Сказка зимнего леса


Цель:

расширение знаний учащихся о жизни
зимнего леса и его обитателях, знакомство с
правилами поведения в зимнем лесу.

Задачи:

  • формирование восприятия природы как сложной
    экосистемы;
  • воспитание чуткого, бережного отношения к
    природе;
  • развитие умений наблюдать, обобщать и делать
    выводы из собственных наблюдений.

Оборудование:



  • ширма, украшенная под зимний лес, желуди;
  • персонажи: Девочка, Дуб, Ель, Кабан, Медведь,
    Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк;
  • атрибуты для игр:
  • “Меткий глаз: снежки из синтепона,
    снежинки – мишени из листа ватмана;
  • “Веселый художник”: доска, мел, два шарфа или
    платка;
  • “Оденься, лыжник”: 2 пары больших валенок, 2
    шапки, 2 шарфа, 2 пары рукавиц, 2 ёлки;
  • “Снежная тропинка”: 2 мяча; 10 кеглей, 2 ёлки;
  • “Запасись кормом”: 2 ложки, 2 корзины, шишки;
  • “Пингвин”: 2 мяча; 10 кеглей, 2 ёлки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В фойе детей встречает Девочка и провожает в
зрительный зал, оформленный под зимний лес, в
котором стоят Дуб и Ель.

Девочка спрашивает у детей, были ли они в зимнем
лесу, что происходит с его обитателями зимой и
приглашает детей на “прогулку” по зимнему лесу.

Девочка подходит к Дубу.

Как пусто стало в
зимнем лесу! Какой грустный стоит Дуб? Я сейчас
его украшу, пришью ему листочки. Дуб зазеленеет, и
все вокруг станет веселым и красивым!

Дуб.

Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается
со скрипом, зевает.
)

Девочка.

Я не хотела вас будить. Я вам
листочки подклеиваю, а то последние проспите!

Дуб.



Эх, малыш! Я свои дела – заботы закончил,
пора и отдохнуть. Гляди, какие я желуди вырастил (Показывает
на желуди
), красота! Авось новые дубки вырастут!
Но это потом! А сейчас дни короткие, света мало.
Значит, пора деревьям спать!

Девочка.

Что же вы всю зиму спите, не едите, не
пьете? Как же вы живете?

Как зиму зимуете?

Дуб.

Я ни есть, ни пить не хочу! (Прошептал
Дуб, и протяжно зевнул.
) Меня в сон клонит! Зимой
так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не
растем, не цветем! (Дуб сладко зевнул и умолк.)

Девочка.

Эй! Дуб! Я хочу спросить: может
все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть
и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо
красивее!

Дуб.

Нет! Зимой нам не до красоты! (Дуб
зевнул.)
Мы, деревья, сами сбрасываем листья.
Если листья оставить, зимой на ветках вырастут
такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от
тяжести.

Девочка

. А я-то думала, что листья осенний
злой ветер срывает- сбрасывает?!

Дуб.

Можно и без ветра. Мы между черешком
листа и веткой специально тоненькую перегородку
наращиваем, которая ни соки, ни воду не
пропускает.

Растет перегородка и отделяет лист от ветки.
Как только листу не за что будет держаться,
оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и
корни от мороза укроют. Эхе – хе –хе!! (Дуб
захрапел).

Девочка.

А почему же листья не на всех
деревьях опадают? Почему же на Ели иголки
остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка -
зеленые иголки?! Нет, и она спит!

Ель.

Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки –
хвоинки для нас то — же самое, что для других
деревьев листья. А иголок на елках гораздо
больше, чем на самом раскидистом дереве листьев.
Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне
вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!

Девочка

. Неужели вы никогда свой наряд не
меняете?

Ель.

Меняю! Но не сразу, а постепенно. Нам,
чтобы полностью переодеться – сменить старые
иголки – нужно около 9 лет! Есть правда у меня
сестричка- выскочка, та все успевает: и хвою
осенью сбросить, и весной одеться новой хвоей, и
за лето шишками полными семян обзавестись. Так
это оттого, что времени ей на все хватает. А зовут
ее как, знаете? (Ответы детей. Лиственница.)
А еще мы, Ели зверям и птицам, со своими иголками
зимой помогаем выжить.

Девочка.

Каким таким зверям и птицам? Я
думала, в лесу никого нет!?

Ель.

А ты спрячься, и понаблюдай, а мне спать
пора, зимой так спится – благодать! (Зевая –
засыпает.
)

Девочка.

Что там Ель про зверей и птиц
говорила? Сейчас спрячусь, может, кого и увижу! (Прячется
под елью.)

Клест влетает.

Кле-кле-кле! Мы, Клесты-еловики,
уж очень Ель уважаем. Тут нам и дом и столовая.
Здесь же с нами и дятлы кормятся, и белки, и соболь
свою добычу выслеживает. Мыши тоже Ель уважают,
здесь же селятся.

Мышь выбегает из-под дуба и смеётся.

Ой,
смешной! Ой, потешный! Ой, я сейчас умру от смеха!
Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой!
Это ты что ли своим клювом все шишки разворошил,
ни одной с семенами мне не оставил?

Клест недоумённо.

Да, я наверное… Для нас
клестов, еловые шишки основная пища в зимнем
лесу. Тут мы и птенцов в самые трескучие морозы
выводим. Тут и кормимся.

Мышь.

Вот так выдумал! Вот так соврал! Я, Мышь
хоть и серая, но не глупая, какие — такие птенцы
зимой? Я знаю-знаю, когда птенцы выводятся! Вот
настанет весна! Растает снег! Зазеленеет все
кругом, появятся насекомые, вот тогда птицы
птенцов и выводят! А ты, выдумал-придумал, зимой
птенцов выводить, неправда все это!

Клест.

Ничего я не выдумал, и не соврал
нисколечко! Мы Клесты, своих птенцов кашей из
еловых шишек кормим. А шишки еловые как раз к зиме
и созревают. Вот мы птенцов в феврале и выводим.
Строим гнездо в густых еловых ветвях, шерстью,
пухом его выстилаем, чтобы птенцам потеплее было.
Откладываем в пуховую подстилку яйца, а на них
мама-клестиха усаживается, греет-высиживает
птенцов как печка, а я весь в трудах, весь в
заботах: еловые шишки своим изогнутым клювом
шелушу, в кашу превращаю, и весь день
маму-клестиху кормлю. А когда птенцы появятся,
мне работы прибавляется: тогда я и маму-клестиху
кормлю и всех своих сыновей и дочек выкармливаю,
пока они сами не научатся шишки шелушить. Ладно,
некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать,
день короткий, полетел я своих кормить …

Мышь.

Вот это да! Все так необычно! Клюв
изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а
очевидное-невероятное! А я самая обыкновенная
Мышь серая сейчас найду шишку поспелее, и пойду
вон под тот дуб к куме в гости, будем с ней всю
ночь зернышки грызть, что с осени припасли и
разговоры разговаривать. Нам зимой никто не
страшен, ни холод, ни голод, ни лисы, никто!!! (Хвалится
и не видит, что лиса крадется, охотится,
притаилась и выжидает момент схватить.
)

Лиса довольно облизываясь.

Ой, какие зимой
мыши вкусные, да питательные! А мы, Лисы хитрые да
внимательные. Нам зима не страшна: мы свою куцую
летнюю шубку на зимние богатые меха поменяли. Не
зря говорят, Лиса — всему лесу краса! И не холодно
нам, и не голодно! Мы за зиму столько мышей
ловим-истребляем, что нам пора памятник за
сохранение леса от вредителей ставить на каждой
опушке!

(В берлоге под Елью зашевелился Медведь.

)

Лиса испуганно, но с достоинством.

Ой,
кажется, кто-то медведя разбудил! Пойду я, а то
опять меня лису обвинят во всем, крайней оставят!

Медведь, выбираясь из берлоги.

Кто тут,
разгалделся, расшумелся, меня разбудил! Кто тут
про елки, кто про еду говорил? Мы, Медведи, еловые
семена как будто не едим, но темный, загадочный
лес – ельник лучшее пристанище для нас. И где бы
мы летом не бродили – на полянке солнечной, в
малиннике, или на сфагновом болоте клюквой
лакомились, все равно в ельник бредем. Тут нам
лучшее убежище! Самая надежная гарантия остаться
незамеченными. А когда приходит время строить
берлогу – мы роем ее под Елью. Плоский переплет
еловых корней – крепчайший свод, отличный
потолок! Не обрушиться никогда!

(Появляется кабан и никого, не замечая, ворчит.)

Кабан.

Нам, Кабанам, ельник, пожалуй, больше
чем вам Медведям нужен. Осенью, перед
заморозками, мы себе лежанку начинаем
устраивать. Копаем ямку и устилаем ее молодыми
еловыми веточками, а то и целыми елями молодыми.
Получается вроде пружинного матраца.
Возвышается такое сооружение над землей иногда
на полметра. А если ожидается прибавление
семейства, а случается такое в конце зимы, то
сооружение более высокое, метра в полтора,
шириной в два – три метра. А поверх елового
лапника мох и траву укладываем, чтобы не кололись
нежные поросячьи бока. А еще мы ель для чесания
используем: клыками насечки делаем – ствол в
подобие терки превращаем. Прижимаемся к насечкам
боками и спиной тремся. Красота! И польза! Ребята,
вы знаете, какое дерево я больше чем ель очень
уважаю? (Ответы детей). Правильно, Дуб! Мы Кабаны
обожаем плоды дуба. А как они называются? (Ответы
детей). Правильно, желуди! Желуди, для меня слаще,
чем малина для Медведя. И где мне эти желуди
теперь разыскать!? Вон сколько снега навалило!
Придется рыть-раскапывать снег, ведь желудей так
поесть хочется! Некогда мне, день зимой короткий,
а мне о фигуре думать надо, чтобы ни грамма веса
не потерять, а то замерзну! Пошёл я желуди под
снегом искать, кормиться!

Медведь ворча.

Нам Медведям зимой
спать-почивать надобно! Мы о малине только во сне
вспоминаем! Мы Медведи, зимой в берлоге спим, а
если нас разбудить, страшнее зверя лютого
становимся! Ведь питаться нам зимой нечем, оттого
ходим по лесу, шатаемся, злые и голодные. За это
нас люди шатунами зовут! В таком состоянии мы на
кого угодно напасть можем! И никому не
поздоровится: ни зверю, ни человеку! Ладно, пойду
я в свою берлогу, попробую уснуть, а то до весны
далеко еще!

На поляне появляется Заяц.

Ой, как зимой
хорошо! Зимой мы свою летнюю серую шубку на шубку
белую, пушистую и теплую меняем! Я — белый, снег –
белый! Никто меня не видит! А на задних лапах у нас
такая длинная шерсть вырастает, как лыжи лапы
становятся. И я на этих лыжах с горки на горку, с
оврага на полянку, как стрела! Никто меня не
поймает! Никто мне зимой не страшен! Ой! Кто это?
Ой, ё, ёй! Лиса!? Поскакал я от неё подальше!

Лиса появляется на поляне, присматриваясь и
принюхиваясь.

Ой, как зайчатиной запахло! Вот
бы полакомиться!

Волк, озираясь и принюхиваясь.

У, у, у! Привет,
Лиса! Чем это от тебя пахнет? У, у, у! Чего это ты
такая гладкая, да упитанная? Поделилась бы
добычей, а то мы волки, зимой голодные, никого
поймать не может. Мы за зайцем бежать, прыг –в
снег, и проваливаемся – тяжелые, мы. А зайца уже и
след простыл! А так есть хочется! У, у, у!

Лиса.

Не печалься, Волченька! Я тебя научу!

Волк.

Научи, Кума, научи, а я с тобой добычей,
когда поймаю, поделюсь!

Лиса

. Ой, ты бы себя прокормил, я уж как -
нибудь без тебя наемся! Ладно, слушай! Ты вон – то,
озеро видишь, у старой Ели?

Волк.

Вон то, что ли?

Лиса.

Да, там еще мужики прорубь недавно
делали, чтобы рыба не задохнулась, да чтоб воды
набрать! Так вот ступай к озеру, опусти хвост свой
в прорубь, да приговаривай: Ясни! Ясни! На небе
звезды! Мерзни-мерзни волчий хвост!

Волк.

Как-как!

Лиса.

Ясни! Ясни! На небе звезды! Ловись, рыбка,
мала и велика!

Волк.

Память у меня хорошая! Сейчас!… Свети,
свети, месяц, ясный! Ловись, рыбка, большая -
пребольшая!

Лиса

. Ну, ладно, и так сойдет!

Волк.

Ну, я пошёл!?

Лиса.

Иди, иди, Волченька! Отвернувшись,
шепчет: Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Волк.

Что ты там Лиса говоришь?

Лиса.



Сытной тебе рыбалки!

Волк побрел к озеру, опустил хвост и
приговаривает

: Свети, свети, месяц, ясный!
Ловись, рыбка, большая — пребольшая! У, у, у! Свети,
свети, месяц, ясный! Ловись, рыбка, большая -
пребольшая! У, у, у! Ой, сколько рыбы наловилось!
Сейчас я её достану! Наемся! (Дергает, и отрывает
хвост
.) Ой, что это! Ну, Лиса, обманула! Как же
я теперь в стае покажусь? Меня же засмеют и в стаю
не примут! Ну, плутовка, берегись! Я тебе покажу!
У,у,у! (Убегает с завываниями.)

Девочка выбирается из-под Ели, отряхивается:


Вот это да! А я думала, зимой все умирает в лесу. А
ведь нет! Зимой лес живет, только немного
засыпает.

Дуб.

Ой, кто-то тут у меня зашевелился. А, это
насекомые, которые зимуют под моей корой. (Дуб
показывает насекомых.)

Девочка.

Что нового вы узнали, из нашей
сказки?
Дети, а вы знаете, какое животное
впадает зимой в спячку так же как медведь? (Еж,
барсук
.)

Девочка.

Посмотрите, кто-то там пробежал за
сугробом? Да это же, зайчишка! Ребята, а как
живется зайцу зимой? (Девочка задает вопросы о
приспособлении зайца к зимним условиям.)
А кому
сложнее всего зимой приходится? (Волку.)
Почему? Каким зверям зима не страшна? Как они к
этому приспособились?

Девочка.

Вы, наверно, уже замерзли? Давайте
поиграем в игру “Меткий глаз”. Правила игры
очень простые: Делимся на две команды. Каждому
игроку нужно попасть снежком в снежинку.

Дуб.

А я сейчас проверю, знают ли дети деревья,
которые растут в лесу! Нужно хлопнуть в ладоши,
если дерево растет в нашем лесу, и не хлопать,
если не растет:

яблоня, груша, малина, береза,
ель, саксаул, облепиха, мимоза,
вишня, черешня, лимон, апельсин,
липа, клен, баобаб, мандарин,

слива, осина, каштан,
кофе, рябина, платан,
дуб, кипарис, алыча,
тополь, сосна, каланча.

Мышь.

Многие животные запасают корм на зиму,
сейчас мы с вами поиграем в игру, которая
называется “Запасись кормом”. Нужно поделиться
на команды. Каждая команда ложкой переносит
шишки и складывает их в лоток. Кто больше
перенесет, тот и победил!

Медведь.

А я хочу узнать, какая команда
быстрее оденется и на лыжах пробежит. Игра
“Оденься, лыжник”. Кто быстрее наденет шапку,
шарф, варежки, и, оббежав вокруг елки, эстафетой
передаст атрибуты следующему игроку в команде.
Чья команда быстрее, та и победит!

Кабан.

Ребята, а вы знаете какие сугробы в
лесу? Сейчас мы поиграем в игру “Снежная
тропинка”. По линии стоит 5 – 6 кеглей. Встать
командой в колонну, руки положить на плечи
впереди стоящего игрока. Дойти до елки и обратно.
Чья команда быстрее, та и победит!

Дуб проводит игру “Веселый художник”.


Каждый игрок команды с завязанными глазами
рисует какую-то часть снеговика. Первый рисует
голову, затем выходит второй игрок – рисует
туловище, третий игрок рисует ноги и т.д.
Побеждает та команда, которая быстрее и
правильнее нарисует снеговика.

Клест.

Дети, а знаете ли вы птиц, которые не
умеют летать и живут там, где постоянно холодно? (Пингвины).

Проводится игра “Пингвин”. Пройти с мячом,
зажав его ногами до елки и обратно. Чья команда
быстрее, та и победит!

Ель.

А я хочу узнать у детей, как они загадки
умеют отгадывать.

Сам Самсун мост мостил
Без молотка, без топора,
Без топорища.

(Мороз)

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит.

(Снег)

Что летом и зимой
в рубашке одной?

(Ель)

Кругом нашего села
Бежит лошадь весела.

(Метель)

Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не человек.

(Береза)

Сероспиный, красногрудый,
в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.

(Снегирь)

Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.

(Заяц)

Зверька узнали мы с тобой
по двум таким приметам:
он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом.

(Белка)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, убежало… Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Ель.

Дети, у меня к вам просьба: не ставьте
живые елки! Они недолговечны! Не губите ради
праздничной недели половину леса!

Клест.

Покормите птиц зимой! Устройте
кормушки у себя во дворе и не забывайте ежедневно
подсыпать в них корм.

Девочка.

Ну, вот и закончилась прогулка по
зимнему лесу.

(Герои прощаются с детьми. Дети прощаются с
обитателями леса

.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошуртекова Р.В.
    Почемучка. — М.: Педагогика–Пресс, 1992. -384 с.; ил.
  2. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких.
    – М.: Педагогика, 1982.–176 с.: ил.
  3. Папорков М.А. Школьные походы в природу. Пособие
    для учителя. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Смирнов А.В. Мир растений. Рассказы о культурных
    растениях. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 303 с.: ил.
  5. Сорокин Л.В. Сценарии о живой природе. – М.: ТЦ
    “Сфера”, 2001.-96с.
  6. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей
    дошкольного и младшего школьного возраста. Часть
    I . Новосибирск: РПО. СО. РАСХН., 1994. –273 с.



Следующий: