Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку

Процессы обновления в сфере обучения
иностранным языкам в отечественной школе
создают ситуацию, в которой педагогам
предоставлены право и возможность
самостоятельного выбора моделей построения
курсов обучения иностранным языкам, учебных
пособий, новых технологий. Именно учитель в новых
условиях должен выбрать из множества
методических систем ту, которая в большей
степени соответствует современным
педагогическим реалиям и конкретным условиям
обучения иностранным языкам. Понимание учителем
процессов, лежащих в основе функционирования и
развития современной системы обучения
иностранным языкам, способствует выбору
наиболее эффективного пути к достижению искомых
результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я
слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю – я
усваиваю” и смысл данной пословицы отражает
суть системно-деятельностного подхода.

В деятельностном подходе выделяется результат
деятельности на что и нацелены стандарты второго
поколения — развитие личности ребенка на основе
УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было
впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие.
Что значит «деятельность»? Во-первых,
деятельность — это всегда целеустремленная
система, система, которая нацелена на результат.
Во-вторых, результат может быть достигнут только
в том случае, если есть обратная связь (коррекция,
обратная ориентация ). Важно увидеть, что все
действия не разорваны. В-третьих, в деятельности
надо учитывать психолого-возрастные и
индивидуальные особенности развития личности
ребенка и присущие этим особенностям формы
деятельности. Таким образом, любая деятельность,
осуществляемая её субъектом, включает в себя
цель, средство, сам процесс преобразования и его
результат. Задача школы на современном этапе — не
дать объем знаний, а научить учиться

Основной принцип деятельностного подхода
состоит в том, что знания не преподносятся в
готовом виде, учащиеся получают информацию,
самостоятельно участвуя в исследовательской
деятельности. Задача учителя при введении или
отработке материала состоит не в том, чтобы все
доступно объяснить и рассказать. Учитель должен
организовать исследовательскую работу учеников,
чтобы они сами нашли решения проблемы,
отработали в речи грамматические и лексические
структуры. Для активизации познавательной и
практической деятельности учащихся на уроках
иностранного языка можно использовать
разнообразные приёмы, формы и методы организации
учебно-воспитательного процесса. Использование
деятельностного подхода формирует мотивацию
учащихся к изучению иностранного языка, создаёт
положительный эмоциональный фон урока. Приемы
работы могут быть разнообразны: игровые формы
деятельности при введении и закреплении новой
лексики, использование игрушек, активизация
речевой деятельности с помощью разнообразного
дидактического и раздаточного материала,
создание компьютерной анимации и слайдов,
озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает
самостоятельное языковое поведение, выбор
лексики, интонаций и стиля поведения в заданной
ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая
жизненные ситуации. Применима деловая игра
(модель взаимодействия людей в процессе
достижения некоторой цели) и дискуссия (спор,
обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках
иностранного языка целесообразно применять
парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый
учащийся получает тему и прорабатывает ее по
частям в парах сменного состава. Названия частей
записывается в тетрадь. После проработки всего
текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г.

можно
использовать при составления тем или как
подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей
темы. Его задача – по плану восстановить
содержание темы по текстам, которые имеют разные
учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем

предназначена
для организации изучения теоретического
учебного материала на основе работы учащихся в
парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2
учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет,
напоминает, учит второго, проверяет уровень его
понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа.

Эта методика
предназначена для организации процессов
повторения, закрепления, тренировки. На
специальных карточках оформляются 5-6 упражнений
с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с
ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных
заданий
. Индивидуальные задания представляют
собой набор карточек, включающий все типы
вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на
вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй
отвечает. У первого ученика есть объяснения
ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются
команды учащихся, каждому из учеников
предоставляется только часть информации,
необходимой для выполнения какой-либо учебной
задачи. Учащимся приходится по очереди учить
друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах
дети работают над темой или лексикой. После этого
группы сравнивают результаты своей работы.



3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию,
которая нужна им для выполнения и презентации
своей работы.

В основе всех этих приёмов и методов лежат
принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала
на максимальном уровне и обеспечение усвоения на
уровне минимума (государственного стандарта
знаний). Принцип деятельности — заключается в
том, что ученик, получает знания не в готовом
виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической
комфортности
– создание на уроках
доброжелательной атмосферы, развитие
диалогических и монологических форм общения.
Принцип вариативности – формирование
учащимися способностей к выбору вариантов.
Принцип творчества – приобщение
учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного
языка огромна: учитель должен построить урок так,
чтобы передать часть своих функций учащимся,
найти причины неудач, использовать проблемные
формы обучения, показать ученикам критерии
оценки и самооценки, отслеживать реальный рост
знаний каждого ученика, принимать мнение
ученика, обучая правильным формам выражения
мнения, создавать атмосферу сотрудничества и
хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А.
Дистервега гласят: “Настоящий учитель
показывает своему ученику не готовое задание,
над которым положены тысячелетия труда, но ведет
его к разрабатыванию строительного материала,
возводит здание с ним вместе, учит его
строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть
деятельности учителя при использовании
системно-деятельного похода. Роль учителя на
таких уроках иностранного языка огромна: учитель
должен построить урок так, чтобы передать часть
своих функций учащимся, найти причины неудач,
использовать проблемные формы обучения,
показать ученикам критерии оценки и самооценки,
отслеживать реальный рост знаний каждого
ученика, принимать мнение ученика, обучая
правильным формам выражения мнения, создавать
атмосферу сотрудничества и хорошего
психологического климата. Процесс обучения в
рамках коммуникативно-деятельностного подхода
строится по модели коммуникации. В соответствии
с этой моделью обучение максимально приближено к
реальному общению. Поскольку обсуждаемые
проблемы не имеют, как правило, однозначного
решения, то обсуждающие их участники – учитель и
ученики – равноправны как речевые партнеры.
Поэтому основной чертой данного подхода
является коммуникативность, которая включает в
себя целый ряд характеристик, позволяющих
осуществлять переход от первых социальных
контактов к ситуациям. “Коммуникативность
предусматривает речевую направленность
обучения, стимулирование речемыслительной
активности, обеспечение индивидуализации, учет
функциональности речи, создание ситуативности
обучения, соблюдение принципа новизны и
нешаблонности организации учебного процесса”
(Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным
языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.:
Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Кроме того, данный подход позволяет
реализовать принцип индивидуализации, так как
“овладение коммуникативной функцией
иностранного языка предполагает учет
индивидуальных особенностей, интересов
учащихся, их способностей, наклонностей и
пожеланий” (Гальскова, Н.Д. Современная методика
обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.:
Арти-Глассо, 2000 – 281 с.; 126)

Коммуникативная методика способствует
быстрому овладению учащимися навыками
разговорной речи. Это обеспечивается за счёт
усвоения различных видов монологической речи,
типовых диалогов и форм языкового моделирования.
Здесь, на первом плане находится конкретная
языковая модель. Основной единицей урока и всей
стратегии обучения данной методики является акт
говорения.

В целом коммуникативный
системно-деятельностный подход позволяет
рационально использовать резервный потенциал
хорошо известных традиционных и новых методов
обучения. “Системный характер сочетания
различных учебно-методических компонентов
открывает широкие возможности для их
дифференцированного использования на
определенных этапах обучения, для определенных
уровней и конкретных целей обучения, при этом
формируются адекватные им структура и
содержание упражнений и методических приемов”
(Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным
языкам, базовый курс лекций: пособие для
студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.:
Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Таким образом, коммуникативно-деятельностный
подход отвечает дидактическим принципам
научности, системности, связи теории с практикой,
сознательности, активности, наглядности и
доступности. Учитываются возрастные,
индивидуальные, личностные особенности.
Деятельностный характер с помощью методических
приемов и заданий на основе игрового,
имитационного и свободного общения. Создается
ситуация успеха, и самовыражение личности
становится важнее демонстрации языковых знаний,
участники общения чувствуют себя в безопасности
от критики, преследования за ошибки, учебной
нормой считаются отдельные нарушения языковых
правил и случайные ошибки.

Презентация.




Следующий: