Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории


Мне думается, если школьнику с младших классов
внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама
жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем,
связанных с причинами неуспеваемости учащихся,
инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь
образование и воспитание единое целое в
образовательном процессе. В обучении происходит
воспитание решительности, порядочности,
самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример
благородства и самопожертвования, не списывая,
сам решил трудную задачу — воспитание силы воли
и честности. И творчески работающий учитель сам
самостоятельно отбирает среди современных
педагогических технологий те, которые
становятся эффективными в учебно-воспитательном
процессе для его учащихся.

В условиях перехода общеобразовательных школ к
ФГОС второго поколения перед учителями ставятся
задачи: формирование знаний в соответствии с
новыми государственными образовательными
стандартами, формирование универсальных
действий, обеспечивающих все учебные предметы,
формирование компетенций, позволяющих ученикам
действовать в новой обстановке на качественно
высоком уровне.

На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду
первых, отвечающих за результаты современного
национального воспитательного идеала, который
способен принимать судьбу Отечества как свою
личную и осознавать ответственность за
настоящее и будущее своей страны.



Свою задачу как учителя истории я вижу в
создании собственной методической системы,
основанной на системно-деятельностном подходе.
Используя метод проектного обучения, я ставлю
цель: воспитать учебную самостоятельность и
превратить ученика в субъект процесса учения,
заинтересованного в самоизменении и готового к
нему. Метод ориентирован на творческую
самореализацию развивающейся личности и
овладение учащимися универсальных действий.
Кроме того, в ходе проектной деятельности
формируется детский коллектив, который живёт и
работает в определённом составе в течение
некоторого времени. Разумеется, лидерские
качества надо воспитывать и проект предлагает
альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе
со всеми, учит работать сплочённее.[1]

При выборе типа проекта по доминирующей
деятельности учащихся я остановилась на 2-х
типах. Первый — практико-ориентированный тип
отличается четко обозначенным результатом,
ориентированном на социальные интересы самих
учащихся и моральные принципы: отзывчивость,
верность долгу, ответственность за коллективно
принятые решения. Второй тип проекта -
информационный, который предполагает сбор
информации о каком — либо объекте, явлении,
ознакомление с этой информацией, её анализ,
обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. Эффективность проектной деятельности
достигается при условии исследования различных
источников информации и грамотного обоснования
собственной точки зрения на рассматриваемое
явление. В 6 классе по истории средних веков на
практико-ориентированный проекте по теме: «Столетняя
война и влияние ее итогов на политическое
развитие Англии и Франции», учащиеся сами
исследовали разные причины войны двух стран
и сделали умозаключение об одинаковых политических
последствиях для Англии и Франции в XVв. то есть
в результате Столетней войны в этих странах
складывались централизованные государства с
абсолютной монархией. < Приложение 1>.

Информационный проект по теме: «Процесс
развития ремесла и торговли раннего
средневековья и его последствия в позднем
периоде средневековья» был направлен на
исследование гипотезы о существовании связи
между отделением ремесла от сельского хозяйства
и изменениями социальной структуры общества.
< Приложение 2>

На итоговом уроке учащиеся представили схему
«Причины и следствия отделения ремесла от
сельского хозяйства», опорный сигнал
«Управление коммуной», рисунки «Борьба городов
с сеньорами». Изготовленные собственными руками
макеты гербов ремесленных мастерских, орудий
труда, эскизы моделей одежды патрициев. На защите
презентации были отмечены результаты
исследовательской деятельности: во-первых,
торговля между городом и деревней
способствовала развитию рыночного механизма, во-вторых,
укрупнение ремесленного производства привело к
появлению мануфактур, в-третьих, в развитых
государствах Европы зарождалась прослойка
буржуазии, слой наёмных рабочих, а значит,
изменялась социальная структура общества.

Применение метода проектной деятельности
позволил реализовать принцип проживания
учеником конкретных ситуаций, в соответствии с
которым осуществляется личное принятие каждым
учащимся целей и содержания проекта и
формирование личного опыта ребёнка.

В результате опытно-экспериментальных
проектов на 1-2-х часовом уроке, я обнаружила
преимущества графических способов
представления информации в проектной работе:

- с использованием графических схем можно
представить весь проект целиком, увидеть
выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;

- когда информация представлена графически,
легче генерировать новые идеи ( это полезно и для
преподавателя, и для учащихся);

- повышается учебная мотивация, ученикам легче
воспринимать графические образы;

- с использованием схем можно «пораскачивать»
свое мышление, сделать его более гибким,
подвижным, избавиться от зашлакованности,
стереотипов, догматическое мышление превратить
в критическое;

- на графической схеме хорошо виден путь от
общего к частному, и обратно путь «снизу вверх».

Графические способы: кластеры, ментальные
карты, денотатные графы, схема Фишбоун,
концептуальные таблицы — это удобный инструмент
для отображения процесса мышления и
структурирования информации в визуальной форме.
Образовательный процесс происходит не в логике
учебного предмета, а в логике деятельности,
имеющей личностный смысл для ученика, что
повышает его мотивацию к самообразованию. [2]

На уроке в 8 классе по теме: «Война, изменившая
карту Европы»
, графически были изображены
причины, повод, подготовленность участников к
войне, что облегчило трудность самостоятельного
анализа причин поражения Франции в войне. В
результате мыслительной деятельности по схемам
информационных единиц ученики создали наглядную
конструкцию изучаемого события. < Рисунок 1 >

Графический способ Фишбоун «рыбная кость»
помогла наглядно и понятно для учащихся
структурировать учебный материал и найти
эффективное решение в сложной ситуации: «Парижская
коммуна — это подвиг коммунаров или бунт?»

Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся разложили
на схеме причины поражения коммунаров (путь
насилия — декрет о заложниках, незавершённость
реформ в условиях войны, отсутствие поддержки
провинций) и факты (помощь версальцам из
Германии, разжигание ненависти к парижанам,
обоюдная жестокость гражданской войны). Анализ
схемы подвёл к выводу, что неоправданное насилие
коммунаров оттолкнуло многих парижан и
превратило их в бунтовщиков, но, даже утратив
социальную опору, коммунары оставались героями,
которые пытались осуществить утопическую мечту
об обществе социальной справедливости и
демократии. < Рисунок 2 >



Использование прогрессивных образовательных
методов есть фактор повышения профессионального
мастерства педагогов, находящихся в поиске
ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе
получить компетентного выпускника, способного к
профессиональному самоопределению, к жизни с
людьми других культур, языков, религий.

Формированию компетенций в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, в
гражданско-общественной и социально — групповой
деятельности способствует цепочка
мотивационного аспекта: вера в успех,
вдохновение, интерес, внутренний мотив
(самоутверждение, саморазвитие,
самосовершенствование). Чтобы обучение
становилось эффективным, а учение социально -
значимым для самих учеников, на уроке по теме:
«Полтавская битва» в 7 кл, ученикам даю заведомо
легкое задание I уровня, а когда ученики обретают
уверенность в своих силах, предлагаю задания II и
III уровня сложности. Психологи выделяют три
уровня развития познавательной мотивации: 1-
широкий познавательный, направленный на
усвоение новых знаний; 2 — побуждает к овладению
способами добывания знаний; 3 — мотив
самообразования, основанный на внутренних
мотивах самосовершенствования. К уроку я
составила свою таблицу заданий с учётом
индивидуальных особенностей учащихся. табл.1

Задания с учетом индивидуальных
особенностей учащихся

табл.1


Уровень Цель Задание (правополушарные) Задание (левополушарные)
I Повысить осознанность учебной работы
учащихся
Обосновать выбор времени и места
сражения
Сравнить военно-техническое состояние
противников
II Способствовать прочному запоминанию
через универсальные действия
Нарисовать схему расположения и
действия войск на контурной карте (визуалы)
Написать письмо домой от имени
участника сражения с характеристикой поведения
Петра I (аудиалы)
III Формировать качество устной речи и
содержательность ответа
Найти строчки в поэме А.С. Пушкина
«Полтава», которые могут передать дух и
настроение сражения.
Смоделировать: «Что было бы, если бы
русская армия проиграла в Полтавской битве?»

В результате у учащихся окрепла вера в
собственные силы, сформировалась стойкая
положительная мотивация к самостоятельной
работе.

Основным приоритетным направлением в обучении
старшеклассников остается развитие
критического мышления. Необходимость в нем
продиктована сегодняшним временем: уметь быстро
ориентироваться в стремительно растущем потоке
информации и находить нужное, уметь осмыслить и
применить полученную информацию. Развитие
критического мышления ориентировано на
выработку таких качеств личности, как
рефлективность, самостоятельность,
толерантность, ответственность за собственный
выбор и результаты своей деятельности. Работа с
документально — методическим комплексом ( ДМК)
способствует развитию критического мышления.

В 9 классе на уроке «Изменение в политической
системе Российской империи» был подбор ДМК: 1)
отрывок из письма Николая II матери 1905г октябрь,

2) комментарии историка Р.Ш. Ганелина
«Российское самодержавие в 1905г. Реформы и
революция»,

3) таблица Динамика стачечной борьбы в годы
первой русской революции,

4) сравнительная таблица Партии и взгляды в годы
первой русской революции,

5) отрывок «Из Основных законов Российской
империи 1906г апрель»,

6) отрывок «Из петиции рабочих и жителей
Петербурга для подачи царю Николаю II 1905г январь»

Проблема:

Превращение России в Конституционную
монархию было следствием революции 1905 -1907гг. или
являлось неизбежной закономерностью
исторического развития?

Работа с ДМК поставило учеников в ситуацию
выбора, за который нужно нести личную
ответственность, находить аргументы «за» и
«против», иметь навык публичного выступления.
Поэтому мыслительные и поведенческие стратегии
учащихся формировались самими школьниками.

Предметный потенциал

: самостоятельность
познавательной деятельности гарантирована
непредсказуемостью версий, возникающих в ходе
работы с ДМК. Вопросы к текстам составлялись в
два варианта: 1- репродуктивный (освоить, понять), 2
- творческий ( извлечь внетекстовую информацию,
«вытащить» из него скрытые факты).

Вопросы 1 варианта:

1. Почему аграрный вопрос был самым насущным на
тот период в России?

2.Какие пути разрешения государственных
проблем видел Николай II?



3.Какие требования предъяв-ляли к власти
различные слои населения?

Вопросы 2 варианта

:

1.Что было общего и различного в программах
общероссийских политических партий?

2.Почему Николай II предпочел «конституционный
путь»?

3. Был ли государственный переворот 3 июня 1907 г.
коренным изменением существующей
общественно-политической системы?

Воспитательный потенциал: отказ от лобовой
назидательности, от прямолинейного воздействия
на школьников и предупреждение неуспеваемости
учащихся.

Интегративный потенциал: тексты ДМК
отличаются многожанровостью и возможна работа
учи-телей разных предметов с одним и тем же
текстом (история и литература, история и русский
язык, история и ИЗО, история и география).

Эстетический потенциал:

подбор включает
документальные материалы, художественные
произведения, исторические публикации,
автобиографический материал и т.д.

Результат: контрольно-оценочная система
учителя усиливает потенциал самообразования
учащихся, так как учитываются фундаментальные
знания и аналитические умения.

Вывод:

системно-деятельностный подход
становится эффективным, когда учителю удаётся
перевести собственную цель — «научить ребёнка»
в собственную цель ученика — «научиться».

В основе метода развития критического мышления
лежит непосредственная работа ученика с текстом,
сопровождаемая действиями ученика (ведение
дневника, составление таблиц, маркировка),
которые позволяют отслеживать собственное
понимание. На этапе осмысления ученик формирует
личностное отношение к проблеме и фиксирует его
с помощью собственного текса, либо своей позиции
в дискуссии. На этапе рефлексии — оценивается
глубина, четкость, логичность высказывания.
Высоко оценивается культура речи и историзм
мышления.

Сочетание методов деятельностных технологий
воплотились в уроке деловая игра по теме
«Внешняя политика СССР в 30-е гг.» в 9 классе. Тип
урока: усвоение и применение знаний, умений и
навыков. Учебная цель: выяснить причины нового
сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.,
развивающая: сравнить политические мотивы
руководства двух стран при заключении Пакта о
ненападении 1939г., воспитательная: оценить
последствия Пакта о ненападении и
дополнительного секретного протокола для СССР с
моральной и правовой позиции.

Учитывая сформированный познавательный
интерес и эмоционально — волевую сферу
старшеклассников, я организовала работу
учащихся в группах: «Дипломаты МИДа»,
«Политологи», «Историки — аналитики», которые
должны были высказать своё видение поставленных
проблем. Анализ документов, составление
сравнительных таблиц, вопросы «мозговой штурм»
помогли учащимся найти ответы на вопросы:
Причины сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.?,
Причины затягивания Англией и Францией
подписания равного 3-х стороннего соглашения с
СССР? Стратегические и тактические замыслы
руководства СССР и Германии при заключении Пакта
1939г. и его последствия для Советского Союза?

В завершении урока были выступления каждой
группы по заданной ей проблеме. Способы
целенаправленной взаимосвязанной деятельности
учителя и учащихся, вызывали внешне
затруднительное положение для учеников, но
побуждающее к деятельности для его преодоления.

Системно-деятельностный подход в обучении
истории отводит ученику роль не объекта, а
субъекта учебного процесса и способствует
формированию ценностно-смысловых,
общекультурных, учебно-познавательных
компетенций. Нет неспособных учеников, есть
непродуманные средства воздействия на ученика.

Список использованной литературы.

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. — М., 2005.

2. Лебедева М.Б. «Во всем нам хочется дойти до
самой сути:» — Алхимия проекта: Метод.
разработки мини-тренингов для слушателей и
преподавателей программы Intel O «Обучение для
будущего». — М., 2005, с. 24-29.




Следующий: