Система стимулов для учащихся. Как повысить интерес к учебе?


Любой прогресс общественного развития связан с
передачей культурно-исторического опыта от
поколения к поколению. Общественно-исторический
прогресс изменяет сознание и поведение человека,
изменяются и инструменты, как средства с помощью
которых человек изменяет окружающий мир и
изменяется сам. Механизм индивидуального
изменения в развитии берет свое начало в
обществе и культуре.

Переход экономики Казахстана на рыночные
отношения, интеграция в мировое образовательное
пространство коренным образом меняют подходы к
решению многих педагогических проблем и прежде
всего к решению вопроса о природе воспитания на
основе единой целостной концепции социального
формирования личности в активной деятельности,
включенности ее в общественные отношения к
окружающей действительности и ориентации на
ценности общечеловеческой культуры: прагматизм
– демократия – культура.

Общественно-историческая обусловленность
развития человека переходит на следующую
ступень своего развития –
эволюционно-социальную закономерность и
проявляется в социально-знаемом феномене:
ценность — значимость — интерес.

Сущность интереса как общего феномена и
социального явления выражена в его
объективно-субъективном основании. В нем
отражается объективная действительность, из
которой человек выбирает то, что для него
является ценным и значимым. Интерес – это
единство выражения, проявления внутренней
сущности субъекта и отражение объективного мира,
совокупности материальных и духовных ценностей
человеческой культуры в сознании субъекта [3].

Интерес — форма проявления познавательной
потребности, обеспечивающая направленность
личности на осознание целей деятельности и тем
самым способствующая ориентировке, ознакомлению
с новыми фактами, более полному и глубокому
отражению действительности. Субъективно интерес
обнаруживается в эмоциональном тоне, который
приобретает процесс познания, во внимании к
объекту: непроизвольное – произвольное –
постпроизвольное (Э.Б.Титченер); в динамике
своего развития может превращаться в склонность,
как проявление потребности в осуществлении
деятельности, вызывающей интерес.

«Система стимулов для учащихся. Как повысить
интерес к учебе?» отражает часть общего
вопроса «Интерес к учению?», который возник
вместе с историей педагогики.

Наиболее широко вопрос исследован в работах
Щукиной Г.И., Талызиной Н.Ф., Амонашвили Ш.А.,
Харламова И.Ф., Матюшкина А.М., Абылкасымовой А.Е.,
Ареновой А.Х., Мирсеитовой С.С., Нарикбаевой Л.М. и
др.

Часть 1

Этот однозначно сложный вопрос опосредован
учебной деятельностью субъекта — развитием
познавательной активности, качеством обучения и
школьной дисциплиной, и основывается на
деятельностно-отношенческой теории Рубинштейна
С.Л. — Леонтьева А.Н. — Мясищева В.Н.: потребность -
мотив — деятельность: отношение — осознание -
принятие. Отношение школьника к учителю,
предмету, учению в целом формирует потребность -
интерес — развитие познавательной активности.
Структура деятельности: деятельность — действие -
операция. Психофизиологические функциональные
системы и эмоции — система отношений — иерархия
мотивов и личностных смыслов — единицы строения
личности.

В соответствии с концепцией отношений личности
Мясищева В.Н. система отношений определяет
характер переживаний личности, особенности
восприятия действительности, характер
поведенческих реакций на внешние воздействия.
Все составляющие психической организации
человека — от самых низких до высоких её
подструктур — связываются так или иначе с
отношениями. Причём функциональные возможности
человека в организации деятельности могут быть
определены лишь на уровне положительного
отношения к её задаче. Таким образом, психическим
материалом воспитания является система
отношений личности. Положительный или
отрицательный опыт взаимоотношений с людьми
однозначно формирует и соответствующую систему
внутренних отношений личности.

Все стороны личности обнаруживаются только в
деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е.
личность существует, проявляется и формируется в
деятельности и общении [2].

Согласно проведённым исследованиям Щукиной
Г.И. (80-е годы XX в.) познавательный интерес — как
интегральное личностное образование младших
школьников неустойчив и слабо выражен,
сформированность и осознанность проявляется у
отдельных учеников-отличников к концу 3-4 класса.
Оценка повышения интереса к учению определяется
его содержательностью — значимостью — ценностью
для развивающейся личности, в дальнейшем зависит
от его места в структуре актуально значимых для
субъекта усвоения видов деятельности и
достижения далеко идущей цели.

Своеобразие проблемы деятельности в
педагогике состоит прежде всего в том, что этот
феномен связан с целостным педагогическим
процессом. Целостность – синтетическое качество
педагогического процесса, характеризующее
высший уровень его развития, результат
стимулирующих сознательных действий
участвующих в нем субъектов. Слияние
деятельности учителя и учащихся, выполнение
намеченной цели с высоким результатом
обеспечивает совершенствование учебного
процесса, качество обучения, развитие интереса к
учению.



Важнейшим стимулом интереса к учению выступает
фактор значимости приобретенных знаний-умений,
решаемых задач, совершаемого действия, который
вытекает из необходимости в любой деятельности -
целеполагания. Превращение цели в мотив
деятельности является значительной ценностью
учебного процесса, поскольку объективно
значимая цель становится личностно-значимой,
субъективно принятой школьником, содействующей
подготовке внутренних процессов к осуществлению
всей последующей деятельности. Выявление
значимости научного открытия, изучаемой темы,
решаемой задачи – это и есть тот ключ, который
открывает путь к сознательному учению, к
интересу познавать, к осознанию учеником дальней
и близкой цели.

Широкое использование самостоятельных работ,
требующих от учащихся активного поиска,
оперирование обобщенными умениями, творческого
решения – важнейший стимул и для развития
интереса к учению и для развития познавательной
активности школьника [3].

Теории обучения, в которых существенное
значение уделяется развитию
интеллектуально-творческого потенциала
личности, опираются на деятельностный подход.
Творчество – как важнейший механизм
приспособления, можно рассматривать как
необходимое личностное качество, позволяющее
человеку адаптироваться в быстро меняющихся
социальных условиях и ориентироваться во все
более расширяющемся информационном поле.
Особенностью личностно-деятельностного подхода
является рассмотрение процесса обучения как
специфической формы субъект-субъектных
отношений педагог-ученик, взаимосвязь двух его
основных компонентов: личностного и
деятельностного. Образование реализует функцию
развития только в том случае, если оно побуждает
к деятельности. Значимость деятельности и ее
продукта для личности влияет на эффективность ее
овладения общечеловеческой культурой
(Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская).

Итак, возникновение, развитие и формирование
интереса к учебе у младших школьников прямо
зависит от теории обучения, закономерностей
целостного педагогического процесса и
организации самостоятельной деятельности
учащихся. Взяв за основание степень
познавательной активности и самостоятельности
школьников в учебном процессе, систему отношений
учитель-учащиеся-ученик, выстраивается
эволюционная схема таксономических теорий
обучения.

Традиционное обучение – педагог-информатор,
источник знаний и контролер; учитель-ученик
субъект-объектные отношения, ученик пассивен,
интерес к учебе невелик.

Современное традиционное обучение – педагог
ведущий партнер в целостном педагогическом
процессе, происходит слияние деятельности
учителя и ученика; учитель-ученик
субъект-субъектные отношения, ученик активен,
возникает, развивается и формируется интерес к
учебе.

Интерактивное обучение – педагогическое
взаимодействие прямое и косвенное: активность
педагога уступает место активности учащихся,
педагог только создает условия для их
инициативы: его функция помощник в работе –
источник информации; учитель-учащиеся
субъект-субъектные отношения, развивается и
формируется интерес.

Интерактивное обучение: взаимообучение в
мини-группах (3-6 человек) — педагогическое
взаимодействие косвенное: здесь педагог
координатор деятельности, происходит выделение
лидера группы; учитель-учащиеся-ученик
субъект-субъект-субъектные отношения,
развивается и формируется интерес к учебе.

Самообразование – целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая самой
личностью: познавательная активность — интерес -
самостоятельность, интерес сформирован.

Эта закономерность выступает интегрирующей,
практической основой технологии развития:
активизация — развитие познавательной
активности — интеллектуализация и системы
современных принципов обучения и
самообразования (модульно-программное обучение -
взаимообучение — самообразование).

Система современных принципов обучения и
самообразования выдвигает следующие требования
в рамках системы развивающего обучения
“Бiлiмдiлiк жол” – путь
образованности-просвещенности или “Образование
всю жизнь”:

  • обучение свою ведущую роль в интеллектуальном
    развитии осуществляет
  • прежде всего через содержание усваиваемых
    теоретических знаний (путь:
  • форма – содержание – суть), через развитие
    познавательной активности и
  • самостоятельности (самообразование), через
    выработку образовательного
  • условного рефлекса – когнитивного стиля –
    ориентировочной основы
  • действия: формирование новых мыслительных и
    личностных качеств и
  • навыков и социальных свойств;
  • стадии обучения должны соотноситься с этапами
    психического развития: управлять темпом и
    содержанием развития можно посредством
    организации обучающего воздействия;
  • ученики ориентируются на осознание своей
    активной роли в познании: знания приобретаются
    активным путем;
  • конечным результатом-продуктом пройденного
    модуля-курса являются знания-умения учащихся для
    последующего обучения: умение искать, взвешивать
    и действовать самостоятельно, выбирать и нести
    ответственность за свой выбор, умение учиться на
    отлично.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет
два взаимообусловленных компонента –
педагогическое воздействие и ответная реакция
ученика: активное восприятие – переработка
информации – эмоциональное переживание. Т.е.
педагогическое взаимодействие включает в себя:
педагогическое влияние, его активное восприятие
и усвоение учеником, который проявляет свою
активность в ответном влиянии на педагога и на
самого себя (или на своего
одноклассника-товарища). Педагогическая
технология фиксирует целесообразные и
оптимальные этапы и способы достижения
выдвинутых целей образования.

Педагогическая технология – это
последовательная, взаимообусловленная система
действий педагога, связанных с применением той
или иной совокупности методов воспитания и
обучения и осуществляемых в целостном
педагогическом процессе с целью решения
различных педагогических задач:
структурирование и конкретизация целей
педагогического процесса, преобразование
содержания в учебный материал; анализ
межпредметных и внутрипредметных связей; выбор
методов, средств и форм педагогического
процесса; выработка образовательного условного
рефлекса — развитие когнитивного стиля -
формирование познавательной активности и
самостоятельности (самообразование).

Педагогическая задача – это педагогическая
ситуация, соотнесенная с целью деятельности и
условиями ее осуществления, это основная единица
педагогического процесса — единица воспитания и
обучения, и должна наблюдаться при выделении
путем абстрагирования в любом реальном процессе.
Принято различать задачи разного класса, типа и
уровня сложности, и их решение предполагает
прохождение следующих этапов: анализ ситуации и
постановка педагогических задач, проектирование
вариантов решения и выбор оптимального для
данных условий; осуществление плана решения
задачи на практике: организация взаимодействия
– регулирование – корректирование
педагогического процесса; анализ результатов
решения и подведение итогов.

Образовательный условный рефлекс (ОУР)
действует по принципу рефлекторного кольца -
принципиальная схема ОУР: стимул/ситуация выбора
– реакция/операция – подкрепление/обратная
связь: педагогическое воздействие – ответная
реакция ученика – подкрепление:
материализованное – внешнеречевое –
интеллектуальное: обратная связь (ОС): познание –
переживание – эмоциональное состояние:
поэтапное формирование умственных действий
(ПФУД): материализованная – внешнеречевая –
умственная форма действия: образ – схема –
понятие: ориентировочная основа действия (ООД):
начальная – полная –принципиальная: “Формула”:
ориентировка – алгоритм – действие. Развитие
познавательных процессов/ когнитивного стиля:
восприятие – память – внимание, речь – мышление
– воображение: развитие интеллекта (схема
развития интеллекта: природный – социальный –
культурно-творческий: инсайт). Развитие
интеллекта – это постоянное конструирование
(Ж.Пиаже).

Поскольку учителя размышляют над собственной
практикой, они начинают понимать, как
“работает” обучение. Каждый день они принимают
тысячи решений — мелочи управления классом, в то
время как другие имеют более существенное
воздействие на обучение – “стратегия”:
показать путь-цель образования и сформировать
ОУР – когнитивный стиль – умение учиться на
четверки и пятерки у младших школьников.



Модульно-программное обучение – совокупность
образовательных модулей по отдельным предметам,
системно организованных школьной программой,
позволяющей раскрыть системность знаний и
связей всей учебной дисциплины: сформировать
образовательный условный рефлекс,
учебно-познавательные и практические умения и
навыки, умение учиться на отлично.

Взаимообучение в мини-группах – групповая
форма организации учебной деятельности,
является высшим этапом реализации возможностей
усвоения изучаемого материала: усвоение — 90% по
пирамиде обучаемости Дж.Мартина, т.к. открывает
простор учащимся для проявления инициативы,
познавательной активности и самостоятельности.

Органическое сочетание в организации учебного
процесса индивидуальных, групповых и
коллективных форм познавательной деятельности
делает возможным и продуктивным одновременное
обучение различных по уровню развития
познавательной активности и успеваемости
младших школьников. Общение в группах и парах
постоянных и сменных предваряющее деятельность,
сопутствующее ей и следующее за деятельностью
является источником сложных взаимоотношений
школьников и источником самопознания и
саморегуляции. В процессе общения отражается,
передается и усваивается социальный опыт.

Но современная практика обучения требует
достоверную информацию о высших психических
функциях детей (сознание, ум, интеллект), которые
обеспечивают присвоение знаний – ассоциативные
процессы: психика – память/мышление/интеллект –
воображение и успешное выполнение
приспособительной деятельности. Необходимо
создать современные практические пути
использования умений и навыков в социальном,
культурном и образовательном контекстах, понять
и осознать перспективы и взгляды влияния
концепции 2015 на понимание настоящего времени и
культурной динамики, в которой мы живем.

Гипотеза построена на
философско-психологической традиции: природа -
общество — мышление: разум — менталитет — рассудок,
и диалектической направленности развития
ребенка: природо-, культуро- и целесообразности.
Каждый ребенок способен к развитию.

Часть 2

Мир стремительно изменяется. Социальный
прогресс, “информационный взрыв”,
постиндустриальное общество приводят к росту
числа людей, занятых в творческой деятельности;
все большую роль играют коммуникации, обмен
информацией и оперативность ее поступления:
качественно новые коммуникационные технологии,
компьютер и Интернет.

Новая экономика базируется на цифровой
революции и информационном управлении. Доступ к
информации впервые становится демократическим.
Чем доступнее информация, тем выше
информативность и возможность принимать
правильные решения.

Проблемы нового качества – информационные,
требуют и новых качеств от образованной
личности: справляться с потоком информации –
информационную культуру: уметь находить,
осваивать и употреблять необходимую информацию
для решения стоящих перед человеком проблем, и
поиска путей эволюции образования.

Любое развитие предполагает зрелое состояние -
целостность — конечность. Это чётко
отслеживается в современной организации – для
развития в систему управления вводится
организационная культура, где система
стимулирования адекватна системе мотивации.

На сегодняшний день существует множество
теорий мотивации, которые условно можно
разделить на две группы: теории содержания
мотивации, где основное внимание уделяется
влиянию различных групп потребностей человека
на его поведение — в идеале и в жизни, в процессе и
после обучения, в организации и на производстве;
и теории процесса мотивации, которые раскрывают,
почему люди готовы осуществлять определенные
действия, затрачивая большие или меньшие усилия;
как следует воздействовать на людей, чтобы
побуждать их к результативной работе. Методы и
формы труда персонала используются в создании
организационной культуры и системы
стимулирования (О.С.Виханский, А.И.Наумов).



Западный менеджмент и, в частности, менеджмент
персонала основывается в большей мере на
уважении, самоуважении, гарантированных правах
человека. Главный принцип организации: свобода -
необходимость — ответственность. В результате
современного обучения в обучающей организации
меняется общая парадигма подготовки кадров -
происходит переход от принципа «образование
на всю жизнь» к принципу «обучение в течение
всей жизни». Целью образования, построенного
на прагматизме — демократии — культуре,
становится формирование новых личностных
качеств и навыков и социальных свойств для
решения проблем. Обучение концентрируется
прежде всего на “ключевых квалификациях” и
“ключевой компетенции”.

Причиной появления в Европе в 90-х годах
концепции “обучающей организации” явилось то,
что управленческие навыки, необходимые для
работы в быстро меняющейся обстановке,
невозможно передать через традиционное
обучение. Коренным отличием нового подхода к
обучению стал стратегический подход к
определению проблем, стоящих перед менеджментом.
Согласно этой концепции, постоянная
концентрация всех ресурсов на решении новых
задач и проблем нуждается в учебном процессе,
который включал бы всю организацию (Г.Раисова,
журнал “Менеджмент сегодня”, 2001, № 1, 6).

Организационная культура — это система
убеждений, норм поведения, установок и ценностей,
которые являются теми неписанными правилами,
определяющими как должны работать и вести себя в
данной организации. Понимание роли и значения
организационной культуры для успеха в
организации не только краткосрочных, но и
долгосрочных стратегических целей, и умение
“выстраивать”, выращивать, формировать
желательную организационную культуру, является
важнейшим условием успешных организационных
изменений. Организационная культура — это
социально-психологический механизм творения
человека, это основная динамическая, структурная
единица человеческой культуры, где человек
является творцом-созидателем этой культуры.

Таким образом, если поле ЗУН – педагогическая
задача, то формирование мыслительных и
личностных качеств и навыков, которые позволяют
ребенку получать эти ЗУН -
психолого-педагогическая задача. Психологизация
дидактических подходов и тонкое мастерство их
методической интерпретации позволит корректно
провести интеллектуализацию учебного процесса -
формирование новых мыслительных и личностных
качеств и навыков и социальных свойств.

Главный принцип организации: свобода -
необходимость – ответственность. Система
стимулирования адекватна системе мотивации
ученика и построена на постепенном возрастании
познавательной активности и самостоятельности и
направленности личности в целом: ценность -
значимость — интерес.

Ведущим принципом является
непротивопоставление «себя» «миру», а
доказательство того, что мы обусловливаем друг
друга и зависим друг от друга. Идеи нельзя
передать как кирпичи. Необходимо
«одалживать» эмоциональную силу из
внешкольного образования, где в условиях
косвенного обучения всегда «присутствует
драма и напряжение обнаружения» — за пределами
школы дети учатся тому, что их затрагивает и
волнует; и такое образование достигает более
эффективных результатов (Дж.Дьюи): стратегии
критического мышления. Прагматическая
американская школа опирается на так называемый
«принцип прагматизма», определяющий
содержание знания его практическими
последствиями; принцип «икебаны» — дать
цветам проявить себя или искусство сотворения
букетов; и прагматической “теории истины: истина
есть то, что лучше всего подходит к каждой части
нашей жизни и соединимо со всей совокупностью
нашего опыта” (У.Джемс).

Современная организация — путь школьного
преобразования: современное архитектурное
учебное заведение — храм науки и культуры,
оснащенный современными наглядными и учебными
пособиями, ТСО, школьным оборудованием.
Просветительский путь: основы педагогики -
система развивающего обучения “Бiлiмдiлiк жол” -
технология развития: активизация — развитие
познавательной активности — интеллектуализация.
Современная система принципов обучения и
самообразования: модульно-программное обучение -
взаимообучение — самообразование: формирование
новых мыслительных и личностных качеств и
навыков и социальных свойств. Система и
упорядоченность деятельности, приобретаемая в
начальной школе, является основой, фундаментом
для развития интеллектуально-творческого
потенциала индивидуальности.

Современная система стимулирования:
материальная, моральная, организационная,
смешанная. Иерархическая последовательность
педагогических целей и задач — многобалльная
система бонусов – американская система
оценивания GPA: месяц — четверть – год. Конкурс -
тестирование – оценка. Совет гимназии — школьная
администрация — классный руководитель -
заместитель директора по науке – психолог.
Денежные призы — награды — подарки: денежные
стипендии — гранты — путевки.

Изменяющийся социальный заказ в области
образования XXI века формирует новую тенденцию в
построении целостного педагогического процесса.
Современные обучающие организации сталкиваются
с мириадами сложнейших проблем, все чаще и чаще
вынуждены обращаться к использованию
маркетинговых программ большого бизнеса для
привлечения в свои стены большего количества
учеников и финансов.

Литература.

1. Концепция развития образования РК до 2015 года.
// Казахстанская правда от 26.12.2003.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.:
ЭКСМО, 2004.

3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы
формирования познавательных интересов учащихся.
М., 1988.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Изд. 11-е. С/Пг.,
2005.

5. Журналы: Управление персоналом. 2002 год, №1.

6. Образование. 2004год, №4 (18).




Следующий: