Системное проектирование ситуации совместной продуктивной деятельности СПД

В новых социально-экономических условиях,
учитывая социальный заказ на получение среднего
общего образования в условиях
интеллектуального, нравственного,
коммуникативного сотворчества и сотрудничества
учебно-педагогического и родительского
коллективов и подготовку к продолжению
образования в высших учебных заведениях,
педагогический коллектив лицея № 77 обратился к
идеям концепции совместной продуктивной
деятельности учащихся, учителей и родителей
,
которая изменяет всю систему культурных условий
организации учения, тип управления учением,
поскольку в центр этой системы ставится сама
развивающаяся личность ученика
, а не факт
достижения определенных знаний. В организации
процесса усвоения знаний на первый план
выдвигаются не его рутинные, репродуктивные, а
творческие компоненты. Обучение творчеству, а не
знаниям, понятое как ценностная установка
инновационного обучения, означает формирование
способности личности изменять основу
собственной деятельности и взаимодействий,
строить и преобразовывать программы их
осуществления в сотрудничестве с другими людьми,
не утрачивая перед лицом неопределенного
будущего смыслы, ценности и цели человеческого
существования.

В концепции совместной продуктивной
деятельности (СПД), на мой взгляд, обобщены и
сконцентрированы лучшие мировые достижения в
обучении, воспитании и развитии, поэтому в своей
педагогической деятельностия использую
технологии «Проектирования ситуации СПД»
(Ляудис В.Я.).

Исходные теоретические положения

Основная педагогическая идея состоит в том, что
в условии совместной продуктивной и творческой
учебно-воспитательной и
проективно-организационной деятельности (СПД)
происходит становление и развитие единства
мотивационно-смысловой, нравственной и
интеллектуально-коммуникативной сферы личности
учащихся, учителей и родителей.

Структурной и управляемой единицей
учебно-воспитательного процесса согласно
концепции является специально организуемая
ситуация совместной и творческой деятельности
учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД).

Системное проектирование ситуаций СПД
предусматривает пять аспектов:

  • аксеологический (создание целе-смыслового
    поля),
  • постановка личностно- и социальнозначимой
    задачи,
  • организация работы в группе,
  • организация форм взаимодействия и
    сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик,
    учитель — родитель, ученик — родитель),
  • проектирование вышеназванных аспектов в
    сопряжении и динамике.

В условиях проектирования и реализации
ситуаций СПД происходит системное изменение
всех параметров учебно-воспитательного
процесса. При этом изменяются:

  • цели обучения — с усвоения предметных знаний
    на развитие личности,
  • позиции учителя — с
    предметно-ориентированной на
    личностно-ориентированную,
  • мотивационно-смысловые установки — от
    закрытости личности учителя, непререкаемости
    требований на откровенность и установку на
    совместную деятельность,
  • характер организации учебно-воспитательной
    деятельности
    — от репродуктивных заданий,
    овладения оперативно механической стороной
    деятельности на приоритет творческих и
    продуктивных заданий, где «погружение в
    деятельность» предшествует отработке отдельных
    элементов,
  • формы учебного взаимодействия — от
    подражания, следования образцу на многообразие
    взаимодействий, актуализации личного опыта,
    сохранение высокого уровня активности каждого
    обучающегося,
  • формы контроля — путем введения само- и
    взаимоконтроля.

Стратегия и практика инновационного
образования
изменяет содержание образования,
выдвигая на первый план творческие задачи,
которые включают в себя репродуктивные и
продуктивные.

Отличие между продуктивными и творческими
задачами можно определить по ряду признаков:

а) по степени активности поисковой
деятельности
: первые предполагают поиск и
определение среди известных способов наиболее
адекватных данной проблемной ситуации, тогда как
вторые (творческие задачи) требуют опоры не
только на осознаваемый, но и бессознательный
опыт решения, на интуицию, на конкретную
ситуацию;

б) по характеру достигаемого результата:
как правило, творческие задачи — это задачи с
“открытой” структурой — они имеют
неограниченное число решений и самих подходов к
решению, что делает их продукт субъективно
своеобразным, новым, непохожим на результаты
решения, полученные другими людьми, тогда как
продуктивные задачи всегда имеют строго
фиксированное число (в большей или меньшей мере
они полностью предсказуемы).

Отличие между классами продуктивных и
творческих задач
от классов задач репродуктивных
заключается в том, что развивающий потенциал
продуктивных и творческих задач выходит далеко
за рамки целей лишь познавательного развития.
Эти задачи обеспечивают развитие личности в
целом, что связано:

  • во-первых, с тем, что продукт их решения не
    имеет ограничений с точки зрения меры его
    социальной значимости и культурной
    полноценности, которая может неограниченно
    возрастать, тогда как продукт решения
    репродуктивных задач имеет лишь одно измерение -
    меру соответствия имеющемуся и заданному
    образцу.
  • во-вторых, решение продуктивных и
    творческих задач неизмеримо более высоко, чем
    решение задач репродуктивных, актуализирует,
    вовлекает личностный опыт, повышает чувства
    удовлетворенности учебной работой, радости, а
    также чувство самоценности личности ученика, что
    в большей мере содействует становлению его
    самосознания.
  • в-третьих, их решение ориентирует личность
    на настоящее и будущее, тогда как решение
    репродуктивных задач обращает личность на
    прошлое.

Таким образом, применяемая мною технология
совместной продуктивной деятельности позволяет
соединить обучение, воспитание и развитие в
единый процесс развития личности.

Пути реализации концепции

Для реализации описанной выше технологии
физика наиболее подходящий предмет. Являясь
основой научно-технического прогресса, физика
показывает гуманистическую сущность научных
знаний, подчёркивает их нравственную ценность,
формирует творческие способности учащихся, их
мировоззрение.

В соответствии c особенностями какой-либо темы
мною применяются следующие наработки:

1. Постановка продуктивной задачи на
учебное занятие.

1) Продуктивная задача (при изучении силы
трения, силы Архимеда):На основе самостоятельно
поставленного опыта найти: от каких величин
зависит и не зависит сила трения (сила Архимеда)

2) Продуктивная задача (при изучении
особенностей движения тела, брошенного под углом
к горизонту): Как помочь роботу-баскетболисту
попасть мячом в кольцо?

3) Продуктивная задача (при изучении центра
тяжести плоских фигур):Определить
экспериментально у вырезанной из картона
понравившейся фигуры центр тяжести

4) Продуктивная задача (при изучении равновесия
тела):Исследуя условия равновесия тел,
составить рекомендации для увеличения
устойчивости людей, предметов в критических
ситуациях (гололёд, движущийся транспорт и т.д.)

5) Продуктивная задача (при изучении мощности): Провести
коллективное самоисследование зависимости
скорости совершения работы от тренированности
мышц.

Применение такого рода продуктивных задач
формирует у учащихся умения и навыки планировать
свою деятельность, культуру работы в группах,
критичность мышления, настойчивость; развивает
творческие способности.

2. Постановка продуктивной задачи на
учебную тему.

1) Продуктивная задача (при изучении темы:
«Тепловые явления»):

Спроектировать и сделать «Полезную модель»,
используя знания о тепловых явлениях

2) Продуктивная задача (при изучении темы:
«Изменение агрегатных состояний вещества»):

Спроектировать и сделать «Полезную модель»,
используя знания о переходе вещества из одного
агрегатного состояния в другое.

3) Продуктивная задача (при изучении темы:
«Электрические явления»):

Спроектировать и сделать «Полезную модель»,
используя законы постоянного электрического
тока.

4) Продуктивная задача (при изучении темы:
«Электромагнитные явления»):

Произвести отбор и запуск электрического
двигателя для выполнения определённых видов
профессиональной деятельности.

5) Продуктивная задача (при изучении темы:
«Световые явления»):

Спроектировать и сделать «Полезную модель»,
на основе законов распространения света.

Такая постановка задания требует от учащихся
глубоких теоретических знаний по изучаемому
вопросу, большей самостоятельности и открывает
большие возможности для творчества, позволяя
идти любым путём к поставленной цели.

В результате применения технологии
совместно продуктивной деятельности,
у
учащихся повышается интерес к учению, как
следствие обнаруживаются более глубокие знания
по этим темам. Возможность реализовать свой
творческий потенциал, выполняя творческие
задания, формирует у учащихся веру в собственные
силы, раскрывает дальнейшие пути собственного
развития, содействует становлению самосознания.
Ситуация успеха, которая неизбежно создаётся в
условиях реализации совместной продуктивной
деятельности, позволяет учащимся определить
своё «место под Солнцем».

К. Э. Циолковский писал, что сначала он делал
открытия, известные всем, затем – известные
немногим и, наконец, никому не известные!

С целью повышения качества преподавания
использую на своих уроках работу на персональных
компьютерах, мультимедийный проектор на основе
программного материала: интерактивный курс
физики «Открытая физика» , интерактивная
энциклопедия «От плуга до лазера», «1С Репетитор»


Предлагаю конспект одного из учебных занятий,
выполненный в технологии реализации ситуации
совместно продуктивной деятельности (СПД).

Учебная тема: Электромагнитные явления.

Тема урока: Действие магнитного поля на
проводник с током.

Цель урока: Создать условия для
формирования ценности образования.

Задачи урока:

1. Закончить формирование понятия магнитное
поле. Познакомить учащихся с устройством и
работой электрического двигателя постоянного
тока.

2. Продолжить развитие умений и навыков работы с
приборами, отстаивать свою точку зрения,
творческие способности учащихся.

3. Формировать культуру работы в группах,
взаимодействия и сотрудничества с другими
людьми.

Продуктивная задача:

Произвести отбор и запуск электрического
двигателя для выполнения определённых видов
профессиональной деятельности (водитель
троллейбуса, рабочий у станка, рабочий с бытовой
техникой).

Дополнительное оборудование:

Мультимедийный проектор, демонстрирующий на
экран фрагменты из программы «Открытая физика».

Модель образовательной ситуации.

Дорогие ребята, знаете ли вы, что в марте 2003 г. на
Совете Развития Образования обсуждалась
проблема: формирования общества, основанного
на знаниях.
Основная идея которой: знания
сегодня — один из основных двигателей
экономического развития.

Я предлагаю вам в процессе изучения темы:
«Действие магнитного поля на проводник с током»
ответить на вопрос: Существует ли
необходимость формирования общества,
основанного на знаниях? Если да, то почему?
(вопрос
записан на доске)

Например, насколько необходимы теоретические
знания в будущей профессии?

Допустим, вы являетесь водителем троллейбуса
(первый ряд учеников), вы работаете у станка
(второй ряд учеников), а вы работаете с бытовой
техникой (третий ряд учеников).

Я вам предложу произвести отбор и запуск
электрического двигателя в соответствии с
особенностями профессиональной деятельности.

Что вам для этого нужно?(Возможный ответ
учеников: знания теории
.)

Давайте для начала познакомимся с основами
теории:

Каким образом можно создать магнитное поле? (Магнитное
поле существует вокруг проводника с током
).

Как обнаружить существование магнитного поля? (По
его действию на магнитную стрелку или при помощи
металлических опилок
)

Включается фрагмент из программы «Открытая
физика», который демонстрируется на экран при
помощи мультимедийного проектора.

В возможностях программы: показать магнитное
поле при помощи металлических опилок и силовых
линий при разных значениях и направлении силы
тока.

Рис. 1

Вы видите, что при изменении силы и направления
тока картина силовых линий магнитного поля
меняется.

Изменяется ли картина силовых линий магнитного
поля для проводника с током любой конфигурации?

Включается демонстрация магнитного поля
тока.

Демонстрируется возможность индикации
магнитного поля при помощи металлических опилок.

Рис. 2

Включается демонстрация магнитного поля
соленоида.

Рис. 3

Вы видите, что при разном направлении силы тока,
силовая линия изменяет своё направление, но в
обоих случаях: силовая линия внутри катушки
направлена вдоль её оси.

Таким образом, мы наглядно увидели, что вокруг
проводника с током существует магнитное поле.

Как доказать, что магнитное поле действует на
проводник с током? (при помощи эксперимента)

(Демонстрируется опыт по рис. 114 стр. 143
учебника Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,
2001.Ученики наблюдают выталкивание проводника с
током из магнитного поля подковообразного
магнита.)

Можно ли изменить направление действия
магнитного поля? (Да. Поменяв направление
течения тока и положение магнита, его полюсов.)

(Демонстрируется опыт по повороту витка с
током в магнитном поле подковообразного магнита.
Обращают внимание учеников, что рамка
поворачивается до тех пор, пока её силовая линия
не станет сонаправлена с силовой линией
постоянного магнита.)

Такое действие магнитного поля положено в
основу работы электрического двигателя.
Основными составляющими которого являются: статор
– неподвижная часть электродвигателя, из
постоянного магнита или электромагнита,
создающий магнитно поле. Ротор или якорь
подвижная часть электродвигателя, рамка с током
или несколько витков, надетых на железный
сердечник. Коллекторные пластины, надетые на
сердечник, к ним присоединены выводы катушки. Щётки
– металлические пластины, прижимающиеся к
коллекторным пластинам. Щётки служат для подвода
тока от источника к рамке. Под действием
магнитного поля статора ротор вращается и
производит работу.

В зависимости от задачи двигатель запускается
по-разному и имеет свои характеристики.

(Учащиеся разделены на группы по рядам:
водитель троллейбуса, рабочий у станка и рабочий
бытовой техники.)

Какими характеристиками должен обладать
двигатель для вышей профессиональной
деятельности? Подумайте и обсудите в группах.
Будьте готовы к само- и взаимопроверке.

(При помощи дозированной помощи учителя,
которая зависит от уровня развития класса
ученики приходят к выводу, что:
)

Двигатель троллейбуса: характеристики –
мощный, развивает большое усилие в момент его
запуска например: старт с места. Это двигатель с последовательным
возбуждением
электромагнита (статора) и
ротора.

Двигатель станка: характеристика –
постоянная частота вращения. Это двигатель с параллельным
возбуждением
статора и ротора.

Для бытовой техники характерны – большое
усилие в момент пуска и возможность
регулирования скорости вращения, например при
помощи изменения силы тока реостатом.

Ученики производят запуск двигателей.

(По ходу действия задаётся вопрос:)

Почему электродвигатели находят такое широкое
применение?(экологически чистые, большой КПД =
98%, можно изготовит двигатели с разной мощностью
)

Итак, как вы считаете, есть ли необходимость
формировать общество, основанное на знаниях? (Да)
Почему?

Ученики отвечают и вместе с учителем
формулируют следующие выводы:

  1. Знание – основа профессиональной деятельности.
  2. Знания – основа для получения новых знаний.
  3. Знание – основа преобразования окружающего
    мира на пользу человека!

Следующий: