Система рейтинговой оценки знаний учащихся

Традиционно в системе среднего и
профессионального образования применяется
пятибалльная система оценки знаний учащихся.
Хотя эта система и существует на протяжении
долгого периода времени, она не совсем отвечает
требованиям современной рыночной экономики. Как
известно, рынок подразумевает конкуренцию.
Применительно к учебному процессу, это должна
быть интеллектуальная конкуренция, то есть, кто
сегодня стремится получить высокие баллы, тот,
скорее всего и в дальнейшем будет
саморазвиваться, самосовершенствоваться и
достигнет более высоких вершин в своей жизни.

Несмотря на то, что ныне существующая система
оценивания деятельности учащихся применяется
длительное время, ее основные положения до сих
пор не разработаны: не решена проблема
объективности оценок; система оценивания не
выполняет в должной мере функцию инструмента
воздействия на ученика; оценивание
осуществляется не по всем параметрам, которые
декларируются как подлежащие оценке, а только по
некоторым. И как следствие этого, идет поиск
других систем. Причиной этого служит и то, что у
учащихся нет стимула добросовестной учебы, нет
убеждения, что уровень жизни специалиста прямо
связан с уровнем знаний, полученных в учебном
заведении. Для многих учащихся знания, учеба не
важны. Принцип существования следующий: может и
придется работать по специальности – да когда
это еще будет.

Любое учебное заведение должно выбрать такую
методику обучения и оценки знаний, чтобы она
добавила учащемуся уверенности в себе, в своих
знаниях, в своих способностях и сделать
соответствующие выводы — либо поменять учебное
заведение, либо изменить свое отношение к нему. А
это означает: направить все усилия на воспитание
в себе личности, способной к самореализации.
Учащийся, независимо от избранной специальности,
должен знать, что его знания — это его
интеллектуальная собственность, выражаясь
рыночным языком, это — его капитал. И чем больше
он их накопит во время учебы, тем более
престижное место работы получит, и займет
достойное положение в обществе. Поэтому для того,
чтобы дать учащемуся ту сумму знаний, которая
сделает его специалистом, сделать так, чтобы ему
было выгодно учиться регулярно и хорошо, по-моему
мнению нужна новая система оценки знаний, а
именно — рейтинговая.

В целях повышения мотивации обучения,
углубления самостоятельной работы учащихся мною
была разработана и опробована рейтинговая
система контроля и оценки знаний учащихся по
предмету “Налогообложение”. Предмет рассчитан
на 42 часа, в котором 18 тем. Предмет разбивается на
модули (блоки) – “контрольные точки” (Рб),
охватывающие несколько тем (прил.
1)
. Рейтинг по предмету складывается из
рейтингов по каждому блоку:

Рп = Рб1 + Рб2 + … + Рб10

Рп – рейтинг по предмету

Рб1, Рб2 – рейтинг по блоку 1,2 и т.д.

Программа предмета разбита на 10 модулей
(блоков), на каждый блок приходится 10% рейтинга
(всего 10%*10 = 100%)

Блоки I, II, III, IV, VI, VII, VIII включают в себя 2 – 3 темы,
в результате изучения которых учащиеся должны
получить не менее 2-х оценок за домашнее задание и
работу в классе (Ртек
среднеарифметическое полученных оценок) и одну
за срез (работа с тестами). Шкала рейтинга
разработана мною по принципу: сложнее задание –
выше % (прил. 2). По блоку X
учащиеся должны получить одну оценку за
самостоятельную работу (рейтинговая шкала
прежняя). Блок V и IX – контрольные работы, которые
оцениваются по пятибалльной системе (прил. 3).

Успешность усвоения каждого модуля
оценивается в %. Все заработанные студентом %
складываются и составляют индивидуальный
рейтинг учащегося.



Рейтинг по предмету формируется по результатам
трех основных видов контроля: текущего (на
занятиях), рубежного (контрольная работа по
завершении модуля), итогового (блок V и IX).

Текущий контроль состоит в оценке следующих
видов деятельности учащихся: активное участие в
обсуждении темы занятия, своевременное и
аккуратное оформление домашних задач, быстрое и
точное решение ситуационных задач, выполнение
заданий в тестовой форме.

Рубежный контроль (Рд) заключается в
написании контрольной работы, составленной из
унифицированных тестовых заданий по всем темам
пройденного материала (блоки V и IX)

Необходимо отметить, что для всех видов
контроля по всем темам мною были разработаны
карточки-задания и разноуровневые тесты. Для
последовательного усвоения темы (ход объяснения
каждой темы практически одинаковый) мною
разработан и используется опорный плакат с
названиями разделов статей налогового кодекса
РФ (прил. 4).

Вернемся к вопросу оценивания модулей. Почему
за отлично выполненное домашнее задание
учащийся набирает 4%, а за срезовую работу 6%? Не
секрет, что ученику легче заработать высокий % за
устный ответ (иногда при помощи наводящих
вопросов преподавателя) или задачу, решенную
дома. Срезовая же работа требует от ученика не
только знаний темы, но и логичного ее изложения.

Для достижения более высоких результатов учебы
недостаточно знаний, полученных только на
уроках. Необходимо изученные вопросы творчески
расширить и практически применить. Для этой цели
используются такие задания, как написание
рефератов, составление тестов, карточек-заданий
и т.д. Учащимся заблаговременно предлагаются
темы для написания рефератов, их перечень
находится в классном уголке.

Творческие индивидуальные задания разной
сложности – дополнение к суммарному рейтингу.
Творческий рейтинг не превышает 20% от рейтинга
предмета.

Суммарный рейтинг предмета составляет 120%:

Рс = Рп + Ртв

В случае несвоевременной сдачи “контрольной
точки” рейтинг снижается на один процент.

Годовая оценка по предмету выставляется по
суммарному рейтингу:

Рс ? 85% — “отлично”

70% < Рс < 85% - “хорошо”

50% < Рс < 70% - “удовлетворительно”

Рс < 50% - “неудовлетворительно”

Если учащийся не согласен с результатами
рейтинга или хочет повысить оценку, то он
приходит на консультацию, здесь же могут
“отработать” темы те, кто по каким-либо причинам
пропустил занятия.

Учащиеся могут заранее планировать свою работу
по предмету, т.к. программа курса расположена в
классном уголке.

Одно из обязательных свойств системы является
ее открытость — ученики должны знать “правила
игры”: знать “стоимость” любой деятельности,
знать, как можно получить %, и за что может их
потерять и т.д. Для выполнения этого свойства
“таблица стоимости” должна быть доступна
ученикам. Мною разработана подобная таблица,
которая висит в классном уголке вместе с
тематическим планом и программой курса по
предмету. Здесь же учащиеся (а также их родители)
могут в любое время повторить (ознакомиться)
правила рейтинговой системы оценки знаний.

В течение всего учебного года у учащихся
наблюдался живой интерес к изучению данной
дисциплины, после каждого урока они смотрели на
выставляемые мною % в таблицу рейтинга (прил. 5) и выявляли
лучшего учащегося, определяя каждый для себя
новые рубежи в изучении предмета.




Следующий: