Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились
запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний
ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и
учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой
субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой
отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем
воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного
материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся:
нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования
сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а
сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить
задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения.На этой
методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной
школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в
самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является
значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что
человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс
обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи,
противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность
каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и
той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную
проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания,
планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню
исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны
научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях
“знать”, “уметь”, конкретизируемых применительно к историческому материалу.
Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть
учащиеся. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений),
“сравнивать…”.

На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся,
заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования
деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в
выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это
деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из
нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер.
Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку
зрения.

На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических
источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических
ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Традиционный
комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится к формуле
“опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися”, а может
быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы
школьников.Самостоятельная работа всего класса предпочтительна там, где речь
идет о значительных по охвату исторического материала характеристиках,
периодизациях эпох, процессов, масштабных событий. Кроме того, коллективное
рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки
отсчета, критерии периодизаций или оценок, провести обмен мнениями.

В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников,
трудов историков, будут полезнее для индивидуальной работы, в которой каждый
ученик может пройти свой путь познания.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы,
рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в
логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию,
закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы,которая станет итогом анализа и
сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На
основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся
давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не
только получить систематизированную историческую информацию о том или ином
событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом
пространстве.

Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов
познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует
формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям
исторических фактов.

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной
деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы,
учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных
изысканий.

Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений
объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям,
навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в
соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

  • Изложение исторических событий от имени одного из участников,
    свидетелей, современников или потомков;
  • Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их
    непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения
    и оценки.

Моя задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных
возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или
    иной проблеме,
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде
всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко
возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование
нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр,
исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Применяю следующие интерактивные методы:

  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков
  • В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят
    дебаты. (Приложение 1)

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и
события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать
не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она
сформировалась.

Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:

  • способствовать становлению гражданского общества в России;
  • развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение,
    цивилизованную дискуссию;
  • формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики,
    способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки
    поисковой и исследовательской деятельности.

Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь
использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной
полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации, находить
необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая, соревновательная
форма проведения “Дебатов” позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в
неформальной обстановке.

Походу работы ребята должны доказывать какую-либо точку зрения вне
зависимости от своих личных убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся
воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных
утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение,
даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и
нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата. Существуют
определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с
религиозными, национальными и политическими убеждениями. Более сложным моментом
является сохранение командного духа, недопущение такой ситуации, когда победа
команды зависит от выступлений одного игрока.

Этапы работы.

1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по
предложенной теме.

2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически
осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.

3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего
выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было
эмоциональным и интересным по форме.

4. Построение линии аргументации, доказательной базы.

5. Построение линии опровержения.

6. Ознакомление с правилами этикета полемики.

  • Быть честным, используя ту или иную информацию.
  • Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек
    зрения.
  • Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
  • Уважать другого, искать решение совместными усилиями

Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной
технологии в учебной и воспитательной целях.

Игры на уроке.

В среднем звене – в 5-9 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на
уроке истории и обществознания — активная форма учебного занятия, в ходе которой
моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают»
и «действуют» люди — участники исторической драмы. Главная цель такого занятия -
это создание игрового состояния — специфического эмоционального отношения
субъекта к исторической действительности.Понятно, что такая трудная задача
требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все
новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Деловая игра
моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой,
ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего
исторические события (археолога, писателя, журналиста):

игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация
современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов,
телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка
к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации
современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на
индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник,
фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом
событии.

Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся
в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль
представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.
Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» — «так могло
быть». Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку «удается
прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее,
справедливее».

Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии,
профессию, социальное положение своего «героя», и даже в ряде случаев готовит
костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление
о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры
помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи»,
«увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной
исторической ситуации определенного времени.

Практическое занятие

– форма учебных занятий по истории, где на основе
ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные
задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или
осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного
изучения прошлого.

  • лабораторные занятия;
  • групповые, фронтальные семинары;
  • конференции;
  • участие в проектах.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода,
а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и
самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры,
коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое
общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей
установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть
системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не
сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,
становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие
результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким
образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно
изменяющихся условиях.

Следующий: