Славянские боги и праздники

Цель:

  1. Познакомить учащихся с праздниками и
    славянскими божествами далеких предков.
  2. Воспитать чувство гордости за свой народ,
    сохранивший самобытность русской культуры.
  3. Вызвать интерес к историческому материалу и
    предмету в целом.

Оборудование:

рисунки, настенная карта,
атласы по истории, учебники, тетради.

1. Повторение пройденного.

- Работа с картой: показать реки, где полторы
тысячи лет назад имелись племена восточных
славян.

- В каких местах славяне ставили свои поселки?
Как это влияло на их занятия?

- Учащийся работает у доски. Задание: рассмотри
рисунки, выбери те орудия труда, которыми
пользовались славяне в древности.

2. Новая тема.

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем говорить о
славянских богах и праздниках. Но прежде, чем
перейти к новой теме, вспомним о том, что
способствовало возникновению верований у
славян? (ответы ребят)

Молодцы! Совершенно верно! Не умея объяснить
многие явления в природе, славяне стали верить в
сверхъестественные силы и придумывать богов.
Все, что происходило в природе, в самом человеке,
они приписывали таинственным силам. Славяне
считали, что хороший урожай, здоровый скот,
благополучие дома, долгая жизнь человека – все
это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо
задабривать и склонять на свою сторону. Для этого
славяне молились духам и богам, угощали их
хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили в
жертву) животных.

Славяне верили, что в каждом доме живет домовой,
что он друг семьи, ее покровитель. (на доске
рисунок домового) Обычно его представляли в
образе маленького старичка, обросшего шерстью, с
большими ушами, доброй улыбкой и лукавыми
глазами.

Думали, что он живет за печкой, греется у огня.
Считалось, что домовой помогает по хозяйству,
смотрит за домом, огородом, бережет и охраняет
скот. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.
Ведь если его не покормить, он рассердится. Тогда
по ночам не станет покоя, шум помешает отдыху,
начнет гибнуть скот.

При появлении гостя или нового жильца надо
попросить домового, чтобы он не обижал его,
посчитал своим, принял приехавшего под свое
покровительство. Если домовой полюбил домашних,
то он предупреждает о несчастьях, караулит дом и
двор, в противном случае он бьет и колотит
неубранную посуду, кричит, топает. Иногда
тревожит по ночам жителей дома, стаскивает их с
места, которое считает своим, начинает душить во
сне. Если к добру – то во время удушья, или когда
бывает впечатление, что кто-то навалился на вас,
вы нащупываете нечто пушистое.

Домовые с удовольствием скрипят и хлопают
дверьми, любят топать, шуршать, находиться за
спиной, прятать различные предметы, деньги. Если
что-то положили и не можете найти, обратитесь к
своему домовому: «Домовой, домовой, поиграл и
отдай, что взял! ».

Любит играть и подшучивать: стаскивает одеяло
ночью со спящего; разбудить домочадцев он
пытается с 3-4 часов ночи.

Тем, кого любит, завивает волосы и бороду в косы,
а если не любит — щиплет до синяков. Домовой не
любит ленивых. Бывали случаи, когда люди
встречались с домовыми. Если домовой шалит или
как-то напоминает о себе, надо его задобрить:
оставить на ночь в чашку воды на столе и кусочек
хлеба и сказать: «Егорушка (или Фимушка), прими
подарок и не сердись! Оберегай, охраняй и в обиду
домочадцев не давай». Больше среди ночи он
беспокоить не будет. Сам хлеб он не ест, а только
поедает ауру поставленных продуктов.

Задабривают обычно домового 1 раз в месяц, в
первых числах месяца.

При переезде в новую квартиру на первую ночь
оставить вина, горбушку хлеба, которую надо
посолить и воткнуть ребром серебряную монету и
поставить на стол или сервант со словами: «Хозяин–батюшка, сударь-домовой, меня полюби, да,
пожалуйста, мое добро береги, мое угощенье прими
и вина отпей из полной чаши». Поднести к печке
кошку и сказать: «Дарю тебе, домовой-батюшка,
мохнатого зверя на богатый двор».

Кроме домового, по представлениям славян, был
еще и хозяин леса – леший (показ рисунка),
косматый, зеленый, с остроконечной головой,
увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а
на пальцах рук длинные когти.

Леший любит качаться на деревьях. Он свищет,
ухает, хохочет, пугает людей, умеет подражать
голосам животных и птиц. Ему подчиняются все
лесные обитатели. Да и сам он может обернуться
любым зверем или птицей. В народном фольклоре
сохранилось много рассказов о лешем. Леший
создан, также как и домовой, но встречаясь с ним в
лесу, надо быть очень осторожным. Лешего трудно
назвать «другом» человека. Встреча с ним обычно
не сулила ничего хорошего. Он мог заморочить
голову, заблудить, завести в глухомань. Мог
напугать. С другой стороны, он охотно делает
добро. Были случаи, когда лешие предупреждали об
опасности. Но вообще лешие, как и домовые, большие
любители поиграть и похулиганить. Тем, кто живет
рядом с лесом, чтобы уберечь дом от лешего, надо
изнутри с правой стороны входной двери повесить
ветку орешника и ели, тогда он не сможет войти в
дом. Если же все-таки случилось так, что вы в лесу
«закружились» и заблудились, выверните одежду на
изнанку, и вы благополучно вернетесь домой.



Лешего, как и домового, можно задобрить:
пообещать ему первую добычу на охоте, положить
для него на пень хлеб или что-то другое из
кушанья.

Кроме домового и лешего, хозяином рек, озер и
болот был водяной. (рисунок на доске). Голова у
него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелеными
глазами, лицо опухшее, живот толстый. Ну-ка,
вспомним, из какой сказки этот водяной? (ответы
ребят).

Не очень приятным соседом был водяной, являясь
к людям в разном обличие, он старался затащить в
воду, утопить. Никаких сделок с водяным не
старались заключать, но все же рыбаки, чья
профессия связана с водой, старались задобрить
водяного: топили перед рыбьей ловлей кобылу, а
мельник приносил ежегодно гуся, так как работа
мельницы была связана с водой.

Кроме верований в духов верили в богов.

Славяне считали, что боги внешне похожи на
людей. Бог солнца каждый день выезжает из
золотого дворца на огненных конях. Своими лучами
– стрелами он прогоняет ночь, рассеивает туман,
весною плавит лед и снег. Под лучами солнца луга
покрываются сочной зеленой травой, расцветают
цветы, колосятся хлеба. Солнце греет и кормит
человека. Но если оно сердится, сохнут, мелеют
реки, горят травы и посевы, голод губит животных и
людей. Но вот появляются на небе черные тучи,
яркая молния освещает тьму. Страшные удары грома
потрясают землю. Это разбушевался могучий бог
грозы Перун. Страшен в гневе Перун. Он посылает на
землю бури и ливни, выбивает градом хлеба на
полях, поджигает жилища, убивает скот и людей.

В честь богов славяне устраивали праздники.
Больше всех они чтили солнце, посвятив ему
несколько праздников.

Среди многих праздников славяне любили
праздновать Масленицу. Он был посвящен проводам
зимы и встрече весны. До сих пор этот праздник
любим всеми.

В народе Масленицу величают: честная Масленица,
широкая Масленица, веселая Масленица. Встречу
масленицы начинают с посещения родных. Целую
неделю гуляет народ Масленицу. Воскресенье –
прощенный день. Младшие родственники приходят к
старшим и говорят: «Прости меня пожалуйста, если
в чем виноват перед тобою.»

Сохранились поговорки о русской Масленице: «Не
житье, а Масленица!», «Не все коту Масленица»,
«Масленица 7 дней гуляет».

(Раздается стук в дверь, входят ряженые с
песней, бубном, колотушками. Это опережающее
задание.
)

ПОЮТ: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом
поздравляю; Открывайте ворота Подавайте пятака,
Если нету пятака, То корову за рога».

Здравствуй, честной народ, становись с нами
вместе в хоровод, дружный пляс кругом пойдет!
(ряженые уходят).

Учитель:

Ребята, а когда и в какой праздник
происходит такое веселье, когда ходят ряженые с
песнями и шутками.

- святки.

Учитель:

Совершенно верно. Рождество – самый
веселый зимний праздник. Начинаются святки с
кануна Рождества – 6 января и продолжаются до
Крещения – 19 января. В это время справляются
святочные обряды, гадания, увеселения, хождение
ряженых по домам и улицам.

Приметы:

- Если в этот день тепло – весна холодная будет.

- В ночь звезд густо – много ягод будет.

Учитель:

А какие праздники вы еще знаете,
ребята?

- Троица, Ивана Купалы, Пасха.

Учитель:

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Что нового, интересного для себя вы узнали?
(ответы)

- Что вам больше всего понравилось?

- Оценки за урок.

Домашнее задание:

1) стр. 26-29 учебника

2) Поговорите с бабушками, родителями о том, что
они знают о названых вами праздниках: Троице,
Пасхе, Ивана Купалы.




Следующий: