Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу История России с древнейших времен до конца XVI в

У слабослышащих и позднооглохших обучающихся
есть серьезные отличия от слышащих: плохое
понимание ими речи окружающих людей, в том числе
учителя, невозможность выразить свои мысли из-за
ограниченного словарного запаса, неверное
понимание значения слова. Всё это создает две
основные проблемы для учителя: чему учить и как
учить. Исходя из этого, основной целью в обучение
школьников с ограниченными возможностями
здоровья является создание условий для
социальной адаптации учащихся путем повышения
их гражданской активности, создающей основу для
безболезненной интеграции в современное
общество ребенка через знание прошлого и
настоящего своей Родины.

С целью овладения программным содержанием
общеобразовательной школы, овладения учебным
материалом, адаптации слабослышащих детей в
среде слышащих и подготовки их к свободному
речевому общению разработан учебно-методический
комплекс по курсу «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЁН до конца XVI века», состоящий из:

а)учебной тетради;
б) тестовых заданий;
в) презентаций.

Данная работа направлена на поиск эффективных
и доступных путей обучения и воспитания детей с
недостатками слуха.

Весь материал систематизирован, адаптирован и
апробирован на практике.

В работе представлены специфические приёмы и
методы обучения слабослышащих школьников
(разработка и составление учебных тетрадей,
адаптированных для слабослышащих школьников;
адаптация дидактических материалов к
особенностям усвоения знаний обучающимся с
недостатками слуха; широкое использование
средств наглядности различной степени
абстрактности и т.д.), которые формируют
ценностные ориентиры обучающихся среднего
звена, способствуют разностороннему развитию
школьников, развивают устойчивый познавательный
интерес и творческие способности, формируют
навыки самостоятельной учебной деятельности.

В данной работе представлен опыт реализации
современных информационных технологий в
условиях обучения детей с недостатками слуха,
что обеспечивает:

  • совершенствование навыков умственной
    деятельности, логического мышления,
  • актуализацию приобретенных знаний и
    предыдущего опыта,
  • активизацию и развитие всех видов памяти –
    слуховой, зрительной, моторной,
  • комфортное состояние каждого ребенка,
  • повышение ответственности не только за себя, но
    и за товарищей,
  • адекватную самооценку личности,
  • формирование познавательной активности
    школьников.

При разработке рабочей тетради для
обучающихся
(Приложение 1)
учитывался уровень развития обучающихся 6
класса. Материал дифференцировался в
зависимости от индивидуальных особенностей
обучающихся.

В тетради представлены следующие задания:

– опосредующие учебную информацию;
– обеспечивающие решение задач на применение.

Выполняя учебные задания, опосредующие учебную
информацию, ученик овладевает конкретным
материалом по предмету на уровне его
воспроизведения. Задание указывает на источник,
откуда можно получить необходимую информацию.
Этот вид задания заменяет устное изложение
учителя и предназначен в основном для
первоначального восприятия учебного материала.
При этом требуется умение выделять смысловые
группы, вычленять главное, знание приемов
запоминания. Эти задания должен уметь выполнять
каждый ученик.



В тетрадипредставлены учебные задания, которые
обеспечивают решение задач на применение. Это
помогает глубже понять основной материал, делает
общую картину более детальной и позволяет
ребенку проявить себя в дополнительной
самостоятельной работе.

Нарушения последовательности логического
высказывания слабослышащих обучающихся
приводят к тому, что они не могут воспринимать
исторический материал в большом объеме. Для
лучшего восприятия учебного материала
разработаны адаптированные рассказы, уточняющие
вопросы.

Словарная работа рассматривается как
обязательный вид деятельности на каждом уроке,
где ребята знакомятся с новыми понятиями, учатся
их объяснять, выделять, находить в тексте
учебника, в словаре, употреблять новые слова в
ответе.

Работа с деформированными текстами,
составление рассказа из отдельных готовых
предложений сокращенного текста, пересказ по
вопросам направлена на формирование
грамматического строя речи.

Учебная тетрадь может быть использована при
обучении детей общеобразовательных и
коррекционных школ.

Контроль и оценка знаний производится с
помощью тестовых заданий (Приложение
2
), которые служат не только для
проверки знаний, но являются творческим
заданием, так как некоторые тесты содержат
задания, ответы на которые учителем даны не были.
Учащиеся должны сами найти ответ на поставленный
вопрос. Тестовые задания, рассчитаны на высокий,
средний и низкий уровень психофизического
развития учащихся.

Выделяются три варианта-уровня тестового
материала. В задания группы «А» исторический
материал (имена, события, даты, понятия, факты и т.
п.), изложенный в форме вопроса с вариантами
правильных и неправильных ответов. В зависимости
от сформулированного в тесте задания необходимо
указать правильный или неправильный ответ.

В задании группы «В» необходимо установите
соответствие между понятиями и их определениями,
поставить по порядку события, факты, время
правления правителей.

В задании группы «С» предлагается заполнить
пробелы в ответах, вписать свой вариант ответа
или расставить в логической последовательности
варианты ответов.

Презентации, позволяют представить учебный
материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной
информацией, не перегруженной текстом, в
алгоритмическом порядке.

С помощью гиперссылок можно с главной страницы
перейти на нужную страницу. На слайдах
обучающимся предложен адаптированный текст.
Встречающиеся в тексте новые термины выделены,
определения к ним можно прочитать в словаре,
перейдя к нему по гиперссылке. Информацию об
исторических личностях, дополнительный материал
можно прочесть, перейдя по гиперссылке.

В ходе изложения материала, учителем
предлагаются различные задания. В конце каждой
темы имеются вопросы для проверки усвоенного
материала.

Комплекс ориентирован на обучение детей с
нарушением слуха и речи и может быть
рекомендован для использования в школах I-II вида,
кроме этого может быть использован в
общеобразовательных школах.




Следующий: