Системный подход в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся в классах с углублённым изучением физики

«У каждого ребенка мысль развивается
своеобразными путями, каждый умен и талантлив
по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного,
бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта
талантливость стали основой успехов в учении,
чтобы ни один ученик не учился ниже своих
возможностей».

В. А. Сухомлинский

В классах с углубленным изучением
физики на изучение этого предмета отводится
большее количество учебных часов, и учащихся,
интересующихся физикой, в них значительно
больше, чем в обычных классах. Следовательно,
передо мной возникает проблема, что преподавать
в классе с углубленным изучением физики, чтобы
знания учащихся в этих классах были гораздо
глубже, чем в обычных. Необходимо
руководствоваться следующими критериями:

1. В классах с углубленным изучением
физики основное внимание должно уделяться не
дополнительным вопросам и темам, а содержанию
школьного курса физики, определенному
Обязательным минимумом содержания общего
образования. Необходимо уделять большое
внимание формированию у школьников физических
понятий на основе наблюдений физических явлений
и опытов, демонстрируемых учителем или
выполняемых учащимися самостоятельно.

2. В качестве дополнительных вопросов и
тем к обязательному минимуму содержания общего
образования для курса физики в средней школе
целесообразно отбирать такие, без знания которых
представления выпускника о современной
физической картине мира были бы неполными или
искаженными. К их числу, конечно, относится и
закон сохранения момента импульса, являющийся не
только одним из трех важнейших законов
сохранения в механике, но и законом, без которого
нельзя объяснить фундаментальные свойства
элементарных частиц, атомов и атомных ядер.

Так как современная физическая
картина мира является квантовой и
релятивистской, то в классах с углубленным
изучением физики более глубокого рассмотрения
заслуживают основы специальной теории
относительности и квантовой физики.

3. Как в обычной школе, так и в классах с
углубленным изучением физики достижение
значительных успехов в ее изучении невозможно
без интереса учеников к изучаемому предмету.
Интерес к предмету возникает и при проведении
различных научных конференций во время уроков,
например: “Хороша наука физика – только жизнь
коротка”, “Все выше и выше – ближе к звездам”,
“Бионика – наука величайших возможностей” и др.
Не надо рассчитывать на то, что захватывающая
красота и изящество науки физики, детективная и
драматическая интрига ее исторического
развития, а также фантастические возможности в
области практических приложений откроются сами
собой каждому читающему обычный учебник физики.
Постоянная борьба с перегрузкой учащихся и
неуклонные требования минимизации школьных
курсов высушивают школьные учебники, делают их
малопригодными для развития интереса к физике.

В классах с углубленным изучением
физики я даю в каждой теме дополнительный
материал из истории этой науки или примеры
практических приложений изученных законов и
явлений. Они должны способствовать развитию у
школьников интереса к ее изучению.

Например, при изучении закона
сохранения импульса знакомлю ребят с историей
развития идеи космических полетов, с этапами
освоения космического пространства и
современными достижениями в области освоения
космоса.

Изучение разделов по оптике и физике
атома завершаю знакомством с принципом действия
лазера и различными применениями лазерного
излучения, включая голографию. По этой теме
провожу урок – семинар “Применение различных
видов индуцированного излучения”

4. При выполнении лабораторных работ
физического практикума проблема организации
самостоятельной и творческой деятельности
учащихся заслуживает особого внимания.
Обучающиеся получают задание составить план
работы, подобрать приборы и произвести расчеты
погрешностей при самостоятельной подготовке
работы, например:

  • Определение начальной скорости теннисного
    мячика при сбрасывании его со стола
  • Измерение момента инерции механического волчка
  • Измерение скорости вытекания воды из бутылки
  • Определения скорости качения цилиндра с
    наклонной плоскости и другие.

Возможный вариант индивидуализации
работы в лаборатории — это подбор нестандартных
заданий творческого характера для отдельных
школьников.

Одним из вариантов задания
творческого характера является постановка новой
лабораторной работы. Хотя ученик и выполняет те
же самые действия и операции, какие потом
выполнят остальные учащиеся, но характер его
работы существенно меняется, так как все это он
делает первым. Результат такой работы пока
неизвестен ни ему, ни учителю. Здесь, по существу,
проверяется не физический закон, а способность
ученика к постановке и выполнению физического
эксперимента. Для достижения успеха необходимо
выбрать один из нескольких вариантов опыта,
учитывая возможности кабинета физики, и
подобрать наиболее подходящие для эксперимента
приборы. Проведя серию необходимых измерений и
вычислений, ученик оценивает погрешности
измерений и, если они недопустимо велики, находит
основные источники ошибок и пробует их
устранить.

Кроме элементов творчества, в данном
случае учащихся волнует и интерес учителя к
полученным результатам, обсуждение подготовки и
хода эксперимента не, в привычной форме контроля,
а в форме обсуждения общего дела. Здесь очевидна
и общественная польза выполнения работы.

При подготовке урока я учитываю
степень подготовленности аудитории, потому что
переход от чувственных форм отражения к понятиям
– процесс сложный. Свою задачу вижу в
максимальной активизации процесса восприятия
учеником новых знаний с использованием
логических умений и навыков. Большую помощь в
решении данных задач оказывают опорные сигналы и
наглядные пособия, а также различные разрезные
таблицы и макеты, изготовленные учителем и
учащимися (таблицы для решения задач по механике,
определение силы трения, вывод основного
уравнения МКТ, проводники и диэлектрики в
электрическом поле и др.) Кодофильмы, кодокадры и
кодотаблицы являются неотъемлемыми атрибутами
учебных занятий. Мною и моими учащимися создано
боле 100 кодокадров и кодотаблиц (Приложение №1) Эти кодокадры
разработаны учащимися и использовались во время
проведения различных нестандартных уроков.

Привлечение наглядных пособий
“вынуждает” ученика осмысливать изображаемое. (Приложение №2)
Представленные опорные конспекты и кодокадры
используются учителем при объяснении нового
материала во время уроков.



В их реализации могут быть
использованы различные формы внеурочной работы.
Здесь большую роль должен сыграть добровольный
выбор занятий учащимися по интересам.

Среди различных форм внеурочной
работы в классах с углубленным изучением физики
особое место занимают интеллектуальные
соревнования, в которых школьники получают
возможность сравнивать свои успехи с
достижениями сверстников из других школ, городов
и областей, а также других стран. Ежегодно в школе
проходят недели физики и недели науки.

В настоящее время распространен целый
ряд интеллектуальных соревнований, перечислим
их основные виды, выделив существенные признаки
и особенности.

1. Олимпиады по физике. Это личные
состязания школьников в умении решать
нестандартные задачи по определенному предмету.
По физике они проводятся в два тура —
теоретический и экспериментальный, которые
имеют свои особенности. Например, время,
выделяемое на решение задач, обязательно
ограничивается. Обычно для решения
теоретической задачи выделяется 1 ч, а для
экспериментальной — 2 ч.

2. Турниры по физике. Это
коллективные, состязания школьников в умении
решать сложные теоретические и
экспериментальные задачи. Турниры тоже имеют
свои особенности. Первое, что можно отметить,—
это длительное время, которое выделяется на
решение задач (до одного месяца), а также
использование любой литературы по предмету,
имеющейся в школе, дома, библиотеках города.
Кроме того, допускаются консультации не только с
товарищами по команде (это обязательное условие),
но и с родителями, учителями, учеными, инженерами
и другими специалистами. Условия задач
формулируют максимально кратко, выделяя лишь
основную проблему и оставляя широкий простор для
творческой инициативы в выборе путей ее решения
и полноты разработки проблемы.

Задачи турнира не имеют однозначного
решения, а соответственно ответа. Не имеют они и
определенной модели явления, поэтому их надо
упрощать, ограничивать рамками ясных допущений,
формулировать вопросы, на которые можно ответить
хотя бы качественно.

Внимание к личности ребенка, его
индивидуальности, раскрытие человеческого в
человеке – вот проблемы, вставшие перед учителем
в настоящее время. Развитие творческих начал
личности является предпосылкой развития
природного таланта, как для способных детей, так
и для сохранения и дальнейшего развития явно
одаренных детей.

В нашей школе классы с углублённым
изучением физики существуют с 1998 г.

Организация таких классов
осуществляется в школе на основе изучения
интересов и возможностей, учащихся путем
организации специальных групп факультативного
курса, а далее и классов углубленного изучения
физики и других предметов, в которых мы, учителя,
работаем по учебным планам, программам,
составленным учителями с учетом рекомендаций МП
России и Госстандартом, а так же на основании
Устава школы и Положения о классах углубленного
изучения предметов.

Отбор учащихся в этот класс в нашей
школе состоит из нескольких этапов. Главными
кандидатами мы считаем тех, кто успешно окончил
основную школу (9 кл.), учился в 8 – 9 классе с
углубленным изучением предмета (проуглубленные
классы), изучал факультативный курс по физике и
изъявил желание учиться в этом классе. Поэтому на
первом этапе внимательно изучаю выполненные
итоговые задания заочных школ, задания олимпиад,
проводимых в школе, анализирую выполнение
экзаменационных ответов, выделяю те из них,
которые отличаются высоким уровнем мышления,
оригинальностью решения, причем рассматриваю не
только те работы, которые были лучшими, но и те, в
которых допущены просчеты, но видны нешаблонные
подходы к решению. (Ведь и одаренный учащийся в
момент проверки мог быть не в «лучшей
форме».) На втором этапе проходит
собеседование с участием преподавателей,
администрации школы, учащихся и их родителей. В
ходе собеседования выясняем, какой интерес
школьника к физике и общий уровень его развития,
высока ли у него работоспособность и степень
прилежания (о последней сужу по текущим и
итоговым оценкам), каково его здоровье и
состояние физической подготовки (смотрим
отметки по физической культуре и получаем
консультацию педиатра и психолога).

В своей работе с учащимися в этих
классах я руководствуюсь следующими основными
принципами:

  1. Принцип органической взаимосвязи урочной и
    внеурочной работы.
  2. Принцип обучения в “треугольнике ДГГ” –
    демократизация в принятии решений, гуманизацию в
    отношениях, гуманитаризация содержания учебного
    материала (первая “вершина” в треугольнике
    предполагает выбор и принятие учащимися системы
    обучения из числа предложенных учителем; эта
    выбранная система и служит ориентировочной
    основой всей учебно–познавательной
    деятельности);
  3. Принцип единства целенаправленной работы
    учителя и целеполагающей деятельности учащихся
    (принцип согласования целей); общая цель –
    свободная, развитая, творческая личность
    (учителю необходимо создавать такие условия,
    которые вызывают у учащегося потребность стать
    личностью);
  4. Принцип практической направленности знаний
    (действенность знаний – основа целесообразной
    деятельности; к тому же история техники так же
    интересна и захватывающа, как и история физики);
  5. Принцип ориентации на конечный результат (это
    обусловливает приоритет итогового контроля
    знаний над текущим, преобладание учебных
    ситуаций на уроках над контрольно-зачетными);
  6. Принцип открытости знаний (предполагается
    перспективный подход к изучению учебного
    материала, пропедевтическое ознакомление с
    новыми физическими явлениями, терминологией и
    понятиями, изучение которых на данном этапе не
    предусмотрено, ответы на разные вопросы,
    рекомендация научно-популярной литературы и т.
    д.);
  7. Принцип оптимального сочетания рационального и
    эмоционального в учебном познании;
  8. Принцип опоры на учебные противоречия, проблемы
    (проблема создается как особое психологическое
    состояние учащихся, характеризующееся видением
    противоречия, осознанием и принятием проблемы);

Реализуя эти принципы, удается
осуществить системный подход к выявлению
одаренных к физике учащихся, что делает эту
работу более успешной.




Следующий: