Система уровневой дифференциации в рейтинго-оценочной деятельности учащихся


Работая в школе не один десяток лет, мне очень
близка простая учительская истина “Обучать надо
не всех, а каждого”. Поэтому я считаю, что только
личностно ориентированное обучение позволяет
устранить одно из главных противоречий в
образовании: между разнообразием интересов и
дарований школьников, с одной стороны, и единым
для всех образовательным стандартом — с другой.

Личностно ориентированное обучение – это
педагогический процесс дифференцированного
подхода к каждому ребенку.

Цель

дифференцированного обучения:
организовать учебный процесс на основе
индивидуальных особенностей личности, т.е. на
уровне его возможностей и способностей.

Основная задача:



увидеть индивидуальность
ученика и сохранить ее; помочь ребенку поверить в
свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Именно дифференцированное обучение создает
условия для максимального развития детей с
разным уровнем способностей, для реабилитации
отстающих и для продвинутого обучения тех, кто
способен учиться с опережением. Пространство
между уровнями обязательной и повышенной
подготовки заполнено своеобразной “лестницей”
деятельности, добровольное восхождение по
которой от обязательного к повышенным уровням
способно реально обеспечить школьнику
постоянное пребывание в зоне ближайшего
развития, обучение на индивидуальном
максимально посильном уровне.

Биология как предмет имеет много преимуществ
перед другими дисциплинами в плане контроля и
оценки деятельности учащихся — это не только
теоретические знания, но и решения задач,
выполнение лабораторных работ, опытов, рисунки,
дополнительный материал по теме, практические
занятия в биологических музеях.

Система уровневой дифференциации домашних
заданий:

Проанализируем несколько примеров:

При изучении темы “Рыбы” я предлагаю взять по
выбору задание к уроку “Многообразие рыб”:

  1. Подготовить карточку по систематике рыб.(работа
    со справочным материалом)
  2. Подготовить сообщение-презентацию(работа с
    научно-популярной литературой (интернет).
  3. Рассказать о домашнем аквариуме
  4. Подготовить акварельные рисунки, отражающие
    многообразие рыб
  5. Составить кроссворд на данную тему
  6. Составить схему взаимосвязи в водоеме,
    используя личный опыт рыбной ловли

Эти задания нельзя выполнить за 1 — 2дня и от
учителя требуется планирование домашнего
задания и его места в теме. Хорошие результаты по
выполнению добровольных заданий получаются,
когда они даны в начале изучения темы. На доске
записывается новая тема “Рыбы” с указанием тем
уроков. Обращается внимание учеников на то, что
урок по теме “Многообразие рыб” будет подводить
итоги всей темы и поэтому требует
предварительной подготовки. Ученикам важно
знать, через сколько дней, а то и недель
потребуется отчет о домашнем задании. Задания,
рассчитанные на длительное время, выполняют
вместе с образовательными и воспитательные
функции. Они развивают такие качества личности
как сила воли, самодисциплина, выдержка, система
в работе. При таком подходе часто стирается та
болезненная грань, которая делит класс на слабых
и сильных по другим предметам. Так,
слабоуспевающий по другим предметам ученик,
может оказаться аквариумистом или
знатоком-рыболовом и блеснуть своими познаниями
перед одноклассниками. Похвалите его, даже если
для своего сообщения он пока не открыл ни одной
теоретической работы. Имеющийся практический
опыт ловли рыбы или ухода за аквариумными рыбами
для нас уже немалый учебный багаж. Поэтому
учитель может использовать домашнее задание как
возможность активной самостоятельной
деятельности ученика.

Работая так в системе, дети порой без
предварительного задания учителя сами
самостоятельно готовят сообщения-презентации по
новой теме. Подойдя на перемене ко мне с
разрешением показать классу свою работу, я порой
бываю смущена, поскольку приходиться на ходу
корректировать план урока. Но всегда даю детям
возможность выступить. Конечно, ребята получают
хорошие и отличные оценки, но самое главное-
повышается их самооценка и рейтинг.

Система уровневой дифференциации
контрольных заданий

Контрольные задания

Чтобы создать у ученика ситуацию успеха, чтобы
у него появилось ощущение продвижения вперед,
необходимо правильно подбирать уровень
сложности заданий и правильно оценивать
результаты деятельности учеников.

При составлении контрольных вопросов после
изучения какой-либо темы я предлагаю задания
разных уровней сложности, различающихся объемом
и количеством мыслительных операций,
необходимых для их выполнения:


Десять заданий 1 уровня
сложности на:
Примеры заданий по теме: ”
Клетка и ткани организма человека” ( 8 класс)
опознание (выбор альтернативы –да -
нет);
1. Способны ли лизосомы переваривать
вещества?
различение (выбор правильного варианта
ответа);
2. К какому виду тканей относится
жировая ткань?
  • эпителиальная;
  • мышечная;
  • соединительная;
  • нервная
соотнесение (разделение фактов или
явлений на группы по определенному признаку);
3. Соотнесите органоиды клетки с их
функциями:

А.Митохондрии.

Б. Ядро.



В.Комплекс Гольджи.



Г.Цитоплазма

1) хранение наследственной информации;

2) синтез и транспорт веществ в клетке;

3) клеточное дыхание;

4) объединение органоидов клетки.

поиск основания для классификации; 4. По какому признаку костную ткань и
кровь относят к соединительным тканям?
воспроизведение фактов, названий,
чисел;
5. Перечислите функции эпителиальной
ткани.
воспроизведение правил, понятий, вывод 6. Что такое ткань?
воспроизведение текстов; 7. Опишите особенности строения и
функции клеточной мембраны.
выявление фактов (измерение,
взвешивание);
8. Какие факты подтверждают, что клетки
организма человека живые?
описание фактов; 9. Чем нервная ткань отличается от
других тканей?
описание процессов и способов
деятельности.
10. Опишите, как протекает процесс обмена
веществ в клетке?


Семь заданий 2 уровня
сложности на:
Задания 2 уровня сложности:
1. анализ (умение выделять в объекте
существенные признаки устанавливать между ними
связь);
1. Как взаимосвязаны особенности
строения и функции мышечной ткани?
2. синтез (обнаружение общих свойств
ряда объектов);
2. Выявите признак, объединяющий
мембрану и эндоплазматическую сеть.
3. сравнение; 3. Сравните эпителиальную и
соединительную ткани.
4. абстрагирование (определение
необходимых и достаточных признаков изучаемых
объектов);
4. Почему ЭПС способна отвечать за
транспорт веществ?
5. обобщение; 5. Почему жировую ткань нельзя отнести к
эпителиальным тканям?
6. классификацию; 6. Что здесь лишнее: хромосомы,
центриоли, ядрышко? Объясните свой выбор.
7. систематизацию. 7. Предложите схему” Функции тканей
организма человека”


Пять заданий 3 уровня
сложности на:
Задания 3 уровня сложности:
1. комбинирование элементов системы; 1. Что произойдет, если из клетки
исчезнет клеточный центр?
2. изменение функций одного из элементов
системы;
2. Что произойдет с организмом человека,
если эпителиальные ткани утратят секреторную
функцию?
3. устранение одного из элементов
системы (введение в систему нового элемента для
изменения ее функций);
3. Что произойдет в организме человека,
если все соединительные ткани заменятся на
мышечные?
4. выделение элемента из системы и
преобразование его в самостоятельную систему;
4. Докажите, что жизнь клетки невозможна
без комплекса Гольджи.
5. объединение двух или более систем в
одну.
5. Смоделируйте схему взаимодействия
трех любых клеточных органоидов.

Ученик сам выбирает уровень заданий по
контролируемой теме. Получить пятерку можно как
выполнив первый уровень,. так и третий. Но рейтинг
ученика несомненно выше по третьему уровню.

Система уровневой дифференциации креативных
заданий:

Креативные задания.

Они развивают фантазию, воображение,
ассоциативность мышления, так как предполагают
создание школьником собственного продукта: идеи,
рисунка, сочинения. Например, задания по теме”
Птицы”

1. Метод символическоо видения. Придумайте
сами символы и с их помощью запишите ответ на
вопрос: кто такие птицы?

2. Метод эмпатии (вживания). Напишите
мини-сочинение от имени кукушки. (Я — кукушка.
Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в
гнезда к другим птицам и не забочусь о своих
детях, я их даже не знаю — у меня нет
родственников: я всегда одна. Но все-таки бать
кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу,
мое ку-ку самое прелестное в лесу. А у какой еще
птицы, кроме меня, вы сможете спросить: сколько
мне жить осталось?)

3. Метод ошибок. Найдите в стихах
биологические неточности:

а) С.Я.Маршак

А это — веселая птица-синица,
Которая, часто ворует пшеницу,
Которая, в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

б) С.А.Есенин

Выткался над озером алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется- на душе светло.

4. Метод эвристического исследования.
Почему мы так говорим?

  • Как с гуся вода.
  • Черный как ворон.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Слово не воробей: вылети т-не поймаешь.

Верно ли это с биологической точки зрения?

Ребята очень любят выполнять эти творческие
задания.

И последнее. В этом году впервые в нашей школе
создан профиль естественного цикла и как
нововведение я предложила ученикам проводить
занятия в Тимирязевском музее. Территориально мы
находимся далеко друг от друга и я сомневалась в
отклике ребят. Но учащиеся с энтузиазмом
восприняли эту идею. В каждые каникулы мы с
ребятами посещали эти занятия, которые были по
изучаемым темам. Следующее занятие по генетике
человека мы запланировали на 20 февраля (путевка
уже выкуплена). Конечно.

Эти занятия расширяют и углубляют знания по
биологии, кроме получения оценок.

И в заключение я хочу сказать: “Двойку по
биологии имеет только тот, кто не работает ни
головой, ни руками; ни дома, ни на уроке; ни с
учебником, ни с тетрадью и не один-два урока, а
весь триместр. В то же время для сильных учеников
или увлекающихся биологией, создаются большие
творческие возможности показать себя
разносторонним человеком.




Следующий: