Систематизация знаний по физике как фактор повышения качества образования


Бурное развитие науки, техники, производства,
характерное для современной эпохи, ставит перед
школой все более сложные и разнообразные задачи.
Поток информации постоянно растет. Вместе с тем,
в связи с введением Единых государственных
экзаменов возникли два противоречия:

1) увеличение объема учебной информации и
ограничение времени обучения;

2) между содержанием современного школьного
курса физики и потребностями современного
российского общества.

Исходя из этого, задачами обучения физике
являются формирование у учащихся глубоких,
прочных и действенных знаний основ физики и их
практических применений, знаний о методах
естественнонаучного познания и структуре
научного знания, развитие их мышления и т.д.
Современный школьник должен уметь в достаточной
степени систематизировать и обобщать свои
знания, знать соотношения и связи между
структурными элементами системы знаний,
самостоятельно пополнять и обновлять знания и
применять их в различных условиях. Я считаю, что
наиболее эффективным средством решения данной
проблемы является систематизация знаний.

При систематизации осуществляются такие
мыслительные операции, как анализ и синтез,
сравнение и классификация, в ходе которых
учащиеся выделяют сходство и различие между
объектами и явлениями, группируют их в
соответствии с выбранными признаками или
основаниями, устанавливают
причинно-следственные связи, существенные
отношения между объектами и явлениями. В
процессе систематизации знаний устанавливаются
не только смысловые, причинно-следственные, но и
структурные связи: связи внутри физических
понятий, законов, теорий, картины мира.



Уровень систематизации знаний зависит от того,
на каком этапе изучения курса физики ее проводят.
Так, в конце изучения темы систематизируют
знания о физических явлениях, понятиях,
величинах и законах; в конце изучения разделов –
о физических теориях; а в конце изучения всего
курса – о физической картине мира.

Существует несколько видов систематизации
знаний. Важнейшим является классификация
– это вид систематизации, при котором
объединение объектов происходит на базе
определенных существенных признаков, что
позволяет выделить существенное, общее, что
объединяет объекты в систему (родовые признаки),
и их специфические различия (видовые признаки).
При классификации происходит распределение
объектов изучения на группы, блоки, модули, в
основе которого должны лежать родственные
явления, общие закономерности, процессы.

На своих уроках я использую следующую
классификацию (приложение 1). Данная
классификация позволяет систематизировать
знания о механическом движении. Здесь выделяются
разные виды механического движения в
зависимость от формы траектории, от характера
изменения скорости.

Такую систематизацию знаний я провожу на
вводном уроке по “Кинематике” в 9 классе. В
данной схеме отражается все виды механического
движения, которые будут изучаться в данном
разделе.

Другим видом систематизации знаний является установление
логико-генетических связей
, отраженных в
определении понятий. На уроках физики в 7 классе я
даю план характеристики физической величины и
план рассказа о физическом приборе.



План характеристики физической величины

  1. Название физической величины
  2. Определение физической величины
  3. Обозначение физической величины
  4. Формула
  5. Единица измерения
  6. Физический смысл
  7. Прибор для измерения

План рассказа о физическом приборе



  1. Название прибора
  2. Устройство
  3. Принцип действия
  4. Область применения
  5. Правила использования

В начале 7 класса учащиеся с помощью учителя
рассказывают о физической величине и физическом
приборе, опираясь на план. В конце 7 класса уже
самостоятельно могут составлять такие рассказы.
Таким образом, формируются крепкие базовые
знания, одновременно идет работа с единицами
измерения физических величин.

При подготовке учащихся к контрольным работам
(тематическим, полугодовым, годовым) очень часто
возникает проблема, как за короткий промежуток
времени качественно подготовить учащихся к
выполнению контрольной работы. Одно из решений
этой проблемы я вижу в проведении уроков
обобщения и систематизации знаний. Например, в
конце изучения раздела “Динамика” в 9 классе я
провожу урок обобщения и систематизации знаний,
основной задачей которого является
актуализация, обобщение и систематизация знаний
учащихся по разделу “Динамика” в целостную
систему.

Урок проводится в форме беседы. Учитель задаёт
вопросы, ученики отвечают. Для того чтобы урок не
был скучен, используются демонстрации. Учащиеся
сами ставят опыты, которые иллюстрируют
повторяемый материал, самостоятельно делают
выводы и заносят в схему, которая отражает всю
структуру раздела (приложение 2).

Результатом урока является заполненная схема
“Структура динамики” (приложение 3).
Анализ результатов контрольных работ
показывает, что после проведения урока с
использованием такой схемы качество обучения
учащихся значительно увеличивается.

Я думаю, что такую схему можно использовать и в
10 классе, что позволит значительно сэкономить
время при изучении раздела “Динамики”.

Подводя итог к выше сказанному, можно
утверждать, что в процессе систематизации
внимание и деятельность учащихся направлены на
выделение главного, на объединение множества
изолированных фактов в группы, что позволяет
упорядочить знания, разгрузить память, более
полно охватить и осмыслить информацию. Кроме
этого, увеличиваются возможности учащихся
справляться с новыми познавательными задачами,
перестраивать знания, включать их в новые
системы, т.е. увеличиваются возможности учащихся
осуществлять творческую деятельность.




Следующий: