Из семи чудес света сохранилась лишь пирамида Хеопса. А научные открытия, сделанные великими учёными древности нам необходимы и сегодня.

Учитель истории: В Музее жило много учёных математиков. Среди них был Евклид, автор знаменитой книги «Начала», которая стала учебником геометрии на тысячи лет. Однажды царь Египта вызвал его к себе и заявил, что хочет изучить геометрию, но как можно быстрее, так как у него очень мало времени, ведь на его плечах лежит забота о государстве. На это Евклид ответил: «Государь к науке геометрии нет царской дороги!». Слайд №16

Учитель математики: Геометрия – часть математики. Значит, и к науке математике нет царской дороги, она открывается тому, кто проявляет старание, упорство, трудолюбие. А ведь математика – царица наук! Кто хорошо знает математику, тому легче будет освоить и другие науки.

Подведение итогов

На экране появляется диаграмма (Слайд №16 ссылка переход к итогу урока), показывающая, сколько баллов набрали команды. Выставление оценок по двум предметам.

Задаётся домашнее задание.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сегодня он был не совсем обычный, вы решали примеры, задачи по математике и узнали много для себя нового по истории. Одновременно мы поработали по двум предметам. Такие уроки называются интегрированными. На партах у вас лежат зелёные и красные кружки Кому на уроке было скучно, неинтересно — поднимите красные кружочки. Если вам урок понравился, и вы хотите, чтобы такие уроки проводились ещё, в знак того, что вы даёте зелёный свет таким урокам, поднимите зелёные кружочки.

Список использованной литературы:

  1. Чудеса света. Н.Н. Непомнящий, М ООО «Издательство Астрель», 2003.
  2. Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика – Пресс, 1993.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: «Издательство Астрель», 2001.
  4. Математика 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохом и другие
  5. Великие жизни в математике. Б.А.Кордемский
  6. Дидактические материалы по математике. А.С. Чесноков, К.И. Нешков.



Следующий: