Система самостоятельных работ по географии как средство развития познавательного интереса к предмету

Ученик на уроке – не пассивный
исполнитель, а активный участник.

Введение

Требования к современному уроку в настоящее
время заставляют учителей вести поиск новых форм
организации учебного процесса, которые
стимулировали бы учащихся к самостоятельным
решениям, к формированию собственной позиции и
ее утверждению.
В период демократизации общества необходимо
воспитывать, не пассивных слушателей, а активных
людей, способных принимать решения и брать
ответственность на себя.
Целью методов самостоятельной деятельности,
применяемых на уроках, является, максимальное
развитие личности, формирование у школьников
системы взглядов, принципов и норм поведения в
отношении окружающей их среды, понимание роли
людей и значение их деятельности в ,оптимальном
соотношении природы и общества, углубление
чувств патриотизма и укрепления любви к своей
стране, расширение знаний о природе и хозяйстве
стран мира.

Важная задача школы – воспитать человека
пытливой, творческой, ищущей мысли личностью.
Составными компонентами познавательной
деятельности являются: объект, на который
направлено действие; знание объекта действия
(его состава и состояния в данный момент);
понимание его сущности; знание способов
действия; перенос действия в новые ситуации.
Познавательная активность учащихся проявляется
по-разному. Она предполагает не только активный
поиск, отбор, но и оперирование способами,
необходимыми для решения выдвинутых задач.
Высший уровень активности подводит ученика к
познавательной самостоятельности. Она
характеризуется потребностью в знаниях, умение
мыслить самостоятельно, способностью
ориентироваться в новой ситуации, желанием
глубже понять не только полученную информацию,
но и способы ее добывания. В познавательной
самостоятельности ученика сливаются стремление
и умение действовать без чьей либо подсказки, в
единстве выступают мотивационная и операционная
стороны учения.

Высокий уровень познавательной деятельности
учащихся отражается на организации работы, на
характере педагогического руководства. Оно
принимает форму управления действиями учеников.
Учитель организует, направляет самостоятельную
работу школьника, увеличивает число
исследовательских элементов.

Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям
понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы
главным в процессе обучения было развитие
пытливого, острого, наблюдательного ума,
вооружить учащихся специальными и общеучебными
умениями, позволяющие им самостоятельно
приобретать; и анализировать новую
географическую информацию из различных
источников.

Научная основа методики проведения
самостоятельных работ

Анализ педагогической литературы
свидетельствует о различном подходе к раскрытию
сущности самостоятельной работе методистами,
учителями – практиками и специалистами по
дидактике.

Некоторые авторы пытаются раскрыть ее через
описание путей, с помощью которых можно
руководить самостоятельной работой, а некоторые
– через формы организации учебных занятий.
Именно поэтому возникает различное определение
самостоятельной работы, сводя его к методу
обучения, к приему учения или к организации
деятельности учащихся. Эффективность
самостоятельной работы учащихся зависит от
многих факторов: характера знаний, источника
знаний, условий организации и т.д. Поэтому часто
возникает вопрос: что является основой, которая
объединяет все перечисленные условия при
определении конкретного вида самостоятельной
работы.

Самостоятельная работа, – что это такое?

Наиболее полное определение самостоятельной
работы учащихся, хотя и не лишенной некоторой
односторонности дается в работе Б. П. Есипова.

«Самостоятельная работа учащихся,
включаемая в процессе обучения, – это такая
работа, которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но по его
заданию в специально предоставленное для этого
время; при этом учащиеся сознательно стремятся
достигнуть поставленной в задании цели,
употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических
действий»
.

При правильной постановке процесса обучения во
всех его звеньях требуется активность учащихся.
Высокая степень активности достигается в
самостоятельной работе организуемой с
учебно-воспитательными целями.

Классификация самостоятельных работ. Для
раскрытия основных вдов самостоятельных работ
рассмотрим разновидность классификации по
характеру познавательной деятельности,
предложенную И.И. Малкиным, который выделяет
следующие виды самостоятельных работ:

1. Работы репродуктивного типа:

а) воспроизводящие;
б) тренировочные;
в) обзорные;
г) проверочные.

2. Работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные;
б) констатирующие;
в) экспериментально-поисковые;
г) логически-поисковые.

3. Работы творческого типа:

а) художественно-образные;
б) научно-творческие;
в) конструктивно-творческие.

4. Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические;
б) общественно-практические.

Примеры использования
самостоятельной работы на практике

Работы репродуктивного типа

A) воспроизводящие работы. Выполнение этих
работ основано на восстановлении в памяти ранее
изученного материала, который необходим для
понимания нового материала. Так перед изучением
темы «Австралия» в курсе «География материков и
океанов» 7 класс предлагаю учащимся
охарактеризовать географическое положение
материка. Хотя этот вид работы носит
репродуктивный характер, он не является легким:
учащимся необходимо вспомнить алгоритм работы
по описанию географического положения, привести
его в систему и подготовить связное выступление.
Это требует умственной работы и высокой учебной
активности.

Б) Тренировочные работы. Этот вид
предусматривает не только простое
воспроизведение изучаемого материала, но и
применение ранее усвоенных знаний в новых
ситуациях. Такие работы можно применять перед
изложением нового материала, а так же в процессе
закрепления. Выполнение таких работ
способствует углублению знаний и более
успешному формированию умений и навыков
связанных с изучением конкретных тем.

B) Обзорные работы. Это задание на упорядочение
и систематизацию изучаемых сведений. Их
применение целесообразно на заключительном
этапе закрепления материала. Учащимся можно дать
задание на составление плана пройденной темы.
Составление плана способствует осмыслению
характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные
упражнения особенно важны. Например, при
повторении темы « Природные зоны России» можно
предложить учащимся составить план
характеристики природной зоны.

Г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя
проверка качества усвоения знаний. При
выполнении этих заданий, у учащихся формируются
навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для
развития таких процессов памяти, как
произвольное воспроизведение. Такие работы
помогают учителю осуществлять оптимальное
управление процессом обучения. При изучении
многих тем по физической географии необходима
проверка усвоения географический номенклатуры.

Работы познавательно поискового типа

A) Подготовительные работы. При их выполнении
учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при
этом убеждаются в неполноте своих знаний по
изученной теме. Это приводит к необходимости
более глубокого ознакомления с новым материалом.
Осмысление учащимися противоречий между
имеющимися у них знаниями новыми требованиями к
решению учебно-познавательных задач имеет
большое значение для развития познавательных
интересов. Можно сказать, что самостоятельных
работы данного типа особенно полезны на
начальном этапе изложения нового материала.

Б) Констатирующие работы. Подобные работы
связаны с описанием новых факторов явлений по их
внешним признакам: наблюдение над природными
явлениями и общественной жизнью, изучение
дидактического материала и т.д. Подобные
упражнения особенно важны в изучении географии.
Самостоятельная работа констатирующего вида
дисциплинирует учащихся, развивает в них
произвольное внимание и совершенствует навыки
целесообразного восприятия. Она используется
как в изложении так и в процессе закрепления.

B) Экспериментально-поисковые работы. Данные
упражнения представляют собой основанные на
исследовательских методах науки учебные
задания, при выполнении которых учащиеся
выделяют существенные признаки понятий,
устанавливают причинно-следственный в
зависимости, «открывают» законы и т.д. Выполнив
задание, ученики делают выводы. Учитель
подтверждает правильность выводов, дает
определения и организует дальнейшую работу
учащихся. Данный вид учебных занятий
эффективнейшее средство развития пытливости,
любознательности.

Г) Логически поисковые работы. К их числу
относятся различные задания по оперированию
существенными признаками изученных понятий,
используемые на заключительном этапе изложения
и закрепления. Самым распространенным видом
таких упражнений является задание на
сопоставление сходных и отличительных признаков
изучаемых явлений. К логически самостоятельным
поисковым работам относятся задания на
обобщение изученного по основным проблемным
вопросам. Такие работы учат отделять
существенное от второстепенного и вырабатывают
навыки обобщения.

Работы творческого типа

A) Художественно-образные работы. Под
творческими работами, понимаются
самостоятельные работы, в результате которых
ученики создают нечто новое, оригинальное.
Художественно-образные работы основаны на
образном отношении действительности. Так при
работе с текстовым редактором, учащимся
предлагается написать собственный рассказ,
используя элементы форматирования и работы с
таблицами. В этом случае возникает эмоциональное
отношение к изучаемому материалу, а оно всегда
являлось верным помощником учителя.

Б) Научно творческие работы. К самостоятельным
работам данного вида относятся учебная
деятельность школьников выходящая не только за
рамки школьных программ, но и связанная с
решением познавательных задач повышенной
трудности – проявление собственной инициативы,
поиска оригинального решения и т.д. Примером
такого задания служит создание обучающих и
контролирующих программ, для школьного курса по
избранному предмету. Вовлечение учащихся в
подобную работу – важное средство пробуждения
интереса к самостоятельной деятельности.

B) Конструктивно технические работы. К этому
виду работ относятся творческое проектирование,
конструирование с использованием специальных
компьютерных программ.
Учащиеся, при работе с графическим редактором
могут создавать эмблемы для своей команды
обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые
эффекты и т.д. Этот вид учебных занятий является
действенным средством политехнического
образования. Работы познавательно практического
типа

Работы познавательно-практического типа

A) Учебно-практические работы. К ним относятся
изготовление наглядных пособий (графиков,
диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка
статей для школьных газет, журналов, написание
рефератов, сообщений и т.п.). В процессе такой
работы знания, у меня и навыки формируются в
органическом единстве с жизненной практикой и
индивидуальным опытом школьника.

Б) Общественно самостоятельные практические
работы. Имеется в виду учебная деятельность
школьников, выходящая за рамки школьной жизни.
Выполнение учебных заданий подобного рода – не
заменимый путь связи обучения с жизнью.

Из опыта применения и внедрения
разнообразных форм самостоятельной работы
учащихся

В своей практике мне приходится применять
многие из названных выше типов самостоятельных
работ.

Даром содержания школьной географии, как бы оно
не модернизировалось, остаются основы науки,
которые представлены для учащихся в источниках
знаний аналогичным формам выражения научных
знаний, но адаптированных для школьников в
учебных картах таблицах, учебниках, экранных
пособиях и т.д. Таким образом, содержание
школьной географии предопределяет источники
знаний и деятельность учащихся с ними под
руководством учителя и самостоятельно по его
заданию. Предмет изучения географии (климат,
рельеф, Мировой океан и т.д.) нельзя принести в
класс его заменяют многочисленные учебные
пособия. И задача учителя научить ребенка
самостоятельно извлекать знания из учебных
пособий. Например, при изучении темы « научно
техническая революция и мировое хозяйство»
учащимся предлагается ряд заданий по различным
источникам информации: картам, таблицам,
рисункам учебника, тексту параграфа.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника,
составьте систематизирующую таблицу «главные
направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2. Пользуясь таблицей 15 в
«Приложениях», подберите примеры для
иллюстрации стран с аграрной индустриальной и
постиндустриальной экономикой. Оформите свою
работу в виде таблицы в тетради.

Задание 3. Используя таблицу 16 в
«Приложениях», нанесите на контурную карту мира
10 главных центров мирового хозяйства. Кратко
охарактеризуйте историю их формирования и
перспективы развития.

Задание 4. Используйте рисунок 22 для
иллюстрации того описания территориальной
структуры хозяйства развивающихся стран,
которое содержится в тексте учебника.

Задание 5. Пользуясь текстом учебника,
сформулируйте 4 главные цели региональной
политики в экономически развитых странах и дайте
им краткую характеристику.

Учащиеся 6-го класса при знакомстве с планом
местности и географической картой получаю
знания, самостоятельно решая ряд заданий:

Задание 1. Определить с помощью
глобуса, в каком направлении от Южной Америки
находится:

а) Антарктида;
б) Африка;
в) Евразия?

Задание 2. Определите кратчайшее
расстояние от острова пасхи до экватора при
помощи:

а) масштаба;
б) линий градусной сети.

Задание 3. По физической карте
полушарий определите, какие объекты находятся в
точках с координатами:

а) 43 град. С. Ш. и 79 град З.Д.;
б) 35 град.Ю.Ш. и 59 град З.Д.;
в) 19 град Ю.Ш. и 27 град В.Д.
г) 64 град С.Ш. и 18 град З.Д..

Применяя методику самостоятельного изучения
материала очень важно продумать формы урока, на
которых бы обеспечивалась активная работа всех
учащихся класса. Эффективность таких уроков в
значительной мере зависит от подготовленности
школьников работать самостоятельно. Для
развития и самостоятельности и активности
учащихся я использую различные формы и методы.
Одной из форм работы на уроке является групповая.

Для этого я разрабатываю систему уроков сразу
по всей теме. Определяю степень наиболее важных и
более сложных тем, степень самостоятельности
учащихся на каждом уроке подумываю связь нового
материала с пройденным.

Составляю карточки для групп, каждая из которых
имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на что при
ответах учащихся необходимо обратить внимание.
Материал распределяю с учетом подготовленности
каждого ученика. В каждой группе есть лидер,
который распределяет задании. Таким образом,
каждый ученик работает, и чувствует свою
ответственность, так как его ответ влияет на
оценку всей группы.

Кроме таких групп есть группа консультантов,
они получают от учителя опережающее задание.
Когда группы учащихся работают по заданиям,
консультанты помогают им. Лидер группы, которая
нуждается в помощи, поднимает красную карточку,
что является сигналом о помощи. Когда же группа
готова к ответу, он поднимает зеленую карточку.

Кроме того, консультанты проверяют степень
готовности групп к ответу, помогают учителю
принимать зачет, подводят вместе с учителем
итоги урока.



Лидер, каждой группы может рекомендовать
какого либо из учеников в консультанты. Этот
учащийся проходит как бы стажировку, и если он
справляется, то становится консультантом своей
группы. Но случается и так, что в группе работает
недобросовестно, тогда лидер группы направляет
его на индивидуальную работу. Группы получают
разные задания. Это могут быть задания по
проверке пройденного материала, по изучению
нового материала, решению экономических задач и
т.д.

При объяснении группой выполненного задания
другие учащиеся составляют графический конспект
ответа. Вообще ребятам нравится работать в
группе, составлять графические конспекты по
темам, особенно, если они сами предлагают свои
варианты. Во время обсуждения конспекта мы
находим самый оптимальный вариант и берм его за
основу. Часто мы работаем с блоками которые
строим по плану. Опрос по блокам я провожу с
помощью консультантов, оцениваю работу и
отвечающих и консультантов.

В групповой форме урока, где прослеживается
самостоятельность каждого учащегося относится
так же и урок игра.

В командах, созданных для проведения игры,
каждый ученик выполняет свою нагрузку по степени
сложности, и при анализе участия в команде
получает за работу отметку.
Приведу пример проведения игры « Счастливый
случай» в седьмом классе.

Игра удобна тем, что в зависимости от времени,
которым располагаем, можно без ущерба менять
количество туров (геймов). От телевикторины наша
игра отличается тем, что в ней максимально
используется время, болельщики не только
выслушивают ответы, но и сами принимают участие в
игре. В команде знатоков 4-6 игроков, в команде
болельщиков – произвольное количество. 2-3 члена
жури, фиксируют количество заработанных очков и
следят за временем .

Перед началом игры команды располагаются по
разные стороны классной комнаты. Ведущий задает
вопросы командам. Приведу пример вопросов:

Вопросы первой команде

  1. Какую область земли называют Антарктикой?
  2. Кто впервые обогнул Южную оконечность Африки?
    (Васко да Гама.)
  3. Как называют пересыхающее русло рек в
    Австралии? (крики.)
  4. Как называют ветер в пустыне? (Самун.)
  5. Какое самое распространенное полезное
    ископаемое в Андах? (Медь.)
  6. Назовите пустыни Африки. (Сахара, Калахари,
    Намиб.)

Вопросы второй команде

  1. Назовите английского ученого, посвятившего
    свою жизнь изучению Африки (Давид Ливингстон.)
  2. На каком материке нет землетрясений (в
    Антарктиде.)
  3. Как называют пересыхающие русла рек в Африке?
    (Вади)
  4. Как называют ураганы разрушительной силы в
    Америке? (Торнадо)
  5. Какая страна Африки самая богатая полезными
    ископаемыми (ЮАР)
  6. Назовите низменности Южной Америки.
    (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская.)

Вопросы первой команде во втором гейме:

1) Команда получает пакетик с зернами кофе.

Задание: назовите растение, которое дает эти
плоды, его родину, технологию приготовления.
(Родина кофе Африка, сейчас в основном,
культивируется в Южной Америке и т.д.)

  1. Опишите, что представляет собой оазис в Сахаре?
  2. Представьте, что вы летите на самолете над
    экватором Африки. Увидите ли вы снег и лед? (Да,
    например, на г. Килиманджаро, которая находится
    почти на экваторе.) Высота ее большая, поэтому на
    вершине вечные снега и лед.)
  3. Это растение – достопримечательность
    государства Нибия и часто изображается на его
    марках. Расскажите об этом растении, (Вельвичия.)

Вопросы второй команде во втором гейме:

1) Команда получает пакетик с порошком какао,
звучит тот же вопрос. (Родина какао Южная Америка,
сейчас культивируется в обоих полушариях.)
Учащиеся рассказывают, как выглядит плод какао,
как готовят из него порошок.

  1. Опишите оазис в Антарктиде.
  2. Представьте, что вы находитесь у водопада
    Анхель. Сможете ли вы увидеть его весь? ( Нет, так
    как высота водопада очень большая, полностью его
    увидеть нельзя, мы ведь находимся у водопада, а не
    над ним.)
  3. Это растение – чудо на реке Амазонке. В его
    названии есть слова « Корона», « Победа».
    Расскажите о нем. (Виктория – регия)

Количество вопросов и геймов (туров) зависит от
подготовленности учащихся по данной теме и от
уровня организации классного коллектива на
уроке. Можно задействовать и болельщиков. Им
предлагается так же серия вопросов между
геймами. Наиболее активные из них получают за
урок отметку.

В конце урока оцениваются все участники игры по
их вкладу в работу команды. Самостоятельная
работа учащихся реализуется в ходе проблемного
обучения. Часто учитель, чтобы стимулировать
поисковую деятельность творческое мышление
учащихся создает проблемную ситуацию,
организует учащихся на анализ поставленной
проблемы и поиск ее решения. Однако умение
самостоятельно решать проблемные ситуации
необходимо формировать постепенно, показывая
выполнение отдельных шагов решений, отдельных
этапов исследования. В процессе выполнения
проблемных заданий у учащихся происходит
овладение опытом творческой деятельности.
Однако для достижения ощутимых результатов
обучения я применяю систему таких вопросов и
заданий. В обучении географии использую
следующие виды проблемных заданий:

– в основе содержания, которых лежит научная
гипотеза (например, о происхождении многолетней
мерзлоты, об изменении климатов на земле);
– проблемный характер, которых обусловлен
разрывом между ранее усвоенными знаниями и
требованиями задачи или вопроса (например, при
сопоставлении летних и зимних температур
экваториального и тропического поясов Африки
школьники должны определить, почему в более
удаленном от экватора тропическом поясе
температура июля выше, чем в экваториальном);
– задания, в основе которых лежит разрыв в
логике, идущие вразрез с привычными научными или
бытовыми представлениями, (например, известно,
что чем севернее, тем природные условия Сибири
более суровые, однако в 15 веке освоение этого
региона русскими землепроходцами происходило
именно с севера на юг);
– на установление многозначных причинно –
следственных связей (какие изменения произойдут
на территории Амазонии, если вырубят сельву);
– требующие понимания диалектических
противоречий, умение оперировать
противоположными суждениями (увеличивается или
уменьшается в условиях НТР влияние природных
условий территории на жизнь и хозяйственную
деятельность человека). Ценными результатами
технологии проблемного обучения являются –
осознание детьми характера своей умственной
деятельности;
– формирование умений творчески мыслить,
выдвигать и проверять гипотезы;
– активное вовлечение большинства учащихся в
процесс решения проблем.

Исследования психологов показали, что для
умственного развития школьников
самостоятельное составление нестандартных
вопросов является даже более эффективным, нежели
решение предложенных учителем проблем. Поэтому
наряду с постановкой перед школьниками уже
готовых проблемных вопросов и заданий,
рекомендуется с начального курса географии я учу
детей самостоятельно придумывать нестандартные
вопросы и задания, на которые нет прямого ответа
в тексте учебника. Такую работу школьники
выполняют с большим интересом.

В ходе решения проблемного задания вы классе с
ним справляются несколько наиболее сильных
учащихся. Остальные школьники в лучшем случае
запоминают ответ, не зная или не понимая того, как
было найдено решение. В месте с тем все школьники
приобщаются к творческой мыслительной
деятельности.

Одной из современных форм самостоятельной
исследовательской работы является подготовка
творческого проекта.

Каждому педагогу известно, что дети уже по
природе своей исследователи. Это особенно
характерно для одаренных детей. Неуемная жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянно
проявляемое желание экспериментировать,
самостоятельно искать истину, распространяются
на все сферы деятельности, что, конечно же,
доставляет много хлопот взрослым и далеко не
всегда безопасно для самого юного исследователя.
Но в развитии и реализации творческих
способностей ученика этот опыт имеет важное
значение. Традиционный учебный процесс при этом
выстроен так, что реализовать эту особенность
детской природы очень сложно. Большое количество
материала, усваиваемого в соответствии с
традициями в основном на репродуктивном уровне,
не оставляет времени для собственных
научно-практических поисков. Не менее сложным
оказывается для ученика проведение исследований
и в других сферах жизни и деятельности. Хотя во
многих психолого-педагогических работах
доказано, как важны эти поиски, как ценны их
результаты для развития исследовательской
творческой активности учащегося. С
педагогической точки зрения, неважно, содержит
ли детское исследование принципиально новую
информацию, или начинающий исследователь
открывает уже известное, и у выдающегося ученого,
сделавшего шаг в неизведанное, и у ребенка,
нашедшего много раз открытое до него,
оказываются задействованными одни и те же
механизмы творческого мышления. Но если в первом
случае главное само новое знание, то во втором –
самое ценное – исследовательский опыт.

Именно этот опыт исследовательского,
творческого мышления и является основным
педагогическим результатом и самым важным
приобретением ребенка.

Большие возможности в этом плане имеет
внеклассная, внеурочная работа с детьми. Одним из
направлений такой работы является практика
создания собственных творческих
исследовательских проектов. Например, изучение
изменений климатов Земли и в частности изменение
климата в Ноябрьском регионе; использование
природных ресурсов, их истощения и сохранности;
экологические проблемы и экологическая ситуация
в России и т.д.

Развитие творческой личности учащихся –
важнейшая и сложная задача современной школы.
Формирование системы знаний ученика происходит
в рамках учебного процесса, а также в процессе
самообразования школьников. Но самообразование
есть процесс перманентный, и, на мой взгляд, он
должен продолжаться и в период летних каникул, не
теряя своей целенаправленности и эффективности.

Летние задания учащимся помимо задачи
закрепления пройденного учебного материала
имеют цель совершенствования навыков
самостоятельной работы и через нее побуждают к
дальнейшему самообразованию.

Известно, что существенное место в обучении
физической географии занимают различные
практические работы школьников на местности:
метеорологические, фенологические,
топографические и др. Если программные
практические работы на местности выполняются
учениками под непосредственным руководством
учителя познавательной деятельности выходят не
только на 2 ,но и на 3 уровень усвоения знаний,
требующий творческого применения знаний и
умений в новой учебной ситуации,
самостоятельного поиска решения поставленной
задачи. Учитель, не принимая в данной ситуации
непосредственного участия в обучении, ставит
цель реализации частично-поисковый и
исследовательский методы обучения.

Предлагаемые летние задания по курсу
физической географии позволяют развивать у
школьников такие качества, как наблюдательность,
пытливость, логическое мышление, глубокое
осмысление природных явлений и процессов, а
также взаимодействия человеческого общества и
природной среды.

Летние задания по физической географии для
учащихся 6 класса:

1. Проверить какие способы ориентирования на
местности у вас лучше получаются
2. Проведите глазомерную съемку одного из ваших
обычных маршрутов (вдоль реки, лесной дороги пути
от железнодорожной станции к даче и др.)
3. Проведите наблюдения за погодой в течение 2-3
недель любого летнего месяца по плану и форме,
которые применялись в школе.
4. Исследуйте, и составьте по плану описание
родника, ручья, небольшого участка реки, озера,
пруда, холма, оврага и других объектов.
5. Составьте описание одного из природных
комплексов в окрестности вашего населенного
пункта.
б. Прочитайте книгу о природе нашей страны.
Наиболее интересные описания, цитаты, факты
выпишите в тетрадь.

Летние задания по географии для учащихся 7
класса:

1. Составьте топографический план небольшого
участка местности в окрестностях населенного
пункта, где вы отдыхаете.
2. Составьте по плану характеристику реки,
которая протекает вблизи вашего места отдыха.
3. Опишите, какие процессы, происходящие в
природе, вам удалось наблюдать во время летнего
отдыха (развитие оврагов, резкие подъемы воды в
водоемах и т. д.)
4. 0пишите несколько природных комплексов (лесной
массив, болото, участок морского побережья, поле,
луг и т. д.) с анализом взаимосвязей компонентов,
которые изобразите в виде схемы. Выявите степень
их изменения человеком.
5.Прочтите, и напишите краткие аннотации на
прочитанные книги о природе России. Соберите
материалы из периодической печати об интересных
географических объектах нашей страны, проблемах
охраны природы.

Летние задания по географии для учащихся 8
класса:

1. Установите и опишите взаимосвязи между
компонентами природы той местности, где вы
отдыхали. Составьте схему этих связей.
2. Попытайтесь в течение нескольких дней
предсказать погоду на следующий день, на
ближайшую неделю.
3. Вспомните, под действием, каких сил формируется
рельеф территории. Действие, каких из этих сил вы
могли бы наблюдать или наблюдали летом?
4. Проведите экскурсию в районе вашего места
отдыха с друзьями или родителями, во время
которой расскажите им о компонентах природы, о
ПТК местности, о влиянии человека на природу. В
начале нового учебного года я провожу урок
конференцию, на котором ученики рассказывают о
выполнении заданий. Хорошо, когда учащиеся
выполняют летние задания ежегодно с 6 по 8 кл.
такая постановка самостоятельной работы поможет
эффективней развивать у школьников потребность
и навыки самостоятельной работы в дальнейшем.

Заключение

Организация самостоятельной работы учащихся
активизирует различные формы восприятия и
усвоения учебного материала. Оптимальное
использование всех ее форм поможет успешно
решить те задачи, которые ставятся перед средней
школой и воспитать творческую личность. Нельзя
не согласиться с Есиповым Б. П., что широкое
применение самостоятельной работы в учебном
процессе позволяет упорядочить его, а именно,
сократить объем домашнего задания, уменьшить
время его выполнения, рационализировать приемы
работы по заданиям.

Использование различных видов самостоятельных
работ помогает преподавателю повысить уровень
знаний учащихся, активизировать познавательную
активность, разнообразить работу с учащимися,
как при изучении нового материала, так и
закреплении уже изученного.

Самостоятельность одна из качественных
характеристик интеллектуальной деятельности. В
школе создается методическая система обучения,
обеспечивающая развитие активности и
самостоятельности познавательной деятельности,
развитие творческих способностей учащихся. Она
основана:

а) на применении педагогически и
психологически обоснованной системы методов и
приемов, побуждающих школьников к
самостоятельному применению основных
логических
приемов в учебном процессе познания;
б) на использовании системы познавательных
задач, усиливающих направленность мышления на
раскрытие существенных сторон изучаемого
материала;
в) на установке на осознание учащимися
логической структуры своей познавательной
деятельности и приемов умственной работы,
г) на активизации субъективных факторов,
стимулирующих самостоятельную деятельность
школьников.

Эта система позволяет максимально
использовать внутренние потребности учащихся в
новых знаниях, правильно спланировать, и
организовать их познавательную деятельность
через самостоятельные виды деятельности и
добиться высоких показателей успеваемости и
качества знаний учащихся.




Следующий: