Система работы с одаренными детьми


Современная школа стоит на пороге новой
реформы.
Переход на профильное обучение
начнется с 2006 года. За оставшееся время
необходимо спроектировать работу
общеобразовательного учреждения так, чтобы его
выпускники не просто знали куда пойти учиться
дальше, а четко представляли свои возможности в
этих профессиях, то есть смогли решить проблему
самоопределения. Для педагогов это означает
необходимость обратиться к индивидуальным и
личностным особенностям учащихся. Помочь в этом
может образовательная программа, выстроенная
таким образом, чтобы эффективно выявлять и
развивать интеллектуально-творческий потенциал
личности каждого ребенка и помочь особо
одаренным детям, не имеющим возможности учиться
в специализированных школах. Кроме того,
необходимо создать условия всем обучающимся в
лицее детям для предварительного
самоопределения в области профессионального
образования.

Задачи, которые стоят перед коллективом
лицея, заключаются в следующем:

  • организовать диагностику общих, универсальных
    способностей детей начиная со школы развития
    “Почемучка” (старший дошкольный возраст);
  • создать условия для индивидуального развития
    личности учащихся младшего школьного возраста,
    соответствующие их способностям и дарованиям,
    через систему воспитательной работы;
  • проводить диагностику одаренности учащихся на
    каждом возрастном этапе и поиск адекватного
    способа реализации личности в определенных
    видах деятельности;
  • создать условия для осуществления
    исследовательской деятельности и педагогов в
    процессе совместной разработки проектов в
    области профессионального образования.

В обыденной жизни одаренность — синоним
талантливости. В психологии же под ней понимают
системное качество личности, которое выражается
в исключительной успешности освоения и
выполнения одного или нескольких видов
деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности
талантливая, гениальная личность, зависит от
многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке
существуют различные концептуальные модели
одаренности. Одной из наиболее популярных
теоретических моделей одаренности является
концепция, разработанная американским
исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что
одаренность есть сочетание трех основных
характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих
    средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на
    задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и
благоприятную окружающую среду. Фактически, он
предлагает относить к категории одаренных тех
детей, которые проявили высокие показатели хотя
бы по одной из этих характеристик. В своих
работах автор заменяет термин “одаренность” на
“потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли
представляет собой универсальную схему,
применимую для разработки системы воспитания и
обучения не только одаренных детей, но и всех
остальных, что отвечает задаче массовой школы.
Действительно, детей, обладающих потенциальными
возможностями, в школе достаточно. Если не
разглядеть его, не развить, этот дар природы так и
останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная
успешность обучения. Эта черта связана с высокой
скоростью переработки и усвоения информации. Но
одновременно с этим такие дети могут быстро
утрачивать интерес к ежедневным кропотливым
занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий
охват материала. Работать с такими детьми
интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют
особого подхода, особой системы обучения (схема 1).

Представленные на схеме варианты обучения
одаренных детей имеют свои сильные и слабые
стороны. Однозначного решения этой проблемы нет.
Каждая школа решает ее с учетом собственных
условий и социально-психологических
обстоятельств.

Анализируя работу лицея за последние годы,
мы пришли к выводу, что в работе с одаренными
детьми у нас был существенный пробел.
Заключается он в следующем: активно работать с
такими детьми начинали с 8-9 классов при
подготовке к районным, областным олимпиадам,
конференциям, творческим конкурсам. И надо было
приложить значительные усилия, чтобы привести в
систему знания ученика. Практика подтверждает,
что если ученик одарен, то он способен достичь
успехов во многих видах деятельности: на
олимпиадах ребята добиваются хороших
результатов в разных, часто противоположных
направлениях. Однако высших достижений по всем
заявленным предметам не показывают. Причина
этого явления заключается в том, что на старшем,
выпускном этапе школа руководствуется принципом
общей одаренности: если хорош, то во всем. К
сожалению, это частное явление.

Наиболее верным будет следующий
педагогический путь:

- на ранних возрастных этапах (старший
дошкольный и младший школьный возраст)
одаренность следует рассматривать и развивать
как общую, универсальную способность;

- на следующих возрастных этапах общая
способность должна приобретать специфические
черты и определенную предметную направленность
(см. схему 2).

Много лет в лицее работает школа развития
“Почемучка”. Большая часть детей, проходящий
здесь подготовку, поступает к нам в первый класс.
Одна из главных задач учителя на этом этапе -
увидеть общие, универсальные способности
малышей. В этом значительную помощь оказывает
психолог, определяя, что относится к свойствам
возраста и является переходящим, и что в
дальнейшем может развиться.
Психолого-педагогическое сопровождение
продолжается и на первой ступени обучения. Здесь
же мы апробировали программу
учебно-воспитательной деятельности, способную
вылиться в целенаправленную подготовительную
работу по выявлению одаренных детей.

Программа “Развитие творческого потенциала
личности учащихся через систему воспитательной
работы” представляет собой цикл лицейских
коллективных дел:

Сентябрь “Наша Родина — Россия”;

Октябрь “Народные традиции нашей Родины”;

Ноябрь “Литературное достояние России”;



Декабрь “Семейный праздник — Новый год”;



Январь “Как уберечь себя от опасности”;



Февраль “Защита Отечества — священный долг”;

Март “Город мастеров. Это вы можете”;

Апрель “Экологический марафон. Береги свой
край”;

Май “Здоровые дети — здоровая Россия”.

Все мероприятия, проводимые в рамках
коллективных творческих дел, имели определенную
цель: выявить особо одаренных в данном
направлении детей и представить их работы на
ежемесячную научно-практическую конференцию и
фестиваль искусств. Это были рефераты, доклады по
предметам (литература, история, физика,
астрономия, биология, технология) и творческие
работы. Завершился цикл коллективных творческих
дел итоговой конференцией и общим концертом,
посвященным Дню Победы.

Подводя итоги работы, мы увидели несомненные
достижения:

  • определение творческой направленности
    одаренных детей;
  • появление творческих групп “ученик — учитель”
    (ученик 4 класса сейчас работает по
    индивидуальной программе с учителем физики);
  • учащиеся получили опыт выступления перед
    аудиторией, обрели уверенность в своих силах.

Для одаренных детей творческая деятельность
имеет большое значение. Основным характерным
качеством таких ребят является воображение.
Нетривиальные подходы к решению задач,
оригинальные ассоциации, необычное рассмотрение
проблемы- все это является результатом
воображения. Такие дети — особая забота учителей.
Однако это не исключает необходимости развивать
творческий потенциал остальных детей. Поэтому в
клубе “Эврика” рады всем. Учащиеся 7-13 лет
приходят сюда, чтобы оказаться в ситуации игры и
поиска, освоить новые техники работы по развитию
воображения. Занятия в клубе помогают раскрыть в
детях такие качества и творческие способности
как быстрота мышления, способность высказывать
оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Занятия часто проходят в кабинете информатики,
где творческий рост ребят можно отследить с
помощью интерактивных методик(часть одной из них
представлена в < Приложении>.

Для того, чтобы работа с одаренными детьми не
была эпизодической, а складывалась в
определенную систему, психологическая служба
лицея и отдел мониторинга проводят диагностику
продвижения учащихся в отдельных направлениях.
Результаты диагностики заносятся в портфолио
ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах
выстраивать индивидуальную работу,
конструировать учебный план на базе интересов
учащихся.

Работа с одаренными учащимися особенно видна в
старшем звене. Реализуя свои склонности,
интересы, способности через систему
дополнительного образования, элективные курсы,
модули старшеклассники демонстрируют свои
достижения в выбранном направлении, участвуя в
предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах,
проектной деятельности.

Планируя дальнейшую работу с одаренными
детьми, мы создаем картотеку двух видов: для
учащихся “Я — творческая личность” и для
учителей “Система работы с одаренными детьми”,
которая легла в основу программы “Одаренные
дети”.




Следующий: