Скорость. Равномерное движение. Неравномерное движение

План урока:

  1. Организационный момент — 3 мин.
  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос — 5 мин.
  3. Изучение нового материала с наглядным изображение по средствам интерактивной доски — 22 мин.
  4. Закрепление, отработка умений — 10 мин.
  5. Подведение итогов урока — 3 мин.
  6. Задание на дом — 2 мин.

Цели урока:

  • Обучающие: Познакомить учащихся с одной из важнейших характеристик механического движения — скоростью, а также с понятиями равномерного и неравномерного движения. Ввести единицу измерения скорости. Объяснить какие величины являются векторными, а какие скалярными.
  • Развивающие: Развить интерес к физике. Развивать логическое мышление. Формировать умение «видеть» физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для физических явлений и результатов опытов, учить рефлексировать, развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: Повышать познавательную деятельность и активность учащихся.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

В самом начале урока следует повторить материал предыдущих уроков. Повторение следует провести в форме фронтального опроса. Это способствует приобретению учащимися навыков выступления перед классом, помогает учащимся восполнить пробелы в знаниях и самостоятельно откорректировать недочеты собственных ответов. Ошибки учащегося следует предложить исправить другому ученику. В результате, учащиеся видят собственные ошибки, учатся анализировать и приходить к верному решению. В завершении фронтального опроса, можно предложить учащимся самостоятельно оценить собственные ответы, анализируя ошибки.

Примерные вопросы для фронтального опроса. (Учитель должен корректировать вопросы с учетом особенностей детей.)

  1. Что такое траектория?
  2. Что такое путь?
  3. Что такое материальная точка?
  4. Что называется телом отсчета?
  5. Чем путь отличается от траектории?
  6. Почему важно указывать относительно какого тела движется рассматриваемое тело?
  7. Отличается ли форма траектории самолета относительно воздуха и относительно поверхности Земли в безветренную погоду; при наличии бокового ветра?
  8. Что называется механическим движением?

3. Изучение нового материала.

1. Демонстрация эксперимента.

Изучение нового материала с следует начать с демонстрации опыта. Наглядный эксперимент, показанный на экране, непременно заинтересует каждого. Если ребенку интересно, он готов полностью «погрузиться» в урок. В одной из целей урока написано «развить интерес к физике», это не просто одна из целей это одна из главных целей. Даже в 7 классе они все еще дети, и нам педагогам, следует не забывать об этом. Показать эксперимент красочно, наглядно и доступно для каждого ребенка – вот к чему стремилась я, создавая свой урок.

2. Изучение нового материала.

Проведя эксперимент необходимо учащихся «подтолкнуть» к самостоятельному ответу на вопрос «что такое равномерное движение». После того как определение четко сформулировано, и несколько раз повторено можно продолжать давать детям новую информацию.

Говоря, о движении сам собой, напрашивается вопрос «все ли тела движутся одинаково быстро?» Конечно, нет! С этого момента мы плавно переходим к понятию «скорость». Показываем, что у различных тел скорости различны, и вводим определение скорости при равномерном движении.

Мы уже познакомились с новой физической величиной «скорость». Если есть, физическая величина значит должны существовать и единицы измерения данной величины. Дети уже готовы воспринимать единицы измерения скорости, и более того у них уже появился интерес, азарт и, возможно, даже спор о том в чем же измеряется скорость. Здесь учитель рассеивает все споры и сомнения, сообщает учащимся о единицах измерения скорости. Нелегко учащимся дается перевод единиц измерения скорости из одних в другие, поэтому здесь стоит остановиться и показать детям несколько раз. Данные знания им потребуются на протяжение всей последующей жизни, и если сейчас, в самом начале, прочно «заложить» в их головки что это совсем не сложно, и даже просто, то до окончания школы и во время сдачи экзамена, у учащихся не будет с этим проблем. Далее мы знакомим учащихся с понятием векторных величин.

Далее мы переходим к изучению другой разновидности механического движения. Давая материал детям плавно, понятно и доступно для каждого учащегося.

Продолжая урок необходимо показать ребятам, как из одной формулы выводятся другие. Здесь мы обращаемся к знаниям, полученным раннее при изучении математики. Вспоминаем, как находится делимое, делитель, и дети с легкостью выводят из основной формулы необходимую величину.

4. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала следует начать с решения задачи. Задача подобрана таким образом, что бы показать детям «физику в повседневной жизни », задача обязательно должна быть основана на событиях повседневной жизни. Ведь каждый из ребят утром идет в школу или едет на маршрутном такси. А разве не интересно рассчитать с какой скоростью вы идете или едете если известно время движения и путь, пройденный от дома до школы. (Конечно, дети будут рассчитывать лишь среднюю скорость, т.к. они еще не знакомы с понятием ускорение и равноускоренное движение, но в дальнейшем, когда данные темы будут изучены можно предложить детям откорректировать свою задачу и прийти к более точным результатам. И различные виды движения объединять в одной задачи для них не будет проблемой.) Решив предложенную задачу, детям дается задание составить дома задачу, основанную на их повседневной жизни и решить ее.

Вторым этапом закрепления нового материала является проверочный тест. Вопросы теста появляются через определенный интервал времени, что дисциплинирует детей, и уже с 7 класса готовит их к тестам ГИА и ЕГЭ, способствует развитию у детей умения быстро выбирать верный ответ и экономить время на простых вопросах (время выставляется учителем в зависимости от особенностей детей). Проведя, тест дети меняются тетрадями и проверяют друг друга (какому ребенку не хочется хоть немного побыть в роли учителя и поставить оценку). Проверив тест и поставив оценки необходимо провести анализ допущенных ошибок и еще раз повторить проблемные вопросы. Необходимо дать ребятам возможность самостоятельно пытаться исправлять допущенные ошибки.

В завершение данного этапа урока можно предложить ребятам поиграть. Игра «Собери ромашку»: ребятам раздаются заранее заготовленные элементы ромашек из которые они самостоятельно собирают и сравнивают их с ромашками получившимися на доске. Как правило ребята играют в эту игру с интересом и это является прекрасным завершением изучения нового материала.

5. Подведение итогов урока.

В завершении урока необходимо еще раз проговорить то что мы сегодня узнали нового. Объявить оценки. И похвалить ребят за хорошую работу.

Таким образом, за урок, вы можете поставить более одной оценки каждому ученику. И с легкостью, в доступной, и интересной для детей форме изучить новый материал.

6. Домашнее задание.

Если вы работаете по учебнику А. В. Перышкин Параграф 14,15; вопросы после параграфа; упражнение 4(1, 4.)

Если вы работаете по учебнику С. В. Громова Параграф 6; вопросы после параграфа; задачи в конце учебника № 11, 16.

Творческое задание: составить и решить задачу основанную на вашей повседневной жизни; составить собственные ромашки и дополнить показанные на уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Следующий: