Система работы учителя по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии


В современном обществе для системы образования
все более характерными становятся такие
принципиально новые черты как динамизм и
вариативность. Все большее значение в жизни
приобретают коммуникативные умения, способность
к моделированию ситуаций, приобретению опыта
ведения диалога, дискуссий, приобщению к
творческой деятельности.



В то же время наблюдается снижение интереса к
учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и
объясняется все более настойчивое внимание
учителя к использованию методов и приемов,
требующих активной мыслительной деятельности, с
помощью которых формируются умения
анализировать, сравнивать, обобщать, видеть
проблему, формировать гипотезу, искать средства
решения, корректировать полученные результаты
(собственно обучение этим умениям и есть
приобщение к творческой деятельности).

Принципиально изменяются позиция и роль
учителя, который из информатора (источника
знаний) становится стимулятором мыслительной
деятельности, помогая овладеть способами
познания.

Познавательная активность – личностное
свойство, которое приобретается, закрепляется и
развивается в организованном процессе познания
с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся.

Активизация познавательной деятельности – это
двусторонний процесс. Условия, активизирующие
процесс познания, создает, прежде всего, учитель,
а демонстрирует результат этих условий –
собственную познавательную активность – ученик.

Следовательно, активизацией познавательной
деятельности – целенаправленная педагогическая
деятельность учителя по повышению уровня
(степени) учебной активности школьников, по
стимулированию у них учебной активности.

Степень познавательной активности учеников
зависит и от них самих, от уровня их
воспитанности, сознательности,
любознательности, волевых усилий, ведь ученик не
только объект, но и субъект учебного процесса. Но,
если у ученика эти качества слабо выражены, то
развитие их тоже входит в профессиональную
функцию учителя.

Учащиеся имеют различную степень включенности
в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию
того школьника, который пассивно принимает
знания, и того, чья активность время от времени
включается в познавательный процесс в
зависимости от учебной ситуации. Поэтому в
условиях адаптивного обучения (коммунальное
государственное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 31 является
адаптивной школой: в ней нет специального отбора
учащихся, контингент смешанный) целесообразен
следующей подход к познавательной активности,
где выделяется:

  • нулевой уровень активности, характеризующийся
    не отказом от учебной деятельности, а скорее,
    индифферентным к ней к ней отношением,
  • ситуативно-активный, как переходная ступень от
    нулевой к стабильной,
  • исполнительской активности в учебном процессе,
  • творческой активности, где максимально может
    раскрыться субъектная позиция школьника. [1].

Степень включенности в учебный процесс и
проявления активности учащегося – это
динамический, изменяющийся показатель. В силах
учителя помочь учащемуся перейти с нулевого
уровня активности на ситуативно-активный
уровень, а с него на активно-исполнительский. И во
многом именно от педагога зависит, дойдет ли его
воспитанник до творческого уровня или
предпочтет отсидеться на «камчатке».



Многолетняя практика позволила мне провести
наблюдения за деятельностью учащихся в учебном
процессе, проследить за развитием их
познавательной активности и составить
мониторинговую карту.



Цель работы: формирование в процессе
обучения через активизацию познавательной
деятельности учащихся коммуникативных,
социальных, информационных компетенций.

Одним из важных моментов в реализации данной
цели является мотивация ученика, где
интерес выступает как
эмоционально-познавательное отношение к
предмету, переходящее при благоприятных
условиях в эмоционально-познавательную
направленность личности.

Задачи:

  • самообразование учителя;
  • обеспечение качества образования и в то же
    время сохранение его фундаментальности;
  • применение в практике преподавания биологии
    элементов современных педагогических
    технологий;
  • отслеживание изменений уровня познавательной
    активности учащихся на уроках биологии.

Виды исследования:

  • обзорно-аналитический;
  • теоретический;
  • методический;
  • мониторинг уровня познавательной активности
    учащихся.

Исследование осуществлялось в теоретическом и
практическом аспектах.

Работа по активизации познавательной
деятельности учитывает следующие принципы:

  • учета возрастных и индивидуальных способностей
    учащихся каждого типа активности;
  • наглядности;
  • выбора оптимальных методов, форм и средств
    обучения;
  • комплексный подход к обучению и воспитанию;
  • научность обучения и его доступности;
  • интеграции предметов естественнонаучного
    цикла;
  • систематичности обучения и его связь с
    практикой;
  • коллективного взаимодействия;
  • сознательности, активности, творчества;
  • создания личной мотивации, опоры на опыт
    учащихся.
  • Данная система работы предполагает создание
    следующих условий для проявления
    познавательной активности:

    • создание атмосферы сотрудничества и
      доброжелательности в классе;
    • создание «ситуации успеха» для каждого
      учащегося [2];
    • включение ученика в активную деятельность,
      коллективные формы работы;
    • использование элементов занимательности,
      нестандартности при изучении материала;
    • использование проблемных ситуаций;
    • проведение бинарных уроков;
    • практико-ориентированная направленность
      изучаемого материала.

    Система работы по отслеживанию развития
    познавательной активности включает несколько этапов:
    диагностический, деятельностный,
    результативный.

    Элементы системы работы

    • Разработка программы оценки учебных
      достижений. Критерии оценки разработаны с учетом
      следующих функций оценивания деятельности
      учащихся: диагностической, обучающей,
      развивающей, воспитывающей, стимулирующей и
      корректирующей.
    • Распределение учебного материала по темам
      согласно календарно-тематического планирования.
    • Ознакомление учащихся с критериями оценки
      учебных достижений по предмету.
    • Анкетирование с целью выявления мотивации к
      предмету.
    • Фиксация показателей деятельности учащихся в
      журнале регистрации учебных достижений.
    • Применение методов и приемов, стимулирующих
      мотивационную сферу учащихся.
    • Подведение и анализ итогов после изучения
      каждой темы.
    • Сообщение учащимся результатов их работы с
      последующей консультацией по «западающим»
      критериям.
    • Работа с учащимися на уроках, внеурочные
      консультации, закрепление «сильных» учеников за
      «слабыми», дифференцированный подход
    • Повторное анкетирование учащихся по выявлению
      мотивации при обучении в старшем звене средней
      общеобразовательной школы.

    Критерии оценки учебных достижений
    (что оценивалось и отслеживалось):

    • умение выделить учебную задачу,
    • работа с информацией,
    • участие в совместной работе,
    • предметные знания, умения,
    • работа с демонстрационным материалом.

    Каждый критерий отслеживания оценивался по
    8-мибалльной шкале, т.е. 2 балла на каждый уровень
    познавательной активности. Таким образом, для
    учащихся с нулевым уровнем активности
    количество баллов колеблется в пределах 0-2,
    ситуативно-активным уровнем – 2-4,
    исполнительским уровнем – 4-6, творческим уровнем
    активности – 6-8 баллов.

    В итоге работы была создана фактологическая
    база педагогического мониторинга, на основе её
    построена мониторинговая карта развития
    познавательной активности, которая наглядно по
    годам продемонстрировала изменение уровня
    познавательной активности. Соответственно этому
    повысился и уровень качества знаний учащихся.
    Таким образом, основываясь на программу оценки
    учебных достижений, учитывая
    психолого-педагогические особенности учащихся
    разных типов активности в учебном
    взаимодействии, можно добиться повышения уровня
    познавательной активности, формирования
    ключевых компетенций, а, как следствие, повышения
    качества знаний.

    Список литературы.

    • Современные технологии обучения. Методическое
      пособие по использованию интерактивных методов
      в обучении./Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и
      Л.О. Косовой. – СПб: Изд-во «Полиграф-С», 2002.
    • Галеева Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика
      на уроках биологии Методическое пособие для
      учителя. – М.: «5 за знания», 2006.



    Следующий: