Системный подход в работе над развитием связной речи обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Важнейшей задачей курса русского языка
является обучение школьников связной речи. Это
необходимо потому, что свободное владение речью
способствует полноценному общению, созданию
коммуникативного комфорта человека в обществе.
Для школьника с тяжелыми нарушениями речи
развитие связной речи имеет исключительное
значение, так как выступает решающим фактором
овладения всеми учебными предметами.

В качестве основных направлений по развитию
связной речи
можно выделить:

  1. Расширение объема речеведческих сведений и
    понятий;
  2. Углубление работы над типами речи
    (повествованием, описанием, рассуждением) за счет
    изучения их разновидностей;
  3. Введение сведений по стилистике и работа над
    текстами различных видов;
  4. Уточнение комплекса речевых умений, выделение
    частных умений в структуре обобщенных речевых
    действий;
  5. Использование нетрадиционных видов упражнений
    в связной речи;
  6. Увеличение объема и сложности используемых в
    системе обучения текстов.

Системный подход к работе над развитием
связной речи предполагает выделение направления
совершенствования и углубления обучения,
которое основывается на понимании самой
сущности системы. Система рассматривается как
совокупность взаимосвязанных компонентов. Она
не является механической суммой этих
компонентов, а имеет новые, отличные от них
свойства, и приобретает она эти свойства
благодаря своим внутренним и внешним связям.

Таким образом, для построения системы обучения
связной речи необходимы четкое определение ее
компонентов, выделение и анализ связей между
ними, выявление связей соподчинения между такими
компонентами и разработка методики обучения с
учетом этих связей.

Выявление внешних связей системы обучения связной
речи
делает необходимым определение ее места в
общей системе обучения русскому языку.
Процесс обучения связной речи, являясь
системой со своими специфическими целями и задачами,
органически включается в систему обучения
русскому языку и тесно связан со всеми ее
подсистемами. Особенностью обучения связной
речи
является то, что все другие системы своей
конечной целью ставят использование учащимися
полученных в данной системе знаний и умений
в связной речи. Система развития связной речи
как бы аккумулирует в себе результаты
функционирования всех остальных подсистем в
системе обучения языку.

Программа по изучению русского языка в школе
для детей с тяжелыми нарушениями речи
предусматривает пять взаимосвязанных, но
обладающих определенной самостоятельностью
учебных курсов:

Одно из главных направлений работы в начальных
классах в школе для детей с тяжелыми нарушениями
речи — развитие речи обучающихся. От уровня
развития речи и мышления во многом зависит
качество дальнейшего обучения и воспитания
младших школьников с ТНР.

Работа по развитию речи детей начинается с
первых уроков обучения грамоте, проводится
систематически на уроках произношения, чтения,
фонетики, грамматики и правописания, развития
речи. На всех ступенях начального изучения
русского языка большое внимание уделяется звуку,
его правильному произношению, графическому
образу и зрительному восприятию написанного
слова и его частей, интонации, паузам и т. д.

Среди речевых упражнений приобретают большое
значение словарные, синтаксические,
композиционные (анализ и составление рассказов
простейшего вида) упражнения. Вводится понятие
«текст». Разнообразная работа со словом,
словосочетанием, предложением, связным текстом
дает возможность детям понять сферу
употребления изучаемых грамматических единиц и
тем самым повышает уровень их умственного и
речевого развития.

Группы приемов и типов речевых упражнений:

1. Словарная работа:

  • толкование значений слов, оттенков их значений,
    эмоционально-экспрессивной окраски в процессе
    выбора слов для конкретных ситуаций;
  • работа с синонимами, антонимами, паронимами,
    фразеологическими единицами, включение их в
    конкретный текст, в собственные предложения;
  • работа со словарями — толковыми,
    словообразовательными, синонимическими,
    орфографическими;
  • исправление ошибок словоупотребления в устной
    речи;
  • речи и в письменных сочинениях.

2. Работа над словосочетанием

(словосочетание
- это момент в процессе создания текста, момент
творческого процесса):

  • составление словосочетаний с конкретными
    словами — для текста или словосочетаний
    заданного типа;
  • выверка сочетаемости слов на основе языкового
    чутья или по словарям сочетаемости;
  • введение, включение словосочетаний в
    предложение и текст;
  • обнаружение и исправление ошибок в
    словосочетаниях, упражнения, предупреждающие
    подобные ошибки.

3. Работа над предложением:

  • составление предложений на заданную тему, с
    использованием заданных слов — по теме
    сочинения, рассказа;
  • составление предложений заданного типа по
    схемам-моделям;
  • распространение предложений, перестройка их
    структуры;
  • выражение одной и той же мысли в различных
    синтаксических вариантах;
  • интонирование предложений, работа над паузами,
    логическими ударениями;
  • свободное составление предложений, фраз;
  • редактирование предложений, устранение
    различных недочетов в их построении

4. Логическая работа:



  • работа с понятиями и построение их определений,
    сравнение предметов, явлений природы по их
    признакам;
  • построение обобщений, индуктивных и
    дедуктивных рассуждений, доказательств;
  • исправление логических ошибок: неоправданных
    повторов, нарушений последовательности мысли,
    восполнение пропусков чего-то важного, и т. д.

5. Упражнения, опирающиеся на теории текста:

  • моделирование структуры текста образцов и
    подчинение собственного текста этой модели, т. е.
    редактирование своего текста;
  • отработка типов связи в тексте;
  • составление текстов различных
    функционально-смысловых типов: описание,
    повествование и рассуждение, а также разных
    жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание
    картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса;
  • передача сюжета в диалогической форме.

При обучении связной речи в каждом классе
дается представление о роли речи в жизни
человека, вводятся в активный словарь младших
школьников слова, используемые для выражения
приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т.
д., иными словами, проводятся элементарные
упражнения по культуре речевого общения
(речевому этикету).

У младших школьников формируются умения в
построении связного текста. Сначала преобладают
упражнения, позволяющие создавать тексты по
образцу (изложения), затем — собственные тексты
на основе увиденного, прочитанного, услышанного
(сочинения).

Упражнения в связной речи проводятся на уроках
чтения и грамматики в устной и письменной форме.

Программа по грамматике предусматривает
преимущественно письменные упражнения типа
изложений и сочинений, в то время как программа
по чтению — главным образом устные упражнения
типа пересказов, рассказывания. Однако
упражнения в устной и письменной речи теснейшим
образом связаны друг с другом.

Как правило, пересказ, и изложение прочитанных
текстов подготавливают детей к самостоятельному
изложению своих мыслей, наблюдений.

Для стимулирования речевой активности
обучающихся целесообразно создавать такие
речевые ситуации, которые бы естественно
вытекали из условий учебной, трудовой,
познавательной, игровой и иной деятельности
школьников и побуждали каждого ребенка свободно
и содержательно высказываться по любой
предложенной теме. В этих целях учитель
подбирает тексты изложений и тренировочных
упражнений, по своей тематике и построению
близкие к будущим детским сочинениям.

Изложения, сочинения в начальных классах
проводятся как обучающие работы. Они имеют
преимущественно повествовательный характер. В
рассказы постепенно включаются элементы
описаний и рассуждений, которые могут состоять
из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также
обучение некоторым видам деловой речи (письмо,
объявление и т. п.), имеющей большое практическое
значение.

Речевая среда и речевая активность формируют у
детей чутье языка, или языковую интуицию -
автоматизированное неосознаваемое предпочтение
в использовании общепринятых, активных
продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения
действовали в рамках нормированного,
литературного языка, а не просторечия, не
диалекта. Очень важно поэтому, чтобы языковое
чутье формировалось под влиянием
высококультурной речевой среды, чтобы она
создавалась на основе интеллигентной речи
учителя, чтения художественной литературы дома и
в школе.

Как уже отмечалось, для овладения речью ребенок
нуждается в речевой среде. Это — во-первых, а
во-вторых, необходима речевая активность самого
субъекта, учащегося. Эта закономерность
действует на протяжении всей жизни человека, и
естественно, что в детстве она заметнее

Работа над связной речью предполагает внимание
со стороны учителя к соблюдению обучающимися
последовательности и связей между отдельными
предложениями и более крупными частями
изложения и сочинения, к составлению планов
устных и письменных высказывании детей, их
умению говорить и писать по собственному плану. В
своих письменных работах (изложениях и
сочинениях) обучающиеся могут употреблять как
простые, так и сложные предложения. Причем эта
работа проводится практически в плане
предупреждения и исправления допущенных ошибок.

Однако необходимо еще и умение критически
анализировать свою и чужую речь, элементарно
рецензировать сочинения других учащихся, а также
объяснять допущенные ошибки, выявлять их
причины, способы проверки.

Не следует забывать, что сочинения, рассказы
обладают огромной воспитательной силой, это
самовыражение личности ученика. Сочинение есть
способ включения детей в социальную жизнь, в
общение. Немалую роль играет и выбор тем: о
России, ее истории, о природе, о людях, на
литературные темы, о добром и прекрасном, о труде
и познаний.




Следующий: