Ситуационные задачи как способ оценки компетентности учащихся в курсе географии России. 8–9-е классы


Для сегодняшнего школьника, считаю, очень важна самоактуализация и индивидуализация, т.е. реализация своих способностей и талантов. Целью моей деятельности является развитие познавательного интереса к предмету география через современные методы и приемы.



Основная идея технологии и практическая значимость

Суть ситуационного обучения заключается в том, что школьникам предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует накопленный «багаж» знаний и умений. Следовательно, проблема строится на основе реальной ситуации, в отличие от проблемного метода обучения, где она носит искусственный характер, т. е. проблема уже решена, уже известен ответ на поставленный вопрос. Но не стоит забывать о том, что ученик — это, прежде всего личность, которая может мыслить, сознавать, переосмысливать, приходить к каким- либо выводам. А это уже творческая составляющая мыслительной деятельности. Создание авторских развивающих задач – это всегда новое и интересное дело. А это повышает самооценку подростков.

В заключении могу сказать, использование разных ситуаций на уроке в сочетании с мультимедийными средствами обучения, с учетом вышеизложенных методических рекомендаций, позволяет мне решать следующие задачи:

  • формировать у уч-ся качества как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи;
  • принимать обоснованные решения;
  • активизировать зрительное, визуальное и тактильное восприятие у школьников, тем самым повысить качество обучения.
  • применять и использовать приобретенные умения и навыки, информацию в различных сферах своей деятельности.

Я поделилась с вами некоторыми фрагментами своей работы. Мне нравится овладевать новыми образовательными технологиями, так как считаю, что разные методы образования, в конечном счете, решают главную задачу школы: воспитание человека с новым уровнем сознания.

«Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует сделать так, чтобы он хотел его достичь».
(Квинтилиан)

Сегодня, в связи с новыми задачами школы, подлинное образование «запускает» развитие и саморазвитие учащегося, являясь личностно — ориентированным процессом, – такова его истина. Таким образом, главным субъектом образовательного процесса является личность ученика, и этот субъект органически целостен. Именно эта составляющая меня и привлекает в своей педагогической практике. Актуальность темы, по- моему мнению, состоит в следующем:

В итоге в первом случае школьники теряют интерес к предмету. А использование обучающих задач на уроках географии формирует у уч-ся стремление к овладению новыми технологиями. Появляется личная заинтересованность к предмету, а следовательно и развитие индивидуальности. Формируется компетентностный подход к обучению. Это приоритетная ориентация на цели — векторы образования: самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовать на практике свою компетентность.

Одна из основных функций компетенций – быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении.

А как помочь стать ребенку успешно развивающейся личностью – цель моей деятельности.



В этом направлении работы лично мне помогает интегративное обучение. Считаю, что «интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного».

Во-первых: она позволяет развивать личностные способности ученика.

Во-вторых: в основе процесса формирования интегративных знаний и умений имеет место связь с практической деятельностью.

В-третьих: процесс обучения определяется как человекосозидающий процесс, процесс становления целостного образа «Я».

Интегративное обучение – это целостная методическая система, направленная на самостоятельное приобретение школьниками знаний и умений одновременно с интеграцией, синтезом и применением этих знаний в различных сферах деятельности.



Оно является основой вовлечения школьников в активную познавательную деятельность.

На уроке я создаю интегративную учебную проблему – форма практической реализации учащихся. Она определяет направление умственного поиска, побуждает к познанию неизвестного и ведет к усвоению нового знания или способа действий.

Интегративным образовательным процессам, легче создать, например, проблемные ситуации или эмоционально-психологические установки на уроке, обеспечить взаимное обучение, осуществить погружение.

Я думаю, что именно ситуационные задачи направлены на такой вид деятельности учащихся.

Эта технология позволяет перевести знания учащегося с репродуктивного (воспроизведение) на креативный (применение) уровень усвоения.

В этом заключается эффективность современных образовательных технологий.

Одной разновидностью ситуационных задач является метод анализа конкретных ситуаций.

Ситуация системы есть оценка (анализ, обобщение) совокупности характеристик объектов и связей между ними.

Кейсы можно использовать на разных стадиях обучения:

  • В процессе обучения
  • В процессе контроля: лучше использовать в конце изучения тем.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.

Итоги работы школьники представляют как в письменной, так и в устной форме, в учебной и во внеучебной деятельности.

Источники кейсов могут быть самыми разнообразными: собственный опыт уч-ся; художественные произведения, кинофильмы, научная информация. Я использую и готовые кейсы, и создаю собственные разработки и привлекаю к этой работе наиболее активных уч-ся. Особенно продуктивно применяю ситуационные задачи в курсе «География России 8-9 класс» – Приложение.

Как правило, ситуационная задача включает в себя:

  • Название (яркое, запоминающееся, привлекающее внимание).
  • Личностно-познавательный интерес.
  • Информация может быть представлена в виде текста, таблиц, графика или статистических материалов.
  • Собственно разработанное решение (позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка).

Выделяю следующие подходы к проектированию учебных обучающих задач:

  1. На основе соответствующих вопросов учебника;
  2. На основе практико-ориентированных задач изучаемой науки;
  3. На проблемах реальной жизни;
  4. Отработке предметных знаний и умений на материале, значимом для ученика.

Степень сформированности у учеников навыков решения обучающих задач можно представить в виде матрицы:

Название задачи Моделирование ситуации Как выполнено (индивидуально или в группе) Понимание представленной информации Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы

Эти ситуации являются не только новыми для уч-ся, но и для учителя. Изменяется характер отношений между учителем и учеником. Они выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы.

При этом я считаю у школьников развиваются:

  • Аналитические навыки. Умение выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять информацию.
  • Практические навыки. Использование на практике теории предмета. Изучение способов решения проблем, навыки работы с первоисточниками.
  • Творческие навыки. Владение приемами знаний в новой учебной ситуации, следовательно, развитие интеллектуальных умений (оригинальности, отличной от традиционности).
  •  Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, убедительный отчет.
  • Социальные навыки. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.
  • Во всех случаях решение ситуационных задач направлено на достижение метапредметных результатов.

Выводы.

Эта современная технология имеет преимущества:

  1. Учащиеся получают не готовые знания, а вырабатывают их сами.
  2. Накапливают жизненно-важный опыт решения проблем.
  3. Формируют умения слушать и понимать других.
  4. Вариативность способов решений способствует развитию креативности у учителя и учеников.
  5. Создает комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации.

Но важно сделать подборку соответствующего реального материала, в котором моделируется ситуация. Я нашла решение этой проблемы: по мере изучения отдельных тем, привлекаю наиболее активных уч-ся.

Позиции ученика на занятии: «Я учусь сам» – «Я учу других» – «Я – автор учебной деятельности».

Используя на уроке географии ситуационные задачи, могу отметить, у учащихся формируется творческая составляющая. А это очень важно. Они интенсифицируют учебный процесс, создают ситуацию успеха на уроке, а значит ребенку это интересно.




Следующий: