Системно-деятельностный подход в начальной школе с ИКТ

Решаемые проблемы:

Как сумму двух чисел разделить на число?

Цели:

  • познакомить с различными способами деления
    суммы на число, каждое слагаемое которой делится
    на это число;
  • способствовать развитию умения сравнивать,
    анализировать, обобщать;
  • способствовать формированию интереса к
    изучению математики.

Предметные результаты:

Научатся

различным способам деления суммы на
число, каждое слагаемое которой делится на это
число.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

выделять и формулировать то,
что уже усвоено и, что еще нужно усвоить;
использовать установленные правила в контроле
способа решения; устанавливать соответствие
полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель; ставить и
формулировать проблемы; ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности.

Коммуникативные:

определять цели,
функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; задавать вопросы,
необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты:

самооценка на основе критериев успешности
учебной деятельности; навыки сотрудничества в
разных ситуациях.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный
проектор, карточки-инструкции, алгоритмы
вычислений, демонстрационные материалы (яблоки,
тарелки, мешочек, елка), магниты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Слайд 2 (см.презентацию)


Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Проверьте, все у вас в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Принес нам Знайка снова в класс
Новый материал для вас.
Но прежде чем его узнать,
Нам надо устно посчитать.

2. Устный счет

Слайд 3

Состав числа

- Ребята, прошло совсем немного времени с тех
пор, как мы встречали Новый год. Все мы наряжали
новогоднюю елку. Давайте сегодня поможем
Снеговику нарядить лесную красавицу.

Необходимо представить число 60 в виде суммы
двух слагаемых, каждое из которых делится на 5.
Назовите игрушки с этими числами.

(Задание в виде игрового слайда.)

Слайд 4

Круговые примеры

-У зайчика разорвались елочные бусы. Надо
помочь ему их собрать. По какому принципу будем
их собирать? (Круговые примеры)

Дети по цепочке называют примеры.

Слайд 5

Проверка (елочные бусы).

Слайд 6

Предъявление результатов деятельности
(новогодняя елка, благодарность Снеговика и
Зайчика).

3. Изучение нового материала

Слайд 7

Создание проблемной ситуации

- А сейчас Знайка-математик предлагает вам
найти значения следующих выражений.

Предлагается решить примеры:

(40+8):6 (20+80):10 (30+27):3

(Последний пример должен вызвать затруднение)

Проблемный диалог:

- Ребята, смогли решить? (Нет)

- В чем затруднение? (Сумма не делится)

- Чем вычисления не похожи на другие? (А в
других сумма делилась)

- Какая тема урока (Деление суммы на число)

!!! Примечание:

Проблемная ситуация не срабатывает, тогда:

1. Некоторые ученики решили.

- Ребята, смогли решить? (Нет, да)

- Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.

- А остальные ребята, в чем у вас затруднение?
(Сумма не делится)

- Чем вычисления не похожи на другие? (А в
других сумма делилась)

- Какая тема урока (Деление суммы на число)

2. Все решили.

- Ребята, смогли решить? (Да)

- Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!

- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом
примере сумма не делится на число)

- А сколько у вас получилось? (Дети называют
разные ответы)

- А как же так? Задание одно, а результаты разные?
(Решили неправильно)

- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как
делить сумму на число)

- Какая же тема урока? (Деление суммы на число)

Постановка задачи

- Итак, сегодня мы будем учиться делить сумму
чисел на число.

Я предлагаю вам решить следующую задачу.

Слайд 8

Открытие нового знания

Решите задачу.

6 красных и 4 зеленых яблока разложите поровну
на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую
тарелку?

Задача демонстрируется на наглядных пособиях.

Класс делятся на две группы.



Задание первой группе:

1) Все яблоки лежат в мешочке. Дети, не
заглядывая в мешочек, достают по 2 яблока и
раскладывают на тарелки по одному на каждую. На
каждой тарелке окажется, что количество яблок
одного цвета не совпадает. (Если, так не
получается, то обращать на это внимание не стоит,
т.к. требовалось только то, чтобы яблок было
поровну.)

2) Записать свои действия математическим
выражением.

Задание второй группе:

1) Разложить поровну на две тарелки сначала
красные яблоки, а затем – зеленые.

2) Записать свои действия математическим
выражением.

Отчет групп.

На доске появляются записи:

(6+4):2=5 (ябл.)

Ответ: по 5 яблок положили на каждую тарелку.

6:2+4:2=5 (ябл.)

Ответ: по 5 яблок положили на каждую тарелку.

Обобщение полученных знаний

Слайды 9-11

Слайды 12

Анализ данных выражений:

- Что общего в этих выражениях? (Одинаковые
значения выражений)

- В чем разница? (В способах записи выражений, в
способах решения)

- Итак, задача у нас была одна? (Да)

- А способы решения? (Разные)

- Можем мы сейчас решить новый пример? (Да)

- Кто хочет его решить?

Один ученик решает пример с комментированием у
доски с подробной записью. Остальные записывают
в тетради.

(30+27):3=30:3+27:3=10+9=19

Слайд 13

Обобщение способов вычисления

- Итак, ребята, как же можно сумму разделить на
число:

1. Можно вычислить сумму и разделить на число.

2. Можно каждое слагаемое разделить на число и
полученные результаты сложить.

Учащимся предлагается собрать алгоритмы
способов вычисления из фрагментов:

Задание на развитие логического мышления

- Ребята, измените условие задачи так, чтобы она
решалась только одним способом.

7 красных и 3 зеленых яблока разложили поровну
на две тарелки. Сколько яблок положили на каждую
тарелку?

Решение:

(7+3):2=10:2=5 (яб.)

Ответ: по 5 яблок положили на каждую тарелку.

Физкультминутка


Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд 14

Работа с учебником на стр. 13 №1 – устно.

Вычисли с устным объяснением:

(80+16):4 (30+21):3 (11+13):6

Решая пример (11+13):6, возвращаемся к уже
известному способу вычисления – сначала находим
сумму, а затем выполняем деление.

Слайд 15, 16

Самостоятельная работа

Выполняют задания в рабочей тетради на
закрепление изученного материала (№45 на стр. 19).

Самопроверка

Расположи ответы в порядке возрастания и
получи слово. Запиши в тетрадь.


14

6

12

21

7

9

13

Е

М

О

Ц

О

Л

Д

Примечание: ты получишь два ответа с числом 9.
Используй его только один раз.

Дополнительное задание

(к №45 на стр. 19 в рабочей тетради)

Распределите выражения в два столбика. Найдите
лишнее выражение. Выполни задание в тетради.

5. Итог урока

- Ребята, чему учились сегодня на уроке?

- Мы учились делить сумму на число.

- Как разделить сумму на число?

Называют два способа.

Рефлексия

Слайд 17

- Ребята, а сейчас, оцените свои знания и работу
на уроке разноцветными магнитами-игрушками,
повесив их на нашу елку.

  • Если было интересно, легко на уроке, во всем
    разобрались – желтый магнит.
  • Если иногда были трудности, сомнения, не совсем
    понравилась работа – зеленый магнит.
  • Если не разобрались в теме, было не очень
    интересно – синий магнит.

Оценивание учащихся

Домашнее задание

Слайд 18

стр. 13 №5, заполнить магический квадрат (один по
выбору)

Литература

  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как
    открывать знания с учениками: Пособие для
    учителя. – М., 2006.
  • Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. Учеб. для 3
    кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2006.
  • Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике №2
    для 3 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.



  • Следующий: