Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию

Человек достигнет результата,
только делая что-то сам…
(Александр Пятигорский, русский философ)

Требования, предъявляемые к ЕГЭ, отражают
запросы и потребности общества, родителей на
овладение учеником необходимых компетенций.
И уровень этих компетенций высок. Все эти вызовы
требуют от учителя применения деятельностных
технологий и приёмов, позволяющих реализовать
поставленные задачи:

- глубокое и полное усвоение обществоведческих
понятий;

- систематизация, обобщение знаний;

- достижение высоких баллов на ЕГЭ, ГИА
по обществознанию.

Системно-деятельностная технология
подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА
включает пять взаимосвязанных и
последовательных этапа. Такая поэтапная
подготовка позволяет учителю организовать
учебный процесс как самостоятельный,
творческий поиск самого ученика в партнёрском
взаимодействии с учителем.

1 этап

— работа с понятиями на уроках и
курсах по выбору, элективных курсах.

  • выделение ключевых слов-маркеров;
  • подчеркивание;
  • перевод из одной знаковой системы в другую;
  • эссе.

2 этап

— работа с интерактивными
презентациями

  • дальнейшее углубление знания;
  • систематизация и классификация знаний.

3 этап

— работа с текстами

  • внимательное прочтение текста;
  • составление плана простого и сложного;
  • выполнение заданий С1 — С4.

4 этап

— работа с рабочими тетрадями

  • закрепление и самопроверка своих знаний.

5 этап

— работа с тренажёрами.

  • выполнение тестовых заданий, сформированных в
    соответствии с кодификатором ЕГЭ.

Прием использования маркеров

Умение работать с понятием одна из
метапредметных компетентностей учащегося. Прием
использования маркеров — эффективный механизм
формирования данной компетентности. Маркер -
это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер -
это смысловой ключ к понятию. Работая над
определённым понятием в тесте, учащийся
учится находить «слово — маркер» — главное
смысловое слово. Оно является ключевым в работе
над заданиями теста.

Например:

- понятие — «индивидуальность» — маркер -
«своеобразие».

- понятие — «индивид» — маркер — «типичное,
общее».

- понятие — «суверенитет» — маркер -
«независимость».

Прием использования подчёркивания

Данный приём ведёт к глубокому усвоению
обществоведческих понятий, а также позволяет
учащимся успешно справляться с заданиями части
С, требующими дать определение понятия и
составить два предложения, раскрывающими
сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например:

при работе с термином «право»
учащимся предлагается

1) подчеркнуть главные слова.

Право — система общеобязательных правил
поведения, принятых государством и
обеспечиваемых силой государственного
принуждения
.

2) представить данное определение в виде
четырёх предложений (это и есть признаки права).

Интерактивные презентации

разработаны к
каждой кодификаторной единице обществознания,
поэтому с ними очень удобно работать.
Презентации сделаны в интерактивном режиме и
позволяют их использовать и на уроке, и при
самостоятельной подготовке к ЕГЭ в течение года.

Важнейшим общеучебным умением выступает
умение составлять развернутый план текста,
темы
. В варианте КИМ ЕГЭ появилось задание С 8,
выявляющее уровень сформированности этого
умения. Экзаменационная работа по
обществознанию в рамках государственной
(итоговой) аттестации в IX классе включает задание
по составлению плана к фрагменту текста. Основы
умения составлять план закладываются на ранних
ступенях обучения на уроках русского языка,
литературы, истории. Тем не менее, многие
учащиеся слабо владеют этим умением. Иными
словами, переноса умения, сформированного при
изучении другого предмета, не происходит.

Этапы работы могут быть следующими

:

  • составление простого плана
  • выявление особенностей сложного плана
    (преобразование простого плана на основе
    содержательно-логических связей, соподчинения
    его пунктов)
  • составление плана с «дырками»
  • составление плана лекции
  • составление планов по алгоритму (однообъектная
    тема и многообъектная тема).

Обучать деятельности — значит делать учение
мотивированным, учить ученика оптимально
организовывать свою деятельность, помогать
сформировать умение контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки.

Приложение.

Следующий: